Переодеваниями и дурачествами. Франция




Эпоха средневековья.

Средневековье занимает в истории человечества огромный хронологический период: самые ранние памятники создавались еще на грани древнего и нового времени во II–III веках, хотя записаны были в основном в XI–XII веках. Весь этот период, условно датируемый с V и до XI–XII веков, называется «ранним Средневековьем», а период с XII до XV веков – «зрелым», или «высоким», Средневековьем. Иногда его называют также проторенессанс, или предвозрождение.

Источники средневековой культуры:

• античная культура и искусство бродячих площадных забавников;

• языческие праздники и обряды;

• христианская культура, христианские тексты, месса, литургия.

Конец античности богат философскими школами: скептики, эпикурейцы, поздние пифагорейцы, стоики — все они были агностиками, то есть отрицали возможность постижения мира. Мир стал слишком сложным. Завоевания смешали различные культуры. Жизнь казалась тяжелой и страшной, а боги перестали помогать. И тогда встал вопрос: а есть ли они? Впервые возникла мысль, что если нет богов, то нет и запретов — все дозволено. Реакцией на чудовищную безнравственность римского двора стало появление ареопагитиков. Это были нравственные правила и выписки из литературных произведений, близкие библейской проповеди. Мир был готов к возникновению объединяющей и нравственной религии.

 

 

Сцена из «Мистерии о св. Аполлонии» (фрагмент). Миниатюра Ж. Фуке

Площадной театр в Лувене Фландрия

 

Римские боги были очень далеко от человека, а Христос жил рядом. Античность преклонялась перед человеческим разумом, а тут впервые оказалось, что разум не всесилен — страдание внерационально. Новая религия призывала к состраданию, она не игнорировала боль, обиду. Многие века после этого европейские народы мыслили прежде всего образами христианской религии: зло равно дьяволу, добро равно Христу. Но между народной верой и государственной религией почти всегда пролегала пропасть. Политики запрещали читать текст Нагорной проповеди, потому что хотели забыть о равенстве. Пылали костры инквизиции. Крестовые походы проходили под покровительством как светских, так и духовных властей.

Однако именно церковь строила школы, университеты и больницы. Именно церковь копила и умножала знания. Деньги на исследования и на приборы давала церковь. Спровоцировав толчок мысли, она не могла запретить человеку продолжать мыслить. Монахи были мыслителями огромного масштаба. Церковная латынь, хотя и была мертвым языком, стала языком международным. С ее помощью передавались знания, накопленные всей предыдущей культурой.

То, что нельзя было сказать словами, говорила архитектура. Собор — причудливый образ мироздания, созданный средневековым человеком. Иерархическая схема вертикали: небеса и рай, земной мир, преисподняя — наполнена очень своеобразным содержанием. Нередки изображения Девы Марии как простой бедной крестьянки и Христа как бедного сельского пастуха. А рядом с этим химеры и чудовища, языческие орнаменты. Таким средневековый человек видит мир.

Театральная культура

 

Театральная культура так же разнообразна, полна, противоречива и причудлива, как литература и архитектура. Зрелище — разрешенный грех. Во время карнавала язычество и христианство смешиваются, порок смеется над добродетелью, вассал над сюзереном, бедняк над богачом.

Римские мимы вызывали у ранних христиан ужас своей сексуальной распущенностью, но не меньший ужас тем, что они смеялись над своими богами, выставляя их в чудовищном свете. С развитием христианской культуры бродячие труппы актеров переместились в Константинополь, а затем разбрелись по всей Европе. В античную эпоху в различных городах, например в Александрии, в праздник Диониса на повозках изображали сцены из жизни бога виноградарства и театра, а в Средние века фигура Диониса заменяется фигурой Христа, хотя порядок и антураж праздника остаются прежними. В V–VI вв. в Суассоне под Парижем одновременно идут театральные игры по римскому и христианскому обычаю: на площади гистрионы водят медведей, а в церквях служатся мессы и разыгрываются тропы.

Шаривари – шумные развлечения с танцами,

переодеваниями и дурачествами. Франция

 

На протяжении всего Средневековья сами церковники ведут споры о развлечениях. В VII в. церковь все еще грозится запретить постановку комедий, трагедий и сатировых драм, дионисийские празднества. Грозится, но не запрещает. И примерно в это же время (точно не датировано) играется пьеса «Христос — страстотерпец», главной героиней которой является Дева Мария, а основной сюжет — Голгофа и Воскресение. В этой пьесе использован текст Еврипид а, в основном «Вакханок ». Мария говорит словами Агавы, Гекубы, Медеи. В XII в. на площадях Прованса разыгрываются пантомимы, передающие сюжет пьес Теренция, античные мифы, истории из жизни великих римлян. И все это в традициях аристофановского комического театра. А в 1175 г. в Кентербери состоялось представление «Святого Воскресения», в котором обсуждаются вопросы отношений сеньоров и вассалов.

В XV–XVI вв. в Англии представления делились на летние и зимние. Летние игрались на открытом воздухе, а зимние — в домах именитых и богатых людей, в пиршественных залах между столами. Летние представления устраивали в праздник Корпус Кристи — Тела Христова (лат. Corpus Christi), 1 мая в День святого Лазаря, 22–23 июня в день летнего солнцестояния, в день святого Георгия; зимние — на Рождество.

Годовой цикл театральных праздников Средневековья отражает представления людей того времени о природе человека. Человек как существо земное не может быть совершенным. Без допущения нечестивости невозможна и благость. Это означает, что святым становится раскаявшийся грешник. Праздники в течение года позволяют пережить грех (Карнавал — Пасха),раскаяние (Миракль и Моралите — Рождество) и искупление (Священное действо и Мистерия — Корпус Кристи).

Корпус Кристи вплоть до Возрождения остается самым известным театральным праздником Европы. Идея праздника заключается в том, что город — единое ТЕЛО, подобное мистическому телу Господню.

Из античной культуры в Средневековье приходит и живет по сей день карнавал (в европейской традиции он оформляется в XIII в.) Карнавал — это время и пространство свободы и равенства. Это смещение и переворачивание средневековой иерархии. Слуги поносят господ. Пародируются светские и церковные церемониалы. Серьезный в другие дни мир хохочет. Запретная плоть торжествует над духом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: