САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
Кафедра истории и теории искусств
«Основы истории и теории дизайна»
Методические указания для студентов
Специальности 262200.62 – Конструирование изделий легкой промышленности и специальности 262000.62 – технология изделий легкой промышленности
Составитель
В.Ю. Медведев
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение.
Тема 1. Предметное творчество. Сущность, определение, систематизация видов. Формы творческой деятельности: монофункциональные и бифункциональные. Система видов предметного художественного творчества - архитектонических искусств.
Тема 2. Основные факторы эволюции дизайна - научно-технические, социально-экономические, социально-культурные. Их взаимосвязь.
Тема 3. Международные и национальные промышленные выставки в Европе и России XIX в. Демонстрация достижений научно-технического прогресса и ложного подхода к художественному освоению продукции машинного производства.
Тема 4. Начало подготовки художников для промышленности и художественное образование инженерных кадров России XIX в.
Тема 5. Становление дизайна в Европе и Советской России в первые десятилетия XX в. Немецкий Веркбунд. Баухауз. ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН). Значение их идей и деятельности.
Тема 6. Становление и развитие дизайна в США в 30 – 50-е гг. XX в. Факторы, способствующие его массовому внедрению. Организационные формы американского дизайна. Подготовка кадров.
Тема 7. Становление и развитие дизайна в странах Западной и Восточной Европы, и Японии в 40 – 60-е гг. XX в. Особенности статусно-организационного периода и формирования школ дизайна в разных странах.
Тема 8. Дизайн в СССР в 40 – 50-е гг. XX в. Подготовка кадров художников – конструкторов. Практика дизайна в отдельных отраслях промышленности.
Тема 9. Создание и функционирование государственной системы дизайна в СССР в 60 – 80-е гг. XX в. Образование межотраслевой системы (ВНИИТЭ и его филиалы в стране) и отраслевых подразделений дизайна в разных НИИ и КБ. Различные направления деятельности. Союз дизайнеров СССР.
Тема 10. Интеграция и обмен опытом дизайн-деятельности в разных странах мира. Создание и функционирование международных организаций дизайна: ИКСИД, ИФИ, ИКОГРАДА; ИДА (альянс трех организаций). Контакты союза дизайнеров СССР и Союза Дизайнеров России (с 1992 г.) с ними.
Тема 11. Современное состояние и перспективы развития дизайна в России и в мире в XXI в.
Тема 12. Этимология, смысл и определение понятия «дизайн». Предмет, объекты дизайна. Основной метод и основные рабочие категории дизайна. Сущность и определение понятий.
Тема 13. Общая типология дизайн-деятельности по ее областям, направлениям, специализации и другим основаниям.
Тема 14. Цель, функции, социально значимые задачи дизайна. Их взаимосвязь. Принципы и закономерности дизайна.
Тема 15. Композиционное формообразование объектов дизайна. Система факторов формообразования. Композиция как средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы объектов дизайна. Система категорий композиции в дизайне.
Тема 16. Стиль и мода в дизайне. Сущность и определения. Структура явлений «стиль» и «мода». Закономерности и факторы формирования стилевых направлений и модных инноваций. Стиль и художественный образ объектов дизайна.
Тема 17. Дизайн в системе предметного мира культуры. Роль дизайна в формировании материальной и духовной сфер культуры при его гуманистической ориентации и антропоцентрической сущности дизайнерского творчества.
Заключение.
Литература
- Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. – 2-е изд., испр.-М.:Европа, 2006.-319с.
- Медведев В.Ю. Основные факторы эволюции дизайна: учеб пособие.- ПРб.: типография «ШиК», 2007.-218с.
- Медведев В.Ю. Стиль и мода в дизайне: учеб. пособие.-2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ПГУТД, 2006.-210с.
- Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие.-3-е изд., испр. и доп.- СПб.: СПГУТД, 2009.-109с.
- Адамс С. Движение искусств и ремесел /пер. с англ. Т.Боднарук, М.Лахути, Ю.Рознатовской.-М.: ОАО изд-во «Радуга», 2000.-128с.
- Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна (в 2-х томах).-М.:Союз дизайнеров России, 2001, Т1-424с., Т2-392с.
- Гропиус В.Границы архитектуры /пер.с англ. А.С.Пинскер, В.Р.Аронова, В.Г.Калиша.-М.: Искусство, 1971.-286с.
- Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: историко-критический очерк.-М.: Наука, 1975.-270с.
- Михайлов С.М. История дизайна (в 2-х томах): учеб.для вузов.-2-е изд. Испр. и доп.- М.: Союз дизайнеров России, Т1-2002.-278с., Т2-2003.-392с.
- Медведев В.Ю. О структуре содержания теории дизайна // Дизайн. Материалы. Технологии.- 2008.-№4(7).-С.17-25.
- Медведев В.Ю. Связи и отношения архитектонических искусств в современном мире предметного творчества // Вестник СПГУТД.-2009.-№16.-С.76-83.
- Медведев В.Ю. Дизайн в системе предметного мира культуры // Вестник СПГУТД.-2009.-№2(17)-С.75-83.
- Медведев В.Ю. О системе категорий композиции в дизайне // Вестник СПГУТД. Серия 2-Искусствоведение. Филологические науки.-2010.-№1.-С.3-14.
- Медведев В.Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий – произведений дизайна: учеб. пособие.-3-е изд., испр. и доп._ СПб.: СПГУТД, 2006.-76с.
- Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. –М.: Союз дизайнеров России, 2002.-416с.
- Папанек В. Дизайн для реального мира/пер. с англ. Г.Северской.-М.:издатель Д.Аронов, 2004.-416с.
- Розенталь Р. Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени/пер. с англ. Д.В.Сильвестрова.-М.:Искусство, 1971.-249с.
- Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер.-Л.: Лениздат, 1984.-151с.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
Текст работы представляется на стандартных листах писчей бумаги для машинописи или ксерокопирования формата А4 (210 х 297 мм). Работа печатается на одной стороне листа на принтере. Стандартные поля: 3 см – с левой стороны, 1,5 см – с правой стороны, 2 см – нижний и верхний поля. Шрифт Times New Roman (14 пт), междустрочный интервал полуторный, текст выравнивается по ширине, абзацный отступ 10 мм. Нумерация страниц - сверху по центру.
Примерный план написания реферата:
В начале реферата должное быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая. Заголовки разделов прописными буквами ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ без точек в конце. Титульный лист не нумеруется.
Ведение. Во введении необходимо обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора.
I глава. Вступительная часть. Это короткая глава должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата.
II глава. Основная научная часть реферата. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты - 2.1.,2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
Заключение. В той главе автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.
В конце работы прилагается список используемой литературы.
Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.
Объем реферата 15-20 страниц.