Движение и развитие. Диалектика.




  1. Термин диалектика в античности означал искусство находить истину путем споров, в философии Гегеля – учение о самодвижении абсолютной идеи, третье значение диалектики – философская теория познания. Альтернативами диалектике в смысле теории познания являются догматизм (стремление к однозначным утверждениям) и релятивизм (софистика). Однако догматизм является недостаточно гибким, а релятивизм превращает всякое рассуждение в игру ума. Диалектика представляется следующими методологическими принципами: принцип всеобщей взаимосвязи, принцип противоречия и принцип историзма. В общем и целом, диалектика – это способ восприятия мира.
  2. Смена системой своей качественной определенности понимается как развитие. Энгельсом были сформулированы три законы развития: закон единства и борьбы противоположностей(например, корпускулярно-волновой дуализм), закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(например, изменение агрегатного состояния вещества) и закон отрицания отрицания (a, ~a, ~(~a) = a).

 

Человек, общество, культура.

  1. Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Истинный смысл религиозных догматов – морально-практический, они помогают верующему выбирать свои жизненные ценности и свой жизненный путь. В иерархии духовных ценностей высшее место отводится идеалам (не обязательно религии), в которые люди верят. Вера есть чаемое свершение наших желаний, стремлений, которое происходит в воображении. Есть два подхода к феномену религиозной веры – либеральный (веротерпимый, толерантный) и экзистенциальный. Главное, чтобы вера не заслоняла чувство реальности, оставаясь в эмоциональном мире человека.
  2. Анализ какой-либо исторической общности предполагает рассмотрение ее географической, демографической и производственной составляющих. Их качественно-количественная оценка обуславливается мировым научно-техническим прогрессом, по отношению к которому определяется тип материально-технического развития общности. Если природа является внешним обстоятельством, то производство и население общности составляют взаимозависимые элементы единой неравновесной системы. Понятие “геоисторическая формула общности” фиксирует неразрывность этих факторов, выражает существование общности в природной и социальной среде. В современном мире существует два основных типа геоисторической формулы общности.

 


Сознание.

  1. Естественный язык - исходная знаковая материальная система, закрепляющая, выражающая и переносящая идеальное содержание наших мыслей, информацию, в них заключенную. Две главные функции языка: материальная форма мыслительной деятельности и средство человеческого общения. Слово только называет предмет мысли, но не отражает его. Значение же слова отражает и предмет. Так и с искусственными языками, используемыми в технике, - это удобные системы материальных сигналов, применяемых для приобретения, хранения и передачи информации. Обычно искусственные языки создаются на основе естественных.

2. Виды общественного сознания: рациональное, ценностное и практическое представляют собой различные отношения субъекта к познаваемому объекту. Рациональное сознание отражает бытие само по себе (наука). Ценностное – отношение человека к познаваемому объекту (мораль, искусство). Практическое – отношение к предмету с точки зрения взаимодействия с ним (руководство по эксплуатации).

 

Познание

  1. Для рассмотрения процесса познания необходимо проанализировать познавательные способности человека, выявить разные способы отражения объекта и типы образов, возникающих в этом процессе, исследовать их взаимосвязь и динамику развития. В гносеологии эта задача решается через изучение чувственной, рациональной и иррациональной сторон изучения объекта. Наиболее интересной мне представляется проблема интуиции - способности постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Решение этой проблемы зависит от общефилософской ориентации- для субъективного идеализма это спонтанный процесс, не подчиняющийся никаким закономерностям, для объективного идеализма –способ связи субъекта с Богом и т.д.
  2. Истина есть цель и идеал познания, характеристика адекватности его результата. Критерий истинности - способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний, мнений, иллюзий. Встает вопрос: каким образом можно отделить объективную сторону знания (истинность) от субъективной формы и разнообразных результатов влияния субъекта на содержание знаний? Есть несколько ответов на этот вопрос: отказ от рассмотрения истинности как характеристики знания, наделение каких-либо познавательных способностей привилегированной ролью в установлении истинности знаний, трактовка истинности как интерсубъективного содержания знаний, понимание критерия истинности как полезности, работоспособности знания в совокупной деятельности человека. На мой взгляд, наиболее естественным является последний путь, хотя он и ограничивает понятие истинности.

Научное познание

  1. При рассмотрении структуры науки важным аспектом является выделение взаимосвязанных, но несводимых друг к другу уровней – эмпирического(установление научных фактов) и теоретического(объяснение выявленных эмпирических закономерностей). Для эмпирического исследования характерны следующие методы: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Для теоретического – идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, мысленный эксперимент. Для обоих вместе применяются следующие методы: классификация, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование.
  2. Сциентизм и антисциентизм – две полярные ориентации в философии, связанные с противоположной оценкой ценности научного познания, его социального, культурного и антропологического значения. Сциентизм выделяет роль науки как главного источника технического прогресса, стержня культуры, способа решения социальных проблем. В антисциентизме отрицается всякая значимость науки, на нее возлагается ответственность за все проблемы человечества, подчеркивается ее отрыв от насущных проблем общества. Несмотря на то, что обе теории являются несколько утрированными, в обеих есть отражающие действительность идеи, однако мне все-таки ближе концепция сцентизма.

 

Будущее человечества

  1. Глобалистика – новая область научной мысли и общественного движения, основным мотивом формирования которой стало понимание, что только совместные солидарные усилия и деятельность могут гарантировать преодоление кризисных явлений. В глобалистике подчеркивается важность не только объективная оценка качества жизни (соотношение природных и социально-экономических факторов), но и субъективные оценки (соотношение материального благополучия человека, его правовой защищенности, телесного и психического здоровья, внутренней удовлетворенности).
  2. Пока есть три варианта решения глобальных проблем: бесстрастность (разрушение мира не касается души человека), мироиспользование (антропоцентризм, использование природы как ресурса и подручного средства) и миропринятие (антропокосмизм, возложение на себя ответственности за происходящее в мире). Наиболее эффективным, если не единственно возможным решением является третий вариант, однако из-за столкновения гео-политических образований и мировоззрений человечество на данный момент в основном идет по второму пути.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: