Богослужебное использование книги Бытия




Лекция 5

Пятикнижие (общие сведения). Книга Бытия (общие сведения)

Пятикнижие

 

Первые пять книг Ветхого Завета в еврейской традиции носят название Тор а, что значит Закон. В греческой традиции – πεντάτευχος, что на русский язык переведено как Пятикнижие.

В состав Пятикнижия входят следующие книги:

 

Еврейская традиция Греческая традиция Русский (синодальный) перевод
בְּרֵאשִׁית Берешит (В начале) Γένεσις Генесис (Происхождение) Бытие
שְׁמֹות Шемот (Имена) Ἔξοδος Экосдос (Исход) Исход
וַיִּקְרָא Ваийкра (И воззвал) Λευιτικόν Левитикон (Левит) Левит
בְּמִדְבַּר Бемидбар (В пустыне) Ἀριθμός (Аритмос) Числа Числа
דְּבָרִים Деварим (Слова) Δευτερονόμιον (Девтерономион) Второзаконие Второзаконие

 

Содержание Пятикнижия

Повествования Пятикнижия охватывает период священной истории от сотворения мира до возвращения евреев из египетского плена в Ханаан (Палестину).

В книге Бытие содержится повествование о самых ранних этапах человеческой истории: от создания мира до переселения евреев в Египет при патриархе Иакове. Повествование книги Бытие – нечто вроде предыстории к другим четырем книгам, которые охватывают промежуток времени от рождения до смерти Моисея. Тем не менее, Бытие – законченное литературное произведение, обладающее собственной ценностью. Именно отсюда нам известно, как был создан мир, как человечество оказалось в столько плачевном положении и как Господь создает еврейский народ, в лоне которого предстоит родиться Спасителю мира.

Книга Исход рассказывает нам об исходе евреев из Египта до момента их стоянки у горы Синай, где Господь заключает с ними Завет.

Книга Левит практически не содержит в себе повествовательных разделов. Все ее содержание – собрание обрядовых законов, которые даровал Бог Израилю на горе Синай.

В свою очередь книга Числа посвящена описанию пути евреев от Синая до границ Ханаана и также содержит в себе законы, которые регламентируют собой различные стороны жизни евреев.

Последняя книга, Второзаконие, является своеобразным обобщением того, о чем было сказано в предыдущих трех книгах. Она вкратце повторяет историю путешествия Израиля из Египта в Ханаан, содержит важные законодательные постановления, а также последние наставления Моисея, данные своему народу.

 

Структура Пятикнижия

Структуру Пятикнижия можно рассматривать на разных уровнях. В первую очередь, можно говорить о пяти различных книгах, каждая из которых – законченное литературное произведение, обладающее характерными для нее литературными чертами.

Также можно говорить о том, что Пятикнижие состоит из двух частей: 1) отрывок Быт. 1 – Исх. 19 – в основном это историческое повествование; 2) Исх. 20 – Втор. 34 – содержание этого блока – в основном законы.

Есть еще один взгляд на структуру Пятикнижия. Ее можно разделить на три больших блока, каждый из которых заканчивается благословениями и проклятиями потомков, а также последующим небольшим эпилогом. Так, первый блок – Быт. 9:25-27, в котором Ной благословляет Сима и Иафета, а также проклинает Ханаана (эпилог Быт. 9:28); Быт. 49 содержит предсказания Иакова, данные его сыновьям (эпилог Быт. 50); Втор. 33 – пророчество Моисея коленам Израилевым (эпилог Втор. 34).

В результате перед нами границы трех эпох:

1. эпоха первобытного мира (Быт. 1 – 9);

2. эпоха патриархов (Быт. 10 – 50);

3. эпоха Моисея (Исх. 1 – Втор. 34).

В свою очередь в рамках каждой из трех эпох есть свои подразделы. Переход от одного раздела к другому осуществляется при помощи поэтических вставок.

Так, период первобытного мира разбит на эдемский (Быт. 1 – 3) и послеэдемский (Быт. 4 – 9). Рассказ о пребывании первых людей в раю оканчивается поэтической речью Бога (Быт. 3:14-19) и эпилогом (Быт. 3:20-24). Эпоха патриархов делится на период доханаанский (Быт. 10:1 – 12:5) и послеханаанский (Быт. 12:6 – 50:26). Они отделяются друг от друга поэтической речью Бога, обращенной к Аврааму (Быт. 12:2, 3), и эпилогом (Быт. 12:4, 5). Эпоха Моисея делится при помощи поэтических вставок на три периода. Египетский период заканчивается переходом через Красное море и песней Моисея (Исх. 15:1-18) с последующим за ней эпилогом (Исх. 15:19-21). Повествование о путешествии евреем в пустыне заканчивается поэтической вставкой (Числ. 21:27-30) и эпилогом (Числ. 21:31-35). Наконец, последний раздел заканчивается песней Моисея (Втор. 32:1-43) и эпилогом (Втор. 32:44-52).

Такую структуру Пятикнижие можно представить в виде следующей таблицы:

 

первобытный мир период патриархов эпоха Моисея
Эдем до Потопа до Ханаана после Ханаана Исход путешествие в пустыне равнины Моавитские
Быт. 1 – 3 Быт. 4 – 9 Быт. 10:1 – 12:6 Быт. 12:7 – 50:26 Исх-. 1:1 – 15:21 Исх. 15:22 – Числ. 21 Числ. 22 – Втор. 32

 

Хронология Пятикнижия

Пятикнижие охватывает огромный временной период. Точно определить его не представляется возможным. Ключом к определению хронологии пяти книг является следующий текст: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3Цар. 6:1). Исторические свидетельства сообщают, что строительство Храма началось в 967 г. до Р.Х. Следовательно, дата Исхода (прибавляем 480 лет) – 1447 г. до Р.Х. Двигаясь вглубь веков по тексту, можно найти некоторые хронологические указания. Евреи были в Египте 430 лет (см. Исх. 12:40). Следовательно, переселение Иакова в Египет произошло около 1877 г. до Р.Х. Иакову в этот момент было 130 лет (см. Быт. 47:9), следовательно, родился он около 2007 г. до Р.Х. Исааку было 60 лет, когда родился Иаков (см. Быт. 25:26), следовательно, он родился в 2067 г. В свою очередь Аврааму было сто лет, когда родился Исаак (см. Быт. 17:17), следовательно, он родился примерно в 2167 г. до Р.Х. В Ханаан Авраам пришел в возрасте 75 лет (см. Быт. 12:4), то есть в 2092 г. до Р.Х.

Точно датировать более ранние события библейской истории нет никакой возможности. Однако можно указать на продолжительность тех или иных отрезков, о которых говорится в Библии. Так, основываясь на данных 5 главы книги Бытия, можно предположить, что от момента изгнания прародителей из рая до потопа прошло около 1656 лет. В свою очередь от потопа до призвания Авраама – около 427 лет (см. Быт. 11). Эти цифры получаются в результате механического сложения тех числовых данных, которые указывают на продолжительность жизни патриархов до Авраама.

 

С определенной степенью точности события библейской истории можно датировать, начиная с рассказа о:

а) творении мира (-)

б) призвании Авраама (+)

в) исходе евреев из Египта (-)

Литература

1. Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012.

2. Мень А., прот. Исагогика. М., 2000.

3. Смит Дж. Пятикнижие. Н. Новгород, 2009.

4. Снигирев Р., прот. Законоположительные книги Ветхого Завета. М., 2010.

5. Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.

Книга Бытия

Название

В еврейской традиции первая книга Пятикнижия носит название בְּרֵאשִׁית («Берешит»), что на русский язык переводится как «В начале». Это соответствует древневосточной традиции называть книгу ее первым словом. В эллинистическом иудаизме книга Бытия получает название Γένεσις («Генесис»), то есть «происхождение». Слово γένεσις соответствует еврейскому תֹולְדֹות («толедот»), которое переводится как родословие, потомство. Этим словом начинаются значимые повествовательные части книги Бытия. Таким образом, греческое название отражает само содержание книги. Славянское и русское название «Бытие» – перевод греческого Γένεσις.

 

Структура

По содержанию книгу Бытия можно разделить на три основные части:

I. C 1 по 3 главы. Здесь содержится повествование о творении мира и человека, жизни прародителей пребывании в раю и грехопадении.

II. С 4 главы по 11:26. Здесь повествуется об истории первобытного человечества до призвания Авраама.

III. С 11:27 по 50 главу. Здесь излагается история ветхозаветных патриархов с момента их переселения из Месопотамии в Ханаан и до переселения еврейского народа в Египет.

Также возможно разделить книгу Бытия на две части, первая из которых повествует о временах доисторических, это т.н. Пролог (1 – 11:26); вторая о временах, которые можно идентифицировать с теми или иными известными нам хронологическими периодами человеческой истории (11:27 – 50).

Книга Бытия также имеет определенную структурную организацию, предложенную самим автором. Вся она есть не что иное, как 10 родословий תֹולְדֹות («толедот»). Автор постепенно излагает историю генеалогических ветвей человеческого рода. В ходе этого изложения масштаб повествования все более сужается, пока рассказ не сосредотачивается на истории одного израильского народа. В соответствии с родословиями структуру книги Бытия можно представить следующим образом:

1. пролог (1 – 2:4а);

2. родословие неба и земли (2:4б – 4);

3. родословие Адама (5 – 6:8);

4. родословие Ноя (6:9 – 9);

5. родословие сыновей Ноя (10 – 11:9);

6. родословие Сима (11:10-26);

7. родословие Фарры и Авраама (11:27 – 25:11);

8. родословие Измаила (25:12-18);

9. родословие Исаака (25:19 – 35);

10. родословие Исава (36);

11. родословие Иакова (37 – 50).

Если внимательно читать книгу Бытия, можно увидеть, что каждая очередная часть начинается с обзора или перечисления тех тем, которые эта часть раскрывает. Так, например, Бытие 1:1 краткой фразой описывает все то, что произошло за семь дней творения. Далее Быт. 1:2 – 2:3 – подробно описывает, что же именно произошло в каждый отдельный день.

 

Хронология и география

Как уже говорилось выше, хронологический период книги Бытия обнимает промежуток времени от сотворения мира до переселения евреев в Египет при патриархе Иакове. Самое первое событие библейской истории, о котором мы можем говорить с определенной точностью, – рождение Авраама, которое предположительно последовало в 2167 г. до Р.Х. Соответственно, призвание Авраама – 2092 г. до Р.Х.; переселение семьи Иакова в Египет – 1877 г до Р.Х.

События книги Бытия разворачивается в разных местах. Скорее всего, события первых 11 глав происходят в Междуречье, в одном из городов которого, Уре Халдейском, Господь и призывает Авраама. С 12 по 38 главу библейское повествование переносит нас в различные части Ханаана (Палестины). Последние 12 глав – события, произошедшие в Египте. Рис. 1.

 

Богословие

Говоря о богословии книги Бытия, необходимо выделить пять тем, которые являются основными и имеют для христианского вероучения принципиально важное значение.

А) Творение. Книга Бытия учит о едином всемогущем Боге, который создал всю вселенную. В отличие от языческих космогоний, которые говорят о существовании некоей вечной материи, из которой творится мир, Писание учит о творении из ничего. Бог творит как материю, так и само время, которое возникает «в начале» (Быт. 1:1). Венец творения – человек. Он наделен образом Божиим, что выделяет его из среды всего тварного мира, над которым человек поставлен царем. Это отличает библейский взгляд на человека от воззрений месопотамских мифов, согласно которым человек создан богами в качестве раба и для рабского труда. Душа человека бессмертна и не разрушается после смерти тела, но продолжает существовать в преисподней (евр. шеол) (см.: Быт. 37:35; 42:38; 44:29, 31).

Б) Зло и смерть. Согласно книге Бытия, Бог не является причиной зла. Все Его творение «очень хорошее» (Быт. 1:31). Причина искажения – воля самого человека, который поддался на искушения змея и нарушил заповедь Творца. Именно так в мир вошел грех. Как говорит об этом Писание: «земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась злодеяниями… ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:11, 12). Результатом греха стала смерть, разлад между людьми, между человеком и природой, человеком и Богом.

В) Божественный промысл. Несмотря на то, что человек по своей воле отвернулся от Бога, Бог не оставляет человека и продолжает заботиться о нем и устраивать его жизнь. Эта Божественная забота проявляется в различных событиях, описанных в книге Бытия: Он разрешает неплодных (см.: Быт. 18:10; 21:1; 25:21; 30:33); изливает свои милости на угнетенных и презираемых (см. Быт. 29:31); хранит человека на протяжении всей его жизни (см.: Быт. 28:15; 32:11, 12; 35:3; 48:15, 16); устраивает его счастье и благополучие (см.: Быт. 26:24; 30:27); слышит молитву праведника (см.: Быт. 8:20, 21; 18:23-32; 20:17; 24:12; 25:21); наказывает грешников (Быт.: 4:9-15; 9:5, 6). Даже казни Божии есть не что иное, как милость Божия, так как пресекает распространение греха и зла.

Явным образом попечение Божие о человеке проявляется в судьбе ветхозаветных праведников, с которыми Господь заключает завет и о которых промышляет особым образом. Особенно же действие этого промысла заметно в судьбах ветхозаветных патриархов (Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа).

Бог заботится не только о человеке, но и всем Своем творении (см.: Быт. 1:14; 8:22; 9:9-17) – устраивает мир максимально целесообразно.

Г) Ожидание Мессии. Кульминацией божественной заботы о человеке является обетование о том, что он будет спасен от греха и смерти. Указание на подобные обетования можно видеть в т.н. «Протоевангелии» (см. Быт. 3:15), в словах, сказанных Богом Аврааму (см. Быт. 12:1-3), а также в пророчестве Иакова об Иуде (см. Быт. 49:10). Попечение Божие об Израиле – видимое начало исполнения этих обетований.

Д) Завет. Для того, чтобы приобщить человека к грядущему спасению, Господь устанавливает с ним завет. Задача этого союза – сообщить человеку надежду на грядущее спасение, а также возбудить в нем верностью Богу. Такой завет Бог устанавливает с Ноем, как родоначальником нового человечества (см. Быт. 9:1, 2), затем с Авраамом и его потомками (см. Быт. 12; 15; 17:20, 21; 26:2-5; 35:9-13). Важным условием хранения этого завета становится соблюдение заповеди Господней, которую должен оберегать всякий, вступивший в этот союз (см.: Быт. 9:3, 4; 17:1). Верность этим заповедям – основа для соблюдения Богом всех тех обетований, которые он дал человеку (см. Быт. 26:3-5). Видимым знаком этого завета становится обрезание.

Богослужебное использование книги Бытия

Книга Бытия практически полностью используется в богослужении. На протяжении шести седмиц Великого поста в седмичные дни вычитывается ее большая часть. Помимо этого рассказ о первых трех днях творения (см. Быт. 1:1-13) читается на Рождество, Богоявление и в Великую Субботу в качестве первой паремии. В Вербное воскресение читается повествование о благословении Иакова Иуде (см. Быт. 49:1, 2, 8-12); в Великую Субботу (10 паремия) – о жертвоприношении Исаака (см. Быт. 22); в Богородичные праздники – о лестнице Иакова (см. Быт. 28:10-17).

 

Пролог книги Бытия

Первые 11 глав книги Бытия выделяются из ее общего повествования. Дело в том, что мы не можем с большой долей определенности отождествить те события, о которых они повествуют, с какими-то конкретными историческими событиями всемирной истории. Небиблейские данные, которыми мы располагаем и которые могли бы пролить свет на произошедшее, – это в первую очередь мифологический материал, зафиксированный в памятниках различных древних народов (повествование о творении, о золотом веке, о потопе, а башне и т.п.) Никаких других четких научных свидетельств у нас нет.

Поэтому в библейской науке историческое пространство Пролога часто называют метаисторией, то есть тем, что находится над историей. В первую очередь этот текст мы должны воспринимать как важный источник вероучительных истин, но не как исторический источник. Фундаментальные духовные истины переданы при помощи языка образов и символов. Это не значит, что первые 11 глав книги Бытия не носят исторического характера. Скорее их историчность мы должны понимать как историчность православной иконы[1], на которой с одной стороны изображены конкретные исторические персонажи и конкретные исторические реалии (например, образ «Гостеприимство Авраама»), однако выражены они при помощи символического ряда для того, чтобы в первую очередь передать истины духовного характера.

Вот как об этой сложной проблеме пишет известный православный библеист еп. Кассиан (Безобразов): «В понятии метаистории есть двойственность. Метаистория не исключает истории. Но, раскрываясь в истории, она превышает наше разумение. И исторические события, в которых она раскрывается, теряют для нас интерес в смысле конкретных исторических фактов. Они получают значение символическое: через них мы касаемся вечной истины. Таким образом, метаисторическое понимание делает несущественными отдельные подробности библейских фактов в их конкретном историческом значении: ребро Адама, плод древа познания добра и зла, породы животных, выведенных в ковчег и т.д., и т.д.

Но метаистория имеет и свои пределы. Толкование Писания не должно противоречить учению Церкви. Православное толкование не может растворить ветхозаветных прародителей в потоке мифологических образов. Они почитаются Православной Церковью в лике святых. Мы, живущие члены воинствующей Церкви, находимся с ними в молитвенном общении. «Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32). Ответ Спасителя саддукеям остается в силе и для нас. Это – одна сторона, с другой стороны, книга Бытия говорит о сотворении мира, о грехопадении, о наказании согрешивших. Что это: мифология или история? Христианство учит о Боге Творце. Христос пришел на землю искупить падшее человечество. События книги Бытия предполагаются Новым Заветом? Мифологическое понимание Ветхого Завета отнимай почву у Нового: лишнее доказательство связи Заветов. Они вместе стоят и вместе падают»[2].

 

Книга Бытия описывает период священной истории, начиная с:

а) творения мира до переселения евреев в Египет (+)

б) творения мира до исхода евреев из Египта (-)

в) творения мира до истории об Иосифе (-)

 

Литература

1. Кашкин А. Священное Писание Ветхого Завета. Саратов, 2012.

2. Мень А., прот. Исагогика. М., 2000.

3. Смит Дж. Пятикнижие. Н. Новгород, 2009.

4. Снигирев Р., прот. Законоположительные книги Ветхого Завета. М., 2010.

5. Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.

Тест

1. Тор а – это еврейское название:

а) книги Бытия (-)

б) Пятикнижия Моисеева (+)

в) книги Исход (-)

г) тех книг Пятикнижия, которые содержат обрядовые предписания (-)

 

2. Повествование Пятикнижия заканчивается:

а) смертью Моисея (+)

б) вторжением евреев в Землю обетованную (-)

в) прощальной речью Моисея (-)

г) завоеванием Иерихона (-)

 

3. Событием, которое помогает датировать те или иные моменты библейской истории, является:

а) смерть Моисея (-)

б) завоевание Иерусалима (-)

в) начало строительства Иерусалимского храма (+)

г) призвание Авраама (-)

 

4. Структурно книгу Бытия можно разделить на:

а) 10 родословий и заключение (-)

б) 7 родословий и заключение (-)

в) пролог и 10 родословий (+)

г) пролог и 7 родословий (-)

 

5. События книги Бытия происходят в:

а) Месопотамии, Египте, Ханаане (+)

б) Палестине, Месопотамии, Харране (-)

в) Уре Халдейском, Месопотамии, Египте (-)

г) Египте, Месопотамии, г. Синай (-)

 

6. Паремии из книги Бытия не читаются:

а) на Пасху (+)

б) в Великую субботу (-)

в) в Вербное воскресенье (-)

г) на Рождество (-)

 

7. Одна из главных трудностей толкования первых 11 глав книги Бытия заключается в том, что:

а) это повествование не исторично (-)

б) у нас нет конкретных научных данных об этом периоде (+)

в) это в первую очередь богословский трактат (-)

г) это собрание мифов, преданий и легенд (-)

 

 


[1] Замечательно эту мысль формулирует в своей «Исагогике» о. Александр Мень: «Одна из главных особенностей Ветхого Завета в том, что он учит богооткровенным истинам с помощью истории. Однако библейский Пролог не является историей в обычном, современном смысле слова. Это скорее духовная история начала мира и человечества, где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин. Богословие Пролога подобно богословию иконы, которая сообщает откровение высшего мира условными знаками линий, красок и форм. «Библия – это глубина; древнейшие ее части, и прежде всего Книга Бытия, развертываются по законам той логики, которая не отделяет конкретного от абстрактного, образа от идеи, символа от символизируемой реальности. Возможно, это логика поэтическая или сакраментальная, но примитивность ее – только кажущаяся. Она пронизана тем Словом, которое придает телесности (не отделяя ее от слов и вещей) несравненную прозрачность» (В. Н. Лосский)» (см.: https://krotov.info/library/13_m/myen/1_8_104.html).

[2] Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного толкования Слова Божия (см.: https://predanie.ru/groups/info/i/82854/).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: