Христос – истинный христианин




Содержание

 

Вступление. 2

 

О Христе. 3

Христос – истинный христианин. 3

Мнения Бенца и Юнгера. 6

 

О «жрецах». 8

Хитрость «жреца». 8

Мнения Ясперса и Юнгера. 9

Ясперс: Вскрытие мотивов Ницше. 11

 

Сострадание. 12

 

Проблема нигилизма Ницше. 16

Постановка проблемы.. 16

Мнения Любака и Ясперса. 17

Франк: Конструктивность ницшеанства. 18

 

Смерть Бога. 21

Люди убили бога. 21

Мнения Любака и Ясперса. 22

Хайдеггер: Mетафизика ценностей Ницше. 24

 

Противоречия философии Ницше и их ”устранения” (Вместо заключения) 25

 

Список литературы.. 28


Вступление

 

Фридрих Ницше - философ, который выявляет кризис европейской культуры, падение человека и низменность его ценностей. Большинство произведений Ницше опровергают, пересматривают и подчас уничтожают традиционные ценности европейской культуры. Ницше призывает преодолеть мораль, любовь, преодолеть самого человека ради сверхчеловека. Он умирает в самом конце XIX века, в 1900 году, но тем не менее многие философы нового времени связывают его философию именно со следующим XX веком. Как и Карла Маркса и Серена Кьеркегора, его относят к переходным философам. Это объясняется тем, что Ницше исследовал те истоки кризиса, которые приобрели резонанс в XX веке, предвосхитил тематику философской полемики нового времени. Сам философ часто признавал, что «он пришел слишком рано», возможно, это придавало его работам долю трагизма. Его философия не стала истоком течения, но сильно повлияла на мировоззрение многих деятелей культуры и искусства.

 

Европейская культура неотделима от истории христианства. Падение Римской империи сопровождается распространением христианства по ее владениям. Начиная с IV века во многих странах Европы христианство является государственной религией. Влияние христианства на образ жизни и мышление средневекового человека огромно. Оно происходит посредством отдельного государственного аппарата – церкви. В позднем средневековье христианская церковь приобретает также политическое могущество, Ватикан приобретает статус государства, правящего на большей части Европы. Философия средневековья исходит из теологических проблем. Эпоха Ренессанса, а затем век Просвещения постепенно смещают акценты с религиозных аспектов культуры, и в XX веке основные философские проблемы связаны с психологией и наукой. Уже в XVIII веке Европу захватывает волна деизма: Бог создал мир, но потом покинул его, вслед за ним становится популярен атеизм.

Современный человек не испытывает давления христианской традиции. Вопрос о вере он решает из своего личного опыта. Одним из аргументов против христианской веры являются произведения Ницше. Кардинал Анри де Любак пишет: «...никогда до Ницше не бывало у христианства противника столь сильного, выражающего свои намерения столь откровенно и четко, столь пространно и откровенно преследующего свои цели во всех областях... »[4] Попытаемся разобраться в аргументах Ницше против христианства и их причинах.

 

О Христе

 

Христос – истинный христианин

 

Основная критика христианства содержится в одной из последних работ Ницше «Антихристианин». В ней он предлагает свою трактовку Нового завета и, в частности, образа Христа.

«История святых – это самая двусмысленная литература, какая вообще только существует: применять научные методы там, где отсутствуют какие-либо документы, представляется мне с самого начала делом совершенно безнадежным, ученым праздномыслием...» - пишет Ницше [1, гл. 28]. Тем не менее большая часть «Антихристианина» посвящена фигуре Христа. Ницше анализирует образ пророка именно на основе канонических Евангелий. Ведь так или иначе любому философу, рассуждающему о религии, приходится сталкиваться со священным писанием. Однако Ницше находит истинный образ Христа за строчками Евангелий. В «Антихристианине» есть одна часть, где Ницше непосредственно комментирует текст писания. Выбранные цитаты, по мнению Ницше, диссонируют с гуманностью христианского учения, например: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновой камень на шею и бросили его в море. » [Библия, Евангелие от Марка]. Но в целом в своих работах Ницше очень редко ссылается на тексты Библии и, в частности, Нового Завета. Он отделяет образ Христа от притч, которые он рассказывал, и чудес, которые он совершал, что вполне резонно при упомянутом отношении Ницше к истории святых. И вот то, что он находит за строчками Евангелия: «Этот благовестник умер, как и жил, как и учил, - не для спасения людей, но чтобы показать, как нужно жить. То, что он оставил нам в наследство есть практика, его поведение перед судьями, преследователями обвинителями и всякого рода клеветой и насмешкой – его поведение на кресте. Он не сопротивляется, он не делает ни шагу, чтобы отвратить от себя самую крайнюю опасность – более того – он вызывает ее... » [1, гл. 35]. Непротивление, нашедшее выражение в известной фразе из Библии: «Если кто-то ударит тебя по правой щеке, подставь ему левую »; Ницше считает, что именно ему учит Христос, проповедует его своей жизнью. Истинный христианин, по мнению Ницше, должен жить также легко, радостно, блаженно и отстранено, как Христос: «До бессмыслицы лживо в ”вере” видеть примету христианина, хотя бы то была вера в спасение через Христа: христианской может быть только христианская практика, т.е. такая жизнь, какою жил тот, кто умер на кресте... » [1, гл. 39].

Практика Христа отрицается его учениками, которые распространяют христианство уже в искаженном варианте. Причиной этому является смерть спасителя. Ученики не могут понять ее, как закономерное следствие христианской практики. Его абсурдная смерть толкает апостолов к неправильным, «нехристианским» действиям, и вслед за этим христианство распространяется в ложной, неизначальной форме. Ученики забывают о жизни Иисуса, акцентируя внимание на его смерти. Ницше смотрит на ситуацию изнутри, на то, что думают апостолы сразу после смерти учителя: «... всплыла абсурдная проблема:”как мог Бог допустить это!” На это поврежденный разум маленькой общины дал такой же поистине ужасный по своей абсурдности ответ: Бог дал своего сына для искупления грехов как жертву. » [1, гл. 41] Вслед за подобным ответом появляются рассуждения о том, что больше жертв со стороны Бога не будет и людям придется искупать свои грехи самим. За грехи человечества Бог отомстит людям Вторым Пришествием, ужасная картина которого описывается в Откровении апостола Иоанна Богослова. Ницше пишет: «...ученики были далеки от того, чтобы простить эту смерть - что было бы в высшей степени по-евангельски - или отдать себя такой же смерти с нежным и мягким спасением души... Всплыло наверх как раз в высшей степени неевангельское чувство, чувство мести. Сделалось невозможным, чтобы дело окончилось с этой смертью: явилась нужда в «возмездии», в ”суде”. »[1, гл. 40]. Одного из самых активных апостолов, Павла, Ницше называет «апостолом мести ». Он считает, что Павел учит о карающем, не терпящем греха Боге, в нем потеряно и забыто непротивление учителя. Смерть Христа – главный аргумент апостолов, «но разве крест это аргумент? » - несколько раз спрашивает Ницше. Его герой Заратустра говорит: «Знаками крови писали они на пути, по которому они шли, и их безумие учило, что свидетельствуется истина.Но кровь самый худший свидетель истины; кровь отравляет самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.А если кто и идет на огонь из-за своего учения – что же это доказывает! Поистине совсем другое дело, когда из собственного горения исходит собственное учение. »[3]

Таким образом, Ницше противопоставляет Иисуса и христианство, разобщает их во времени, он заключает: «Уже слово “христианство” есть недоразумение, - в сущности, был только один христианин и он умер на кресте. “Евангелие” умерло на кресте. » [1, гл. 39]

 

Мнения Бенца и Юнгера

 

Оригинальная трактовка центрального образа христианской религии вызывает различные отклики у философов. Теолог Эрнст Бенц считает, что Ницше предлагает позитивный путь для пересмотрения христианства: «Антихристианин выступает... учителем imitatio Christi (подражания Христу), причем настоящего, такого, от какого Церковь отказалась из слабости и ради комфорта. Враг Церкви оказывается пророком новой возможности христианства, той возможности, которую сама Церковь предпочла замолчать и скрыть из страха перед ее неумолимыми и неудобными последствиями. Он выступает глашатаем грядущего ordo evangelicus (евангельского ордена), который объединит новую общину верных в новом подражании Христу и даст, наконец, искренне верующим христианам подлинное представление о жизни Иисуса, выбив у них из рук бумажные исповедания и чернильные символы. »[7] Истинное христианство по Ницше предполагает отсутствие церкви, которая в течении двадцати столетий не раз дискредитировала христианскую веру, это является для Бенца заманчивым. Немецкий поэт Фридрих Юнгер также замечает противостояние истинного христианства и церкви. Но в отличие от Бенца он считает, что Ницше видел это противостояние в жизни и оно является не следствием, а причиной трактовки образа Христа. В своей книге «Ницше» Юнгер анализирует причины философии Ницше, вот как он пишет об «Антихристианине»: «Ницше повторяет упрек, сделанный Лютером в отношении папского престола. Он упрекает церкви в том, что их устройство полностью противоположно жизни Христа. Церкви проповедуют “противоположное” учению Христа. Внутри церкви, по мнению Ницше, нельзя стать христианином » [5].

Однако тему истинного христианства Ницше не раскрывает. Как замечает Юнгер, Ницше «принижает Христа », но он отнюдь не следует за ним. Ницше также отвергает и учение апостолов. В ключевом произведении Ницше «Так говорил Заратустра» пророк Заратустра проповедует третий путь. В нем философ призывает к отрицанию нынешних ценностей, преодолению самого человека. В учении Заратустры нет ни капли непротивления Иисуса: «Если вы хотите высоко подняться пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы! »[3].

 

 

О «жрецах»

 

Хитрость «жреца»

 

В «Антихристианине» можно найти и более прямую критику церкви. В отношении служителей церкви и других распространителей христианства Ницше употребляет слово «жрец », подчеркивая их вред для общества. «...нигде нельзя обойтись без жреца: во всех естественных событиях жизни – при рождении, браке, болезни, смерти, не говоря о «жертве» (трапезе), - является священный паразит, чтобы лишить все это естественности, «освятить» их, выражаясь его языком... » [1, гл. 26] - так философ констатирует влияние церкви на его современников. Ницше выявляет в христианстве понятия, способствующие механизмам влияния жреца, делающие возможным его возвеличивание и усиление. Ему не приходится долго их искать, эти понятия являются основными в христианской религии: грех, искупление, искушение, дух – во всех них Ницше улавливает хитрость «жреца ». В частности, о грехе он пишет: «Грех – это форма саморастления человека, par excellence, - как уже было сказано, изобретен для того, чтобы сделать невозможной науку, культуру, всякое возвышение и облагораживание человека; жрец господствует благодаря изобретению греха. » [1, гл. 49]. Ницше считает, что «жрецы » истолковали образ Христа в корыстных целях: «... Нужен Спаситель. – Чтобы разрушить в человеке чувство причинности, изобретаются понятия о вине и наказании, включая учение о ”милости”, об ”искуплении”, о ”прощении” (насквозь лживые понятия без всякой психологической реальности): все это покушение на понятия причины и действия! ». [1, гл. 49] Более того, в силу исторических обстоятельств и опять же в корыстных целях «жрецы » подменили общечеловеческие ценности: «мораль», «добродетель», «истину».

Итак, за христианской религией Ницше видит обман и фальсификацию. Его заключения об этом крайне критичны: «Чисто воображаемые причины (”Бог”, ”душа”, ”Я”, ”дух”, «свободная воля”, - или даже “несвободная”), чисто воображаемые действия – (“грех”, ”искупление”, ”милость”, ”наказание”, “прощение греха”). » [1, гл.15].

 

Мнения Ясперса и Юнгера

 

Рассуждения Ницше о «жреце » во многом сомнительны. Он представляет служителей церкви обманщиками, которые навязывают верующим фальшивые идеалы и ценности на протяжении многих столетий. В основном, сомнения вызывают столь длительный срок подмены и пассивность самих верующих. Немецкий экзистенциалист Карл Ясперс замечает, что обвинения в обмане надуманно: «Самое неожиданное то, что христианские идеалы каким-то непостижимым путем порабощают души благородных и сильных, а этого-то и добивается христианство. Вот в чем главная загадка христианской истории, которую Ницше старается разгадать с помощью психологии, но удается ему это плохо. » [7]. Такие же мысли высказывает и Юнгер. Оба немецких философа задумываются: почему Ницше увидел в религии фальшивые идеалы? Ответ на этот вопрос они находят в биографии философа. Ницше воспитывается в семье пастора, придерживающегося христианских традиций. Ницше по натуре чувственный и лиричный человек, он пишет стихи, сочиняет музыку. «Он был одним из благочестивейших людей своего времени », - пишет Юнгер [5]. Отрицательный образ христианина возникает уже у молодого Ницше, когда он обнаруживает, что современные христиане не соответствуют его представлениям: он становится свидетелем двух войн в Европе, интриг церкви, поддельной морали. Далее на протяжении всей жизни философ не может смириться с этим. События XX-XIX века не однократно ставили перед мыслителями нового времени проблемы о позитивности прогресса, т.е. о правильности основной тенденции нового времени. Философия Фридриха Ницше предвещает сомнения в прогрессе, и наиболее ярко показывает негативные проявления европейской культуры. «Смотрите я показываю Вам последнего человека... Земля стала маленьким и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его род не истребим, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех,» - говорит Заратустра, его устами Ницше хочет предупредить о кризисе европейской цивилизации [3]. Христианство неотрывно от европейской культуры, оно воспитало европейцев, следовательно, оно виновно в настоящем состоянии общества, такова логика Ницше. Юнгер замечает: «Наступательная мощь, то место, которое отводит для нее Ницше в своих сочинениях, показывает, что в христианстве он видит силу первого ранга, мировую силу, все еще превосходящую другую силу - как государство, так и науку.» [5].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: