Отражение исторических событий первой четверти XIX в. в архитектуре Санкт-Петербурга. Новые подходы к застройке города.




В XIX в.образ города начинает господствовать над образом отдельного сооружения.

От собственно регулярного плана архитектура переходит к пространственной композиции города. Скульптурное оформление Санкт-Петербурга, посвященное победе в войне 1812 г.

скульптор Б.И. Орловский

• Памятник М.И. Голенищеву-Кутузову

• Памятник М.Б. Барклаю де Толли

скульптор Х.Д. Раух, архитектор К.И. Росси

• Колонны Славы

архитектор О. Монферран, скульптор Б.И. Орловский

• Александрийский столп

Казанский собор — храм русской воинской славы.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества. Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Освящен в 1811 году. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Колонны Славы. две гранитные колонны с венчающими их бронзовыми фигурами богини победы Ники. Колонны находятся недалеко от бывших казарм лейб-гвардии Конного полка (ныне Центральный выставочный зал) и призваны увековечить его подвиги в Отечественной войне 1812 года. Статуи богини Ники с лавровыми венками в руках были изготовлены по проекту скульптора Х. Д. Рауха в Берлине и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV. Колонны Славы выполнены по проекту архитектора К. И. Росси из серого сердобольского гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают статуи. Автор Колонн, итальянец по происхождению, Карл Иванович Росси.

1844-1845 гг. - создание статуй богини Ники в Берлине (архитектор Х. Д. Раух).
1845-1846 гг. - установка Колонн Славы (архитектор К. И. Росси).

Александрийский столп. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Общая высота сооружения 47,5 м. Общий вес сооружения 704 тонны. Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами, был отлит на заводе Ч. Берда в 1833—1834 годах. С кульпторы П.В. Свинцов, Е. Балин, И. Леппе. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Е. Балин. Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов. Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты. Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева — прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа — старика-водолея) олицетворяют реки Вислу[12] и Неман[13], которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона. На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине — в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

Фигура ангела. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского.В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела — скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман.

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир. К концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым. Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву. Были построены в честь победы России в войне 1812 года. На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках: "Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)". Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестерка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Искусствоведы отмечают, что скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.

Арка главного штаба была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Архитектор поступил логично, пригласив трех скульпторов: С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь. Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитектора. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: