Практическая значимость.




Тема: «Роль музыки в жизни человека»

 

 

Выполнила: ученица 10 класса

Брюханова В.

Учитель: Навицкене Т.А.

 

2014 Севастополь

 

Оглавление

 

1. Введение ……………………………………………………………….. 3

 

2. Музыка и здоровье ……………………………………………………. 5

 

3. Почему человек слышит звук? ……………………………………… 9

 

4. Влияние музыкальных стилей на самочувствие ………………….. 12

 

5. Свойства воды, озвученной музыкой ……………………………….. 14

 

6. Музыка и математика …………………………………………………. 16

 

7. Заключение ……………………………………………………………...17

 

8. Список используемых источников…………………………………… 18

 

9. Анкета………………………...…………………………………………..19

 

 


Введение.

Благотворное влияние музыки на человека всем хорошо известно. Речь идет не только о вашем личном настроении и о самочувствии, но и укреплении семейных отношений. Музыка - это не только разрядка эмоций, она пробуждает добрые чувства и "высекает огонь из сердца", снимает вялость, усталость, просветляет гнетущую печаль, доставляет душевную радость, активно способствует нормализации всех физиологических функций. Трудно представить себе жизнь без музыки, захватывающей все наши чувства, облагораживающей, одухотворяющей нас и своим таинственным и понятным всем языком доносящей до нас величие жизни, ее красоту, гармонию, глубину человеческих отношений и радость общения человека с окружающим его миром. Доказано, что музыка Баха и Бетховена оказывает лечебное действие. Музыкальный фон, который нас окружает - это не только музыка в чистом виде, но и звуки природы.

Я считаю, что на данный момент музыка - это величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки в жизни человека нельзя недооценивать.

 

ЦЕЛИ:

· Доказать, что жизнь невозможна без музыки.

· Выявление позитивных и негативных сторон влияния музыки на организм на человека.

 

ЗАДАЧИ:

Ø Изучить информационные источники- книги, энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы по данной тематике;

Ø Провести опрос среди учащихся, с целью выяснения музыкальных вкусов современного поколения;

Ø Проанализировать полученную информацию;

Ø Сделать собственные выводы на основе полученной информации о влиянии музыки на организм человека;

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.

Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем.

Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.

В начале своего исследования мне было интересно узнать - что мои одноклассники и другие учащиеся школы знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она нужна, какую музыку ребята слушают, почему она сопровождает людей всех поколений, всех слоев населения на протяжении всей жизни?

Для этого я провела анкетирование, построила график количества ответов и проанализировала их правильность. Всего в анкетировании приняло участие четыре класса (8 «Б», 9 «Б», 9 «А» и 10 класс) - а это 42 мальчика и 36 девочек. Все участники анкетирования отнеслись очень внимательно к своим ответам и старались ответить максимально полно.

Первый, второй, третий, четвёртый и седьмой вопросы ( Анкета ) оказались самыми сложными, так как они аналитические и требуют дополнительных знаний вне школьной программы. Вопросы пятый, шестой, восьмой и десятый оказались более легкими. Ребята хорошо знают различные инструменты, музыкальные направления; знают, когда человеку нужна музыка, какая она больше требуется в радостные моменты жизни, а какая в грустные. Причем из графика в относительных единицах видно, что девочки знают больше музыкальных инструментов и когда музыка необходима человеку. Мальчики лучше знают музыкальные направления и физиологические процессы от воздействия музыки.


 

Музыка и здоровье

 

№ вопроса                    
мальчики 0,17 0,27 1,2 1,6 9,8 6,4 0,42 3,8 4,7 7,2
девочки 0,23 0,45 1,35 1,8 7,6 7,2 0,64 5,6 4,9 8,4

 

Исходя из этих данных, я определила цель моей работы – определить роль музыки в жизни человека, выяснить, как именно влияют различные жанры музыки на душевное состояние людей, их здоровье.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Собрать и проанализировать информацию по заданной теме.

2. Выделить основные жанры музыки и определить их особенности.

3. Проследить влияние разной музыки на настроение человека.

4. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.

5. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

6. Установить связь между звуками и способностями личности.

7. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, эксперименты, социологический опрос, метод математической статистики.

Практическая значимость.

Мои одноклассники не очень хорошо знают, откуда появилась музыка и как она влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии.

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.

 
 

 


 

Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена.

Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.

В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет я нашла сведения на эту тему. Причём следует отметить, что влиянием музыки на здоровье в сети Интернет, по моим наблюдениям, ежедневно интересуются более 2000 человек.

Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа (звучит запись колокольного звона).

В известном московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно - пения птиц (звучит запись пения птиц).

Здесь было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови.

Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет - улучшает работу кровеносных сосудов (звучание инструмента), флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи (звучание инструмента), а труба эффективна при радикулитах и невритах (звучание инструмента).

Мои знакомые, которые бывали в Китае, рассказывали мне, что здесь можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.

Совсем недавно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект (звучит произведение В.А.Моцарта). После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

 


Почему человек слышит звук?

Восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 17 учащихся, повысилась степень активности у 11 учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось у 19 учащихся (всего в методике приняли участие 21 человек).

Таким образом, мы доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека и можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования.

 

 

А почему человек слышит звук? Ответить на этот вопрос не смогли больше половины моих одноклассников. Почему один слышит лучше, а другой хуже? Почему у одного музыкальный слух, а у другого нет?

Звук это упругие волны или колебания молекул воздуха. Если человек плохо слышит – говорят, что ему наступил на ухо медведь. А ведь это не так. Человек слышит не ухом, а мозгом.

 

Звуковая волна (или по- другому вибрация молекул воздуха) через ушную раковину, приводит в колебания барабанную перепонку, которая через сложный механизм передаёт колебания нервным окончаниям, которые в свою очередь передают нервные сигналы непосредственно в мозг.

Поэтому звук влияет на наше восприятие.

Посмотрите на этих страшных акул (видео). Волосы дыбом. А если добавлена тревожная музыка, то становится ещё страшнее.

Из примера стало понятно, что звук меняет представление о том или ином предмете. И основную обработку звука производит мозг, а не ухо. Для человека ухо только передает информацию о звуке для мозга.

Для того чтобы выяснить как музыка влияет на организм, я провела исследование. Для этого я прослушала несколько видов музыки: джаз, рэп, тяжёлый рок, классическую музыку, спокойную фоновую музыку.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: