Совершенствование функционирования государственного сектора в Республике Беларусь




 

 

Осенью 2013 года правительство и Национальный банк утвердили План совместных действий по структурному реформированию экономики. Осенний документ, как объяснял около года назад Минфин, был разработан в связи с тем, что в экономике «угрожающими темпами нарастали дисбалансы». Чтобы устранить их и снизить нарастающее давление на золотовалютные резервы, власти с осени 2013-го проводили политику по ограничению госрасходов и снижению темпов кредитования экономики.

Однако весной 2013 года правительственным ведомствам стало очевидно, что необходимо принимать более решительные шаги для повышения эффективности экономики. Вскоре после этого (возможно, с подачи правительства) Александр Лукашенко озвучил в Овальном зале курс на «новую экономическую политику». С тех пор госорганы, находящиеся в подчинении Совмина, стали готовить новый план мероприятий по реформированию экономики.

В августе правительство утвердило План мер по сбалансированному развитию экономики на 2014–2015 гг. Отличительными чертами данного плана стало:

- увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Правительство планирует, что полностью возмещать затраты на оказание таких услуг население станет в 2017 году. В первом квартале 2013 года население, по данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, покрывало установленными тарифами около четверти стоимости коммунальных услуг.

- для обеспечения сбалансированного развития экономики правительство ставит задачу обеспечить положительное сальдо торгового баланса в 2014–2015 гг. на уровне не менее 0,1% ВВП. К слову, в 2014 году эта задача выполняется. Обеспечить положительное сальдо в 2013 году удалось благодаря тому, что ряд импортоемких отраслей белорусской промышленности (в частности, машиностроение) снизили объемы производства. Как следствие, сократились объемы импорта, и это положительно сказалось на состоянии внешней торговли Беларуси.

В принятом плане власти затрагивают некоторые принципиальные вопросы, касающиеся управления экономикой. В частности, предусматривается разделение функций государства как регулятора и собственника.

Смешение этих функций сегодня приводит к тому, что отраслевые ведомства (которые отвечают за развитие подведомственных предприятий) заинтересованы в поддержке госпредприятий в ущерб частного сектора. Такое положение дел не позволяет развиваться конкуренции в отраслях. Поэтому попытку экономических ведомств разделить функции государства как регулятора и как собственника можно только приветствовать.

Еще одна новация, которую предлагает сегодня правительство в принятом плане, — пересмотр механизма оказания государственной поддержки. В настоящее время в стране существует множество госпрограмм, эффективность которых даже в госорганах вызывает серьезные вопросы. Мало этого, предприятия получают господдержку еще и в рамках индивидуальных решений властей, что распыляет и без того ограниченные ресурсы бюджета.

В общем, низкая отдача от госинвестиций вкупе с бюджетными ограничениями заставляет правительство пересматривать механизм распределения государственных денег.

Также экономические власти предлагают отказаться от индивидуальных форм господдержки предприятий и помогать реальному сектору только на конкурсной основе в рамках приоритетных госпрограмм, которые определит государство. В итоге, как ожидают экономические ведомства, эффективность господдержки вырастет.

Возможно, этого в какой-то мере действительно удастся добиться — за счет сокращения госпрограмм, путем ограничения прав госпредприятий обращаться за индивидуальной финансовой помощью.

«Осознание проблемы, что государство в большинстве случаев не может быть субъектом, который эффективно определяет направление инвестиций, еще не пришло. Подход, который мы видим сегодня, основывается на руководящей и направляющей роли государства в инвестиционном процессе», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

По его мнению, до тех пор, пока будет сохраняться директивное (определяемое государством) распределение финансовых ресурсов, серьезные экономические реформы в стране вряд ли начнутся.

«Пока речь идет об осторожном и очень постепенном изменении механизмов функционирования белорусской экономики. По большому счету, мы сегодня наблюдаем косметический ремонт существующей экономической модели без изменения ее содержательных принципов», — отмечает Дмитрий Крук.

Главная «фишка» сегодняшних предложений правительства сводится к тому, что необходимо приложить максимальные усилия для повышения эффективности работы госсектора, который доминирует в белорусской экономике. В частности, августовский План мер по сбалансированному развитию экономики предусматривает разработку стратегий развития валообразующих госпредприятий с целью повышения их эффективности.

В свою очередь, независимые экономисты полагают, что возможности властей по повышению эффективности госсектора весьма ограничены.

«Госпредприятия, которые имеют преференциальный доступ к ресурсам (пример этого — нефтепереработка) либо занимают монопольное положение на рынке, могут показывать хороший финансовый результат. Однако ставка на госсектор в тех отраслях, где существует конкуренция на внутреннем либо внешнем рынках, вызывает сомнения», — полагает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

По мнению эксперта, госпредприятия не обладают достаточной степенью гибкости и в условиях конкуренции им сложно работать эффективно.

Наблюдатели сравнивают сегодняшние попытки правительства повысить эффективность госсектора со второй половиной 1980-х годов, когда власти стремились вдохнуть новое дыхание в советскую экономическую систему.

«Попытки административным образом сделать экономику эффективной предпринимались и ранее. Происходящее в Беларуси сегодня напоминает поздний Советский Союз, когда пытались усовершенствовать социалистическую систему, но ничем хорошим это не закончилось. История показала, что попытки косметическим образом улучшить административную экономику обречены на неудачу», — говорит финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.

Тем не менее, именно косметический ремонт экономической модели мы сегодня наблюдаем в стране.

«В последние годы мы «танцуем» с низкими темпами экономического роста. Если так будет продолжаться и дальше, это может стать стимулом для проведения реформ в стране. Когда внешние объяснения низких темпов экономического роста закончатся, придется искать причины в себе», — резюмировал Дмитрий Крук.

Всемирный банк (ВБ) предлагает варианты повышения эффективности государственных расходов в Беларуси, сообщили корреспонденту БЕЛТА в представительстве банка.

В Минске состоялась презентация нового доклада Всемирного банка «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста». Доклад является первой частью двухэтапного обзора госрасходов, в котором предложены варианты проведения фискальных реформ по приоритетным направлениям бюджетной политики. Рекомендации направлены на сокращение масштаба госуправления экономикой, уменьшение доли и повышение эффективности госсектора в Беларуси при одновременном принятии соответствующих мер по смягчению последствий реформ для наиболее уязвимых категорий населения.

«Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние три года, расходы государственного сектора по-прежнему составляют около 44% ВВП, что, примерно на 3 процентных пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5% выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики, – отметила старший экономист Всемирного банка и руководитель группы экспертов по подготовке доклада Галина Андронова-Винселетт. – В дальнейшем необходимы комплексные реформы бюджетно-налоговой сферы, охватывающие структуру как расходов, так и доходов».

В докладе представлены рекомендации в отношении необходимых преобразований по отдельным направлениям бюджета: в сфере пенсионного обеспечения, соцзащиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложены варианты реформ, которые могут обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% ВВП в среднесрочный период.

Так, программа реформирования сельского хозяйства требует реализации совокупности взаимосвязанных фискальных и структурных реформ, включая сокращение господдержки и субсидирования сельхозотрасли.

Рост цен на энергоносители, импортируемые из России, оказывает серьезное воздействие на энергетический рынок. Результаты анализа подтверждают необходимость комплексного реформирования энергетической политики посредством реформирования тарифов и укрепления регуляторной среды энергетического сектора с целью создания более благоприятных условий для частных инвестиций и конкуренции.

В Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% ВВП при охвате почти половины населения страны. В системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы.

Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси, считают эксперты. Основной задачей пенсионной системы является сохранение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе в контексте прогнозируемых демографических изменений. Основными мерами по реформированию являются повышение пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снижение ставок взносов и введение условно-накопительных счетов.

Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 году. Всемирный банк выделил республике кредитные ресурсы на сумму $865 млн. на реализацию 12 проектов; около 30 национальных программ получили поддержку за счет грантового финансирования в объеме $22,8 млн. Наряду с кредитованием, Всемирный банк оказывает консультативное содействие по вопросам экономической политики и техническую помощь правительству Беларуси в проведении структурных реформ с целью формирования основ для восстановления устойчивого экономического роста.

В условиях глобального экономического кризиса основными приоритетными задачами нашего государства являются сохранение темпов экономического роста, обеспечение инновационного развития экономики страны, ее конкурентных преимуществ и источников роста, к которым в первую очередь относится интеллектуальный потенциал нации. Формирование и повышение интеллектуального потенциала республики невозможно без совершенствования национальной системы образования, отвечающей приоритетам устойчивого социально-экономического развития и способной активно влиять на конкурентоспособность экономики.

Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.

В рамках мероприятий по достижению целевых параметров инновационного развития страны подготовлен проект Концепции Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике». Принимаются меры по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь, совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов.

Для решения проблемы интеграции науки и производства в нашей стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы в сфере медицины, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная форма реализации инноваций. Подчинение деятельности научно-технического персонала единым практическим целям, комплексная разработка научных, технических, технологических вопросов, осуществляемых в рамках единого предприятия, — путь, по которому развивается научно-технический прогресс наиболее передовых стран мира.

В целях минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику Беларуси следует сохранить и развивать достигнутый уровень интегрированности науки и производства, не допустить разрыва кооперационных связей ученых и производственников. Для обеспечения взаимодействия научно-исследовательских институтов, научных подразделений системы высшего образования и организаций по разработке и производству новых конкурентоспособных товаров необходимо активизировать работу в рамках научно-технических программ и развития фирменной науки в стране.

Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в Республике Беларусь, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, зависимость от поставок сырья, ресурсоемкость экономики.

Основными слагаемыми высокого экономического роста в Республике Беларусь выступают:

ü придание особого значения повышению качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровня обновления выпускаемой продукции;

ü ускорение инновационного процесса и мер по ресурсосбережению;

ü усиление социальной ориентации экономического развития, повышение квалификации рабочей силы, ориентация производства на удовлетворение потребностей человека, ускоренное развитие производства потребительских товаров и сферы услуг, обеспечение безопасных условий труда, улучшение среды обитания человека;

ü усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полное использование преимуществ международного разделения труда, глобализация экономики.

Большинство из различных факторов обычно можно выразить в количественной форме. Их желаемые характеристики служат индикаторами роста при планировании развития экономики страны, жизненного и культурного уровня населения. Свое конкретное количественное выражение они находят в государственных прогнозах и программах развития отраслей народного хозяйства. Они являются косвенными регуляторами для планирования работы организаций различных форм собственности.

 


 

 

заключение

 

 

В нормативных актах в настоящее время существуют различные толкования термина "государственный сектор экономики". В соответствии с наиболее общим определением данный термин включает в себя государственное унитарное предприятие (на праве хозяйственного ведения и оперативного управления), государственное учреждение, компании (открытое акционерное общество) с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала, а также акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

В дополнение к участию государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует в качестве независимого хозяйствующего субъекта − так называемого общественного сектора

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основными экономическими функциями государства (правительства) являются:

• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);

• защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, постольку антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится функцией государства;

• перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);

• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

• изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Роль и основные функции государства в Республике Беларусь на сегодня являются создание необходимых условий для развития экономики и социальной сферы, надежность и стабильность для обеспечения безопасности граждан, социальной справедливости и общественного порядка, эффективно подавляя и искоренения организованную преступность, чтобы не допустить коррупции и протекционизма.

Основной задачей реформирования социальной сферы в Республике Беларусь (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе основная цель социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить свое собственное благополучие и благополучие семьи, также в усилении адресной социальной поддержки от государства мало защищенных групп.

По мере развития экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.

На долю государственных предприятий приходится 69% ВВП, они задействуют две трети экономически активного населения Беларуси. По мнению экспертов Всемирного банка, на типичном государственном предприятии, среднее число более чем 500 сотрудников, в то время частного предприятия − 18 человек. Еще одна особенность белорусского государственного сектора является то, что он предоставляет все виды предпочтений.

«Госпредприятиям в Беларуси предоставляются на льготных условиях энергоносители, налоговые преференции, доступ к льготным кредитным ресурсам, привилегии во время проведения тендеров», − констатирует старший экономист Всемирного банка Галлина Винселлет.

Что же касается белорусских предприятий частного сектора, то они работают в рыночных условиях и вышеперечисленных преференций не имеют. Вклад частного сектора (малого и среднего бизнеса) в результаты работы белорусской экономики невелик и составляет всего лишь около 20% ВВП. Тем не менее, несмотря на свою небольшую роль в белорусской экономике, частные предприятия, по оценкам Всемирного банка, работают в Беларуси эффективнее государственных.

Основными слагаемыми высокого экономического роста в Республике Беларусь выступают:

ü придание особого значения повышению качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровня обновления выпускаемой продукции;

ü ускорение инновационного процесса и мер по ресурсосбережению;

ü усиление социальной ориентации экономического развития, повышение квалификации рабочей силы, ориентация производства на удовлетворение потребностей человека, ускоренное развитие производства потребительских товаров и сферы услуг, обеспечение безопасных условий труда, улучшение среды обитания человека;

ü усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полное использование преимуществ международного разделения труда, глобализация экономики.

Большинство из различных факторов обычно можно выразить в количественной форме. Их желаемые характеристики служат индикаторами роста при планировании развития экономики страны, жизненного и культурного уровня населения. Свое конкретное количественное выражение они находят в государственных прогнозах и программах развития отраслей народного хозяйства. Они являются косвенными регуляторами для планирования работы организаций различных форм собственности.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: