Эффект концентрации производства




Эффект масштаба объясняет, почему возникли фабричные города. Однако в крупных городах насчитывается больше одной фабрики. Крупный промышленный город возникает вследствие эффекта концентрации производства. Располагаясь одна рядом с другой, фирмы могут выпускать блага при более низких издержках. Это пример положительного внешнего эффекта, когда издержки производства на одном предприятии снижаются только потому, что растёт объём производства на других предприятиях. Существует два типа эффекта концентрации: эффект локализации и эффект урбанизации.

А. Эффект локализации

Эффект локализации имеет место в том случае, если издержки производства на предприятиях одной отрасли снижаются по мере того, как совокупный объём производства предприятий отрасли возрастает. Для получения эффекта локализации, фирме необходимо располагаться рядом с другими фирмами отрасли. В основе эффекта локализации лежат три причины: эффект масштаба промежуточных производственных факторов, единый рынок труда и перелив знаний.

1. Эффект масштаба промежуточных производственных факторов. Скопление фирм одной отрасли происходит потому, что они могут покупать промежуточные производственные факторы у одного и того же поставщика. Однако для скопления фирм необходимо выполнение двух условий: во-первых, спрос отдельной фирмы на фактор недостаточен для появления эффекта масштаба у производителя промежуточного фактора; во-вторых, транспортные расходы относительно высоки. Это происходит в том случае, когда необходимы непосредственные контакты между потребителями и поставщиками промежуточного фактора, либо промежуточный фактор имеет большой объём, отличается хрупкостью или требует быстрой доставки (Примеры: модная одежда и пуговицы – пуговицы для модной одежды нельзя покупать по каталогу; группировка штаб-квартир корпораций рядом с производителями рекламы, консультантам по экономическим и юридическим вопросам и проч.; группировка издательств вокруг организаций, предоставляющих экспертную информацию (библиотеки, институты, университеты); эффект масштаба присутствует при оказании транспортных и коммунально-бытовых услуг).

2. Единый рынок труда. Группировка фирм повышает эффективность рынка труда, облегчая перемещение рабочих с одного предприятия на другое. Группировка фирм позволяет рабочим тратить меньше времени на поиск информации о наличии вакансий и нести меньшие транспортные издержки при переходе на новое место работы. Из-за этого предприятия могут быстро заполнять вакансии и наращивать производство.

3. Перелив знаний. Группировка фирм облегчает быстрый обмен информацией и распространение технологии.

В. Эффект урбанизации

Эффект урбанизации имеет место в том случае, если производственные издержки фирмы снижаются по мере роста совокупного объёма производства на территории города. Эффект урбанизации отличается от эффекта локализации в двух отношениях. Во-первых, эффект урбанизации появляется в результате роста масштаба экономики всего города, а не только отдельной отрасли. Во-вторых, эффект урбанизации несёт выгоды фирмам всего города, а не только фирмам отдельной отрасли. Эффект урбанизации появляется по тем же причинам, что и эффект локализации.

С. Эффект концентрации в торговле

Внешний эффект покупок появляется в том случае, если на объёмы реализации одного магазина влияет место расположения других магазинов. Внешний эффект покупок побуждает фирмы формировать группы магазинов, что может привести к возникновению городов. Имеются два типа товаров, создающих внешний эффект покупок: неполные заменители и сопутствующие товары.

1. Два товара являются неполными заменителями в том случае, если они похожи, но не идентичны. В качестве примеров неполных заменителей можно привести одежду, обувь, ювелирные украшения, бытовую технику, автомобили и проч. Если магазины образуют группу, то это снижает издержки на сравнение товаров, что привлекает клиентов к группе. Некоторые магазины группируются в центре города, другие – в торговых центрах и пассажах.

2. Сопутствующие товары. Товары называются сопутствующими, если приобретение одного из них приводит к увеличению спроса на другой. Выгоды от группировки магазинов аналогичны описанным выше.

 

На семинаре: 1)Задача по рынку сбыта; 2)Задача про создание пула рабочей силы; 3)Задача по эффекту концентрации от сравнения товаров.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: