РАБОТА С МЕСТОМ ДЕЙСТВИЯ




Вспомните примечательные детали интерьера спальни вашего бывшего мужа. Постарайтесь вспомнить, какая там стоит мебель, какой там пол, какого цвета стены, какие картины висят на стенах, какие там окна и двери, чем там пахнет, какие звуки слышны, какая там температура. Когда у вас возникла настолько точная и подробная картинка мысленно наложите на окружающую вас реальность все то, что вас окружало в спальне вашего бывшего мужа. Например, найдите соответствие между диваном на съемочной площадке и диваном в той самой комнате – можете при этом мысленно изменить его цвет или текстуру ткани. Представьте, что стоящий перед вами приставной столик – это стереосистема вашего бывшего мужа. Картины на стенах – это окна. Пусть деревянный пол превратится в голубой ковролин. Пахнет его любимым одеколоном. Слышен шум машин, проезжающих за окном. Вы чувствуете прохладу, поскольку ваш бывший муж, ненавидящий потеть, всегда пользовался кондиционером. Когда вы подробно представите себе каждую деталь вашего места действия, вспомните события – как травматичные для вас, так и радостные, – которые здесь происходили. Вспомните, как вы в первый раз занялись любовью на диване. А затем вспомните, как в этом же диване нашли трусики в цветочек, явно не ваши. Мысленно взгляните на плакат, который вы ему подарили. Услышьте, как играет диск, который он заслушивал до дыр. Вообразите дверь, которой вы хлопнули со всей силы, когда навсегда от него уходили. Не останавливайтесь до тех пор, пока не почувствуете, что перенеслись со съемочной площадки, из класса или со сцены в то место действия, которое вы выбрали.

 

Выбрав наилучшее МЕСТО ДЕЙСТВИЯ, наделите окружающую вас обстановку его чертами

 

Если вы играете на сцене, мысленно представляйте себе место действия перед каждой репетицией. Если вы снимаетесь в фильме или телесериале, потратьте хотя бы десять или пятнадцать минут перед съемкой каждой сцены на то, чтобы мысленно преобразить обстановку. Создайте место действия, удобно расположитесь там и придайте ему реальные очертания, вспомнив эмоционально подходящие вам на данный момент события, которые там происходили.

Однажды я продюсировала фильм под названием «Крестный сынок» с Кристофером Уокеном в главной роли. Каждый раз, когда ему предстояло играть в новом интерьере, Уокен бродил по темному пространству (перед тем, как зажечь свет), ощупывая и используя по назначению все, что попадалось ему под руку. Сидел на стульях, трогал предметы на кофейном столике, перелистывал страницы книг в книжном шкафу – до тех пор, пока пространство не становилось для него реальным и наполненным историей и соответствующими переживаниями. Он вызывал из глубин памяти свое место действия. Так что, когда приходило время начинать съемки, уже невозможно было разграничить мир Уокена и реальную обстановку на съемочной площадке.

 

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ, которое вы выбрали, должно включать в себя внутренние ПРЕПЯТСТВИЯ

 

Если вам слишком легко и комфортно в месте, которое вы выбрали, то вы не будете чувствовать настоящей необходимости решить вашу сценическую задачу. Допустим, вы работаете над сценой, где ваш персонаж проходит собеседование у работодателя, и ваша сценическая задача – «сделать так, чтобы ты дал мне эту работу». Если вы выберете место, где вас однажды очень легко взяли, вы не будете чувствовать никакого азарта. Наиболее эффективным выбором места действия будет такое место, где вы некогда провалили невероятно важное для вас собеседование. Это место действия будет подпитывать вашу сценическую задачу, наполняя вашу игру отчаянным желанием сделать так, чтобы собеседование прошло успешно, поскольку вы больше не хотите повторения того провала.

Удивительно, как сильно на нас влияет место действия. Вспомните ресторан, в который вы привыкли ходить с бывшим мужем или женой. А каково было бы оказаться в этом ресторане с новым человеком всего лишь через несколько недель после того, как вы расстались с предыдущим партнером? Ощущения отличаются, да? То, что некогда было уютным вторым домом, теперь становится местом, вызывающим беспокойство и дискомфорт. Вы боитесь случайно встретить там бывшего супруга (все‑таки это место когда‑то имело для вас обоих особое значение), вспоминаете ужасные ссоры, которые здесь происходили и могут произойти снова, если у вас сложатся длительные отношения с тем человеком, с которым у вас сейчас свидание. А еще вы думаете о том, что вы никогда ни с кем не будете счастливы, поскольку это место служит вам постоянным напоминанием о вашем неудачном браке. От того, где мы находимся, зависят наши переживания и наши потребности.

Место действия – неотъемлемая часть истории, что нам наглядно демонстрирует Дэвид Хэйр в своей «Синей комнате», вольной интерпретации пьесы Артура Шницлера «Карусель». Уже самим названием своей пьесы Хэйр обращает наше внимание на то, насколько важная роль отводится месту действия. Пьеса представляет собой серию коротких историй о сексе. В одной из сцен сенатор вступает в сексуальную связь с очень молоденькой стажеркой. Я попросила Билла Моусеса, звезду «Мелроуз Плейс», «Фэлкон Крест» и многих других телесериалов, поставить эту сцену в моем классе. Билл знал, что главные препятствия для его персонажа в том, что он женат и занимает пост сенатора. Сенатор не может не беспокоиться о том, что жена, пресса и избиратели могут узнать о его неблаговидном поступке. Как нам прекрасно известно на примере многих известных политиков прошлого, подобные истории – кратчайший путь к краху политической карьеры. Помимо этого, для сенатора существует также препятствие, связанное с возрастом: юный возраст стажерки может стать серьезным пятном на его репутации. Мы с Биллом говорили о том, какое место могло бы вызвать подобный накал страстей и страх разоблачения. Билл к этому моменту уже прошел через один бракоразводный процесс, в который был вовлечен ребенок. Если бы его снова застукали за изменой, он вынужден был бы снова пройти все те же круги ада – тяжелое испытание, о котором он охотно предпочел бы забыть. Поэтому Билл использовал свою спальню, представив себе: а ЧТО ЕСЛИ БЫон изменил своей жене, когда ее вместе с детьми не было бы дома? Мысли о том, что он занимается сексом на постели (наделенной чертами его собственной постели, которую он делил со своей женой и на которой был зачат его ребенок), с девушкой, выбранной им в качестве замены, заставляли его сердце бешено колотиться. Билл создал в воображении место действия, используя возможности своей памяти. Он представлял себе мебель, которую купил вместе с женой, ощущал запах ее духов и даже слышал неповторимый скрип пружин этой самой постели. Это заставило Билла ощущать очень сильное чувство вины и страх (его жена могла появиться в любой момент), но и невероятное сексуальное возбуждение (так всегда бывает, когда есть опасность). Это была мощная актерская игра, которой способствовало правильно выбранное место действия.

 

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ – это принципиально важный инструмент, даже когда речь идет о месте, в котором ваш персонаж никогда не был прежде.

 

Многие актеры часто пытаются себя обмануть, не входя в помещение до начала съемок, если речь идет о месте действия, где их персонаж оказывается впервые. Это работает для первого дубля, но как быть со вторым или четырнадцатым? Как быть с разными способами съемки? Очень часто приходится использовать одну и ту же обстановку снова и снова при съемках общего плана, среднего плана, крупного плана и т. д. Что тогда? Вот почему настолько важно осознанно использовать личное место действия. Вам нужно место, про которое вы будете знать, что оно снова и снова будет обеспечивать вам необходимые переживания. И, верите вы или нет, в вашей жизни есть множество мест, которые могут вызвать в вас беспокойство, характерное для человека, оказавшегося впервые в незнакомом помещении.

Например, если вы снимаетесь в фильме ужасов и в сценарии говорится, что ваш персонаж впервые входит в дом с привидениями, очень хорошим выбором места действия будет дом, где вы выросли, но не были уже много лет. А для того чтобы сделать первое знакомство с домом по‑настоящему жутким (все‑таки это дом с привидениями!), вызовите в памяти неприятные воспоминания (ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ), когда осматриваете помещение. Вам станет так же жутко, как во время посещения дома с привидениями. Обратите внимание, что при этом место действия делает вашу сценическую задачу еще более трудной, заставляя преодолевать дополнительные препятствия (плохие воспоминания).

И наоборот, в случае Наташи Грегсон Вагнер, игравшей роль жертвы в «Городских легендах», мы использовали кажущееся безопасным место для того, чтобы сделать жестокое убийство ее персонажа более неожиданным и шокирующим. В начальных сценах этого фильма ужасов персонаж Наташи находится в машине, беззаботно подпевая радио, а затем психопат, притаившийся на заднем сиденье, совершает то, чего естественно ожидать от любого серийного маньяка: убивает ее, заливая салон машины потоками крови. Несмотря на то что через стекла машины обычно все видно, мы ощущаем ее как наше личное пространство. Никто не без греха, и каждый из нас когда‑нибудь вел себя в машине так, как никогда бы не решился вести себя на публике: ковырял в носу, рыдал навзрыд или распевал во все горло любимые песни, не попадая при этом в ноты. Я посоветовала Наташе сделать местом действия ее собственную машину и вообразить, что она смотрит через ее стекла на улицу, ведущую к дому ее детства.

 

Когда в той или иной сцене вы сидите в машине, персонализация того, что вы видите из окна, – часть процесса создания МЕСТА ДЕЙСТВИЯ.

 

Она не просто ощущала себя в безопасности, сидя в своей машине: родные места вызывали в ней детское чувство абсолютной защищенности. Поэтому пение Наташи (надо сказать, больше напоминавшее отчаянные кошачьи вопли) было по‑настоящему самозабвенным и заставило зрителей расслабиться и рассмеяться. Благодаря этому месту и сама Наташа, и зрительская аудитория чувствовали себя в полной безопасности, так что, когда маньяк‑убийца внезапно появился за спиной героини, все были шокированы и по‑настоящему напуганы, поскольку никак не могли этого ожидать. Выбор этого места действия был настолько удачным, что зрители на пробном показе сказали, что больше всех им понравился персонаж Наташи, а из всех сцен лучше всего запомнилась именно эта. Поскольку героиня Наташи была убита в самом начале фильма, продюсеры пошли у зрителей на поводу и перемонтировали его, использовав эту сцену во флэшбеках по ходу действия.

 

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ поможет вам создать ощущение закрытого личного пространства.

 

Место действия позволяет вам почувствовать себя так, как будто вы одни и на вас никто не смотрит, а нам, зрителям, дозволяется увидеть нечто интимное и сокровенное, не предназначенное для посторонних глаз – как если бы мы были мухами на стене.

 

Выбор МЕСТА ДЕЙСТВИЯ из вашего детства может оказаться невероятно эффективным, поскольку детские переживания играют в нашей жизни особую роль.

 

Наши детские воспоминания обладают властью над нами, поскольку то, кем мы являемся сейчас, в значительной степени определяется тем, что с нами происходило тогда. Сколько бы лет ни минуло с тех пор, мы всегда будем ясно и отчетливо помнить наиболее важные события из нашего детства. Речь идет не только о том, что происходило, но и о том, где это происходило. Места, где мы часто бывали в детстве, способны пробудить в нас весьма острые ощущения и яркие образы. Если вы когда‑нибудь посещали свою старую начальную школу, ездили через район, в котором жили в детстве, или просто заходили в «Бургер Кинг», где любили зависать с друзьями, – вас захлестнет волна воспоминаний и переживаний, как хороших, так и плохих.

Мы с Татьяной Али (получившей известность благодаря сериалу «Принц из Беверли‑Хиллз») вместе работали над фильмом «Закон силы», где также снимались Джа Рул и Винг Реймз. Татьяна играла девушку по имени Алиша Пакер, отец которой, проповедник, был бессмысленно застрелен возле банкомата. В одной из сцен Алиша сидит одна в кабинете своего покойного отца, перелистывая Библию, принадлежавшую ему, его фотоальбом и его дневник. Погружаясь в воспоминания и размышления, Алиша пытается оживить своего отца. Мы сделали местом действия детскую комнату Татьяны, поскольку она вызывала в ее памяти времена и события, которые уже никогда не вернутся. Хотя отец Татьяны был еще жив, вид подробно воссозданной в памяти детской комнаты, ее запах погрузили девушку в глубокую печаль, поскольку она поняла, что детство уже не воротишь. А значит, никогда больше не пережить то особое чувство, что испытывает маленькая девочка, когда ее отец заботится о ней и защищает ее. Мы взяли фотографии, которые должна была рассматривать Алиша, и сделали так, чтобы с каждой из них был связан какой‑то важный момент в отношениях между отцом и дочерью (задействовали внутренние объекты). Записи в дневнике отца Алиши стали словами, которые отец часто говорил Татьяне, когда хотел ее подбодрить; словами, способными залечить детские эмоциональные раны (также внутренние объекты). Представляя себе свою комнату, она смогла испытать чувство потери, связанной со смертью, поскольку эта смерть – смерть ее детства и ее роли маленькой папиной дочки – была настоящей.

 

Используйте МЕСТО ДЕЙСТВИЯ, для того чтобы сделать ваши ощущения и переживания более интенсивными

 

В течение многих лет я работала с Мишель Стэффорд – актрисой, получившей в свое время премию «Эмми», – над образом Филлис, одной из главных героинь дневного сериала «Молодые и дерзкие». В одной из сюжетных линий Филлис обвиняют в поджоге гостевого домика, принадлежавшего ее мужу Джеку, в котором в то время жила Диана – бывшая невеста Джека и мать его ребенка. Филлис арестовывают. Диана, воспользовавшись отсутствием Филлис, соблазняет Джека. Джек поддается и затем просит Филлис простить его, поскольку он переспал с Дианой (и не один раз, добавим мы) якобы лишь для того, чтобы выведать у нее всю правду и убедиться, что настоящим поджигателем была именно она. Филлис этому, разумеется, не верит (а кто бы поверил?), но ничего не может сделать, поскольку находится за решеткой. Но это еще не все (это дневной сериал, как‑никак!). Филлис, чувствуя себя одинокой, преданной и морально раздавленной, сходит с ума. Она слышит голоса, говорит сама с собой (Мишель в этих сценах в буквальном смысле играет двух разных людей) и пытается себя покалечить. Мы говорили о том, какое место действия могло бы заставить Мишель ощущать себя словно в тюрьме. Я сказала ей, что тюрьмой может стать любое место, которое вызывает чувство физической и эмоциональной скованности. Поэтому Мишель выбрала место, где с ней в детстве произошло одно травматичное событие. Все детские травмы окрашивают наши переживания и влияют на наше поведение, когда мы становимся взрослыми. Они также побуждают нас постоянно заботиться о том, чтобы обезопасить себя от повторения подобного болезненного опыта. Выбранное Мишель место дало ей ощущение, что она не может найти выход и никто не придет ей на помощь. Другими словами, ощущение, что она в тюрьме. Это место действия также служило ей напоминанием о событии, заставившем чувствовать свое бессилие и невозможность контролировать происходящее. И если вы сложите все это: страх, бессилие, ощущение потери контроля над происходящим, безысходность и понимание, что помощи ждать неоткуда, то в результате получите рецепт безумия. Личный выбор места действия сделал игру Мишель более искренней, техничной и эмоциональной.

 

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА

Четвертая стена – это та часть места действия, которая делает ваше рабочее пространство (сцену, съемочную площадку, класс и т. д.) закрытым, отделяя актеров от аудитории и или съемочной бригады.

Четвертая стена – это край сцены или съемочной площадки. Четвертая стена замыкает ваше место действия, создавая ощущение уединенности. Когда вы наделяете пол, стены и мебель чертами вашего личного места, вы должны таким же образом вообразить нечто, что могло бы служить четвертой стеной. В выбранном вами месте на уровне четвертой стены может располагаться комод, скульптурное изображение и окно, в то время как в реальности там установлена камера и осветительные приборы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: