Премирование работников плавсостава. 3 глава




Важную роль для развития НОТ в стране сыграло Всесоюзное совещание по организации труда (26-29 июня 1967г.). Напомним, предыдущее такое совещание было в 1924г. Итогом совещания стали “Рекомендации по организации труда”, которые на два десятилетия определили направления работы по НОТ в стране. В них были определены задачи научно-исследовательских организаций в области исследований по НОТ, намечены действия по осуществлению типового проектирования организации рабочих мест и их обслуживания, поставлены задачи по развертыванию проектирования организации труда в составе проектов строительства новых предприятий. Была определена необходимость создания на предприятиях служб НОТ, а также сформулированы основные направления обеспечения НОТ.

В рекомендациях было особо подчеркнуто, что только при проведении работы одновременно по всем направлениям НОТ можно наиболее полно использовать достижения науки и передовой опыт, привести в действие резервы роста производительности труда.

На вопросы НОТ обратили внимание и профсоюзы. В сентябре 1967г. было принято постановление Президиума ВЦСПС “О задачах профсоюзов по внедрению научной организации труда в промышленности и строительстве”.

В 1967г. был создан Всесоюзный научно-методический центр по организации труда и управления производством Госкомтруда СССР (ВНМЦентр). НИИ труда и ВНМЦентр стали межотраслевыми головными научно-исследовательскими организациями, проводящими исследования и координирующими работу отраслевых НИИ и проектных институтов по широкому спектру проблем труда.

Произошли изменения и в системе подготовки кадров по НОТ. В 1967г. Минвузом СССР и Госкомиздатом СССР был объявлен конкурс на создание учебника по НОТ. Победители конкурса Ю.Н. Дубровский, М.А. Мельнов и Б.В. Цетлин совместно подготовили учебник “Основы научной организации труда” (1971г.). В начале 70-х годов ВНМЦентр организовал работу высших курсов повышения квалификации по проблемам НОТ и управления производством. В системе вузов с 1979г. в номенклатуру вузовской подготовки введена специальность “инженер по организации и нормированию труда”.

На предприятиях повсюду создавались службы НОТ - лаборатории, бюро, отделы. Основная трудность при этом состояла в кадровом обеспечении таких подразделений. В лучшем случае в них работали энтузиасты НОТ. Специалистов не было, низкая компетентность отдельных сотрудников в последствии была одной из причин негативного отношения к НОТ.

Приведенный далеко не полный обзор событий и мероприятий, связанных со второй волной развития НОТ в нашей стране, свидетельствует о том, что в 60-е и 70-е годы НОТ стала общепризнанным явлением.

Отступление от достигнутых позиций относится к годам так называемой перестройки. Начиная с 1985г. в силу причин, отмеченных ранее, а также из-за изменившегося отношения к НОТ со стороны первого партийного лидера (а мы уже знаем, что это означало в условиях монополии лидеров КПСС на истину), как по мановению волшебной палочки начали сдавать позиции в области достижений по НОТ.

Вскоре от работы по НОТ отказались и профсоюзы, упразднив соответствующие подразделения в своей структуре вместе с их функциями. На всех предприятиях произошло тоже самое.

В завершение краткого экскурса в историю становления и развития НОТ в нашей стране повторим, что НОТ - не конъюнктурная проблема, а постоянный фактор эффективности производства и вообще любой деятельности. В системе рыночных отношений, когда эффективность работы становится условием для выживания и процветания предприятий, отношение к научной организации труда во всех звеньях производственной, хозяйственной и общественной жизни должно быть подобающим и соответствовать ее назначению.

 

2.2. Направления совершенствования организации труда.

Совершенствование организации труда на производстве включает широкий круг вопросов, которые группируются в следующие основные направления [12].

1. Разработка и внедрение наиболее рациональных форм разделения и кооперации труда, обеспечивающих повышение его производительности и содержательности. Речь идет о создании условий для совмещения профессий, новых профессий широкого профиля и повышения квалификации работников.

2. Совершенствование трудовых процессов с использованием рекомендаций физиологии и психологии труда, эргономики и инженерной психологии. Систематическое изучение и широкое внедрение передовых приемов и методов труда.

3. Улучшение условий труда, его облегчение и оздоровление, необходимые для высокопроизводительного труда и сохранения здоровья, длительной жизнедеятельности и работоспособности человека.

4. Улучшение организации и обслуживания рабочих мест, внедрение типовых проектов организации рабочих мест.

5. Рационализация режимов труда и отдыха, способствующих сохранению здоровья и лучшему использованию рабочими свободного времени.

6. Повышение научного уровня нормирования труда путем разработки и внедрения технически обоснованных норм, рассчитанных на основе отраслевых и межотраслевых прогрессивных нормативов, эффективного использования оборудования и оптимального режима труда и отдыха. Распространение нормирования на все виды труда установлением норм времени (выработки) на сдельную работу и норм обслуживания и численности - на работу, оплачиваемую по повременной системе заработной платы.

7. Улучшение подготовки кадров путем совершенствования профессиональной ориентации и профессионального отбора, внедрением научной организации учебного процесса в профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях. Организация повышения квалификации кадров с учетом изменений содержания труда в результате научно-технического прогресса.

8. Укрепление дисциплины труда и развитие творческой активности трудящихся.

9. Совершенствование организации труда инженерно-технических работников и служащих на основе применения эффективных норм разделения и кооперации их труда, рационализация информации, механизации, улучшения условий труда.

10. Совершенствование форм и методов материального и морального стимулирования труда.

В некоторых литературных источниках девятое и десятое направления не называются, их считают самостоятельными темами для исследований.

Следует еще раз отметить, что только комплексное внедрение мероприятий НОТ по всем перечисленным направлениям даст высокоэффективные результаты и позволит назвать такую организацию труда научной.

Работа в области НОТ на речном транспорте, аналогично другим отраслям народного хозяйства, осуществляется по основным ее направлениям. Вместе с тем она имеет свою специфику. Особая и важная задача НОТ в данной отрасли - производительно использовать труд всех работников речного транспорта в течение всего года.

Ниже кратко дается характеристика некоторых направлений совершенствования организации труда. Направление “улучшение подготовки кадров'' здесь не рассматривается, так как эти вопросы изучаются в составе дисциплины ''Управление персоналом''.

 

2.3. Формы разделения и кооперации труда.

Основой совершенствования организации труда в обществе является разделение и кооперация труда.

Под разделением труда в общей форме понимается разделение деятельности людей в процессе совместного труда. Оно предусматривает расстановку работников по составным частям производственного процесса и определение для каждого работника (или группы работников) конкретных трудовых функций.

Различают следующие виды общественного разделения труда:

- межотраслевое - промышленность, транспорт и т.д.

- отраслевое - расчленение основных отраслей общественного производства на виды и подвиды (по предприятиям, видам производства; например, пароходства, порты ССРЗ).

- внутри предприятия - по цехам, участкам, бригадам, рабочим местам.

Разделение труда на предприятиях производится в целях:

– расчленения трудового процесса на операции, которые можно выполнять параллельно разными исполнителями, вследствие чего сокращается общий производственный цикл;

– быстрого приобретения навыков при специализации работ.

Обе эти цели приводят к повышению производительности труда.

Технологическое разделение труда - это расчленение производственного процесса по отдельным фазам, технологическим комплексам, видам работ и операциям. Разновидность- пооперационное разделение труда.

Функциональное разделение труда - деление всего комплекса работ по характеру выполняемой работы и участию работников в производственном процессе, определяющее категории работников и разделение работ на основные, техническое обслуживание, ремонт и др.

Профессиональное разделение труда - деление работ по профессиональному признаку (слесарные работы, токарные и др.).

Квалификационное разделение труда - разделение труда по группам сложности - 1, 2 и т.д. разряды.

Расчленение производственного процесса на операции может иметь и отрицательные последствия: например, повышается монотонность труда, снижается содержательность и др. Установление оптимальных границ разделения труда является одной из важных задач его научной организации.

При проектировании разделения труда должны учитываться экономические, психофизиологические и социологические критерии.

Основные виды разделения труда на предприятиях приведены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Виды разделения труда.

Экономическая целесообразность того или иного варианта разделения и кооперации труда определяется тем, в какой мере обеспечиваются повышение эффективности производства, рост производительности труда, лучшее использование основных производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов.

Например, при разделении производственного процесса на операции надо учитывать, что снижение времени обработки должно перекрывать время на транспортировку предметов труда от одного рабочего места к другому и т.п.

Психофизиологические критерии разделения труда определяются условиями нормального функционирования человеческого организма. Желательно, чтобы работа состояла из разнообразных элементов (6-10 и более), выполнение которых обеспечивало бы чередование нагрузок на различные части тела и органы чувств человека. Кроме того, дробление трудового процесса на операции не должно приводить к монотонности труда. Согласно исследованиям физиологов, при длительности однообразных повторяющихся приемов и действий менее 30 с. производительность труда значительно снижается.

Для сравнения различных видов труда на практике применяется коэффициент монотонности Км

,

где: Тпд - время на повторяющиеся движения,

То - общее время операции.

Чем больше Км, тем больше монотонность труда, что нежелательно.

Социологические критерии разделения труда требуют обеспечения достаточной его содержательности, привлекательности, а также сочетания физических и умственных функций.

Кооперация труда - совместное участие людей в одном или нескольких связанных между собою процессах труда. Она устанавливает:

– взаимосвязи между участниками производственного процесса, обособленными в своей трудовой деятельности в результате разделения труда;

– формы совместного коллективного труда, необходимого для выполнения конечной цели производственного процесса.

Кооперация труда является следствием его разделения и необходимым условием производственной деятельности предприятия.

Трем основным формам разделения труда соответствуют три формы кооперации:

- кооперация внутри общества,

- кооперация внутри отрасли,

- кооперация внутри предприятия.

Третья форма осуществляется в виде межцеховой (межучастковой) и внутрицеховой кооперации между бригадами и исполнителями. Кооперация как форма коллективного труда непосредственно осуществляется в производственных бригадах.

Практическое применение разделения и кооперации труда нашло широкое применение в поисках более эффективных форм организации труда.

В производственном процессе в зависимости от характера труда и производственных условий могут использоваться две типовые формы организации труда - индивидуальная и коллективная. В последнее время все больший интерес проявляется к коллективным формам организации труда как в отечественной практике, так и за рубежом.

Для водного транспорта, особенно на перегрузочных работах, бригадная форма организации труда является исторически сложившейся, отвечающей особенностям технологического процесса перегрузки грузов.

Совершенствование организации труда при индивидуальной его форме, в основном, осуществляется по соответствующим направлениям НОТ.

Коллективные формы организации труда на производстве находят свои проявления в бригадах различного назначения.

Большое значение в повышении эффективности бригадных форм организации труда имеет правильный выбор профессионально-квалификационного и численного состава. С этой точки зрения бригады подразделяются на специализированные и комплексные.

Специализированные бригады формируют из рабочих одной, основной для данного вида работ, профессии. Например, бригада токарей, плотников, маляров и т.п. Комплексные бригады формируются из рабочих разных профессий или рабочих широкого профиля, осуществляющих технологически разнородные, но взаимосвязанные работы (услуги) по изготовлению определенного вида продукции (ее законченной части) или выполнению определенной стадии производственного процесса.

Вид бригады выбирается с учетом специфики производства, исходя из содержания и последовательности выполнения возложенных на нее работ. Специализированные бригады создаются, как правило, на работах, содержание и объем которых позволяет использовать рабочих только одной профессии. В комплексных бригадах созданы лучшие условия для закрепления за коллективами бригад завершенной части общего производственного процесса.

По времени использования бригады подразделяются на сменные и сквозные. В Сменной бригаде все рабочие работают в одну смену. Сквозная - бригада, в которую включены рабочие двух - трех смен. Чаще они работают в три смены (круглосуточно) и используются, как правило, в непрерывных производствах или на крупных объектах с длительным циклом технологического производства. Преимущественное распространение должны получить сквозные бригады, где более полно используется рабочее время, изготавливаются укрупненные партии продукции или выполняются законченные части работ, имеются лучшие условия для планирования и учета объема выполняемых работ, лучшего использования рабочей силы, оборудования и производственных площадей, уменьшения объема незавершенного производства и повышения качества продукции (выполнения работ).

 

2.4. Трудовые процессы и их совершенствование

Трудовой процесс является основой любого производственного процесса, поэтому его рационализация занимает одно из ведущих мест среди направлений НОТ.

Трудовой процесс представляет собой совокупность действий исполнителя, осуществляемых при выполнении конкретной работы в процессе производства.

Изучение трудового процесса основывается прежде всего на пооперационном разделении труда и расчленении операций производственных процессов на составляющие их элементы (см. рис. 2.2).

Рис. 2.2. Расчленение трудового процесса.

Операция является основным элементом трудового и производственного процесса и представляет собой законченный цикл деятельности работника (или группы работников) на данном рабочем месте по изменению предмета труда (его размеров, формы и т.п.). Например, кузнечная, товарная, сверлильная... операции.

Трудовым приемом называется законченная совокупность трудовых действий, производимых непрерывно и связанных между собой единым целевым назначением-исполнением части операции.

По своему назначению операции, приемы могут быть основными и вспомогательными, а по способу выполнения - машинно-ручными и ручными.

Комплекс приемов представляет собой совокупность трудовых приемов рабочего по выполнению какой-либо законченной, технологически однородной части операции.

Трудовым действием называется совокупность трудовых движений, совершаемых без перерыва рабочими органами человека для выполнения части приема, а трудовым движением - однократное перемещение рук, ног и туловища рабочего. Трудовое движение - наиболее простой и неделимый элемент трудового процесса. В производственной практике трудовые движения изучают с целью отбора рациональных движений и проектирования наиболее производственных процессов труда.

Совершенствование приемов труда в большой степени определяется совершенствованием движений, составляющих эти приемы. Для изучения трудовых движений их классифицируют на:

- короткие и длинные;

- горизонтальные и вертикальные;

- прямолинейные и круговые;

- рабочие и холостые;

- прерывные и непрерывные и т.п.

Производственные операции могут расчленяться и по технологическим признакам. Например, для токарных работ - на установки, позиции, переходы и проходы (с одной установки - несколько позиций в поворотном приспособлении).

Эффективность и качество труда рабочих во многом зависит от применяемых ими методов труда. Под методом труда понимается способ выполнения производственного задания, характеризующийся совокупностью определенных трудовых приемов и последовательностью их выполнения.

При исследовании трудовых процессов применяют различные методы. Глубина и точность исследований зависят от типа производства. В массовом и крупносерийном производстве, где имеется большая повторяемость трудовых приемов, применяются более точные методы с помощью регистрирующих приборов при тщательном последующем анализе трудовых движений. В мелкосерийном и единичном производстве бывает достаточно изучить приемы с помощью простых измерительных средств.

Основные методы изучения трудовых процессов:

– киносъемка,

– видеозапись,

– циклографическая съемка трудовых движений,

– автоматическая запись с помощью осцилографических установок (например, в цикле крана - время подъема, опускания груза и др.),

– визуальные наблюдения (хронометраж, фотография рабочего дня и др.).

Совершенствование трудовых процессов осуществляется в двух направлениях:

– исследование и рационализация приемов труда, проектирование на их основе высокопроизводительных процессов труда и обучение рабочих прогрессивным методам выполнения операций;

– изучение, обобщение и распространение опыта передовых работников.

Работа по 1-му направлению состоит из следующих этапов:

- Выбор объекта исследования (производственных операций и исполнителей).

- Расчленение трудового процесса или отдельных операций на составляющие элементы.

- Изучение приемов и методов труда.

- Анализ результатов исследований и проектирование рациональных процессов труда.

- Внедрение рациональных приемов и методов труда.

Во втором направлении важную роль может сыграть центральное телевидение - по следующей схеме:

- Снятие фильма.

- Передача на ЦТ (заявка).

- Передача фильма по ЦТ, видеозапись на предприятиях.

- Внедрение, изучение (обучение).

- Обратная связь: сообщение о более прогрессивных методах работы.

 

2.5. Условия труда и их улучшение.

Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Производственная среда характеризуется следующими условиями труда.

Социально-психологические условия труда - это отношение работников к средствам производства, взаимоотношения в коллективе, его психологический климат, квалификация и культурно-технический уровень кадров.

Психологические условия труда обусловлены непосредственно трудовым процессом, его содержанием, воздействием на физическое состояние и психику работающих.

Организационно-технические условия труда определяются организацией труда и управления, технологией, степенью механизации и автоматизации трудовых процессов.

Санитарно-гигиенические условия труда связаны с внешней производственной средой, а также санитарно-бытовым обслуживанием на производстве.

Они включают в себя:

– микроклимат - температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

– запыленность;

– загазованность;

– вибрация;

– шум;

– освещенность;

– электромагнитные поля;

– ультрафиолетовое излучение.

Эстетические условия труда формируют эмоции работников, связанные со степенью комфортабельности рабочих помещений, их интерьером, цветовым оформлением рабочих мест, использованием функциональной музыки и др.

Общее воздействие условий труда на работоспособность, здоровье и жизнедеятельность человека оценивается таким интегральным показателем как тяжесть труда. В соответствии с разработанной НИИ труда медико-физиологической классификацией все работы делились на 6 категорий тяжести [11].

В настоящее время оценка тяжести и напряженности труда осуществляется по новым требованиям [5]. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации ''О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда'' N12 от 14.03.97 г., Законом ''О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения'' N52-ФЗ от 30.03.1999г. и Законом ''Об основах охраны труда в Российской Федерации'' N181-ФЗ от 17.07.1999г. разработаны ''Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса'' (Руководство Р 2.2.755 – 99).

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности, т.е. неблагоприятные факторы производства отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими условиями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих дополнительно подразделяются на 4 степени вредности, которые из-за громоздкости материала здесь не рассматриваются.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Общее воздействие условий труда на работоспособность, здоровье и жизнедеятельность человека оценивается по таким интегральным показателям как тяжесть и напряженность труда.

Уровни факторов тяжести труда выражены в эргонометрических величинах, характеризующих трудовой процесс независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

- физическая динамическая нагрузка;

- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

- стереотипные рабочие движения;

- статическая нагрузка;

- рабочая поза;

- наклоны корпуса;

- перемещения в пространстве.

Каждый из указанных факторов трудового процесса для количественного измерения и оценки требует своего подхода.

Согласно этой методики все работы по тяжести делятся на следующие классы:

1 класс – труд легкой степени;

2 класс – труд допустимый по тяжести;

3 класс – вредный и опасный для здоровья труд:

3.1 класс – труд средней степени тяжести;

3.2 класс – труд тяжелый;

3.3 класс – труд очень тяжелый.

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную и количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные и режимные.

Общая оценка напряженности трудового процесса производится по следующим классам:

1 класс – оптимальный,т.е. труд ненапряженный (легкой степени напряженности);

2 класс – допустимый (труд допустимый по напряженности);

3 класс – вредный для здоровья:

3.1 класс – труд средней степени напряженности;

3.2 класс – труд напряженный;

3.3 класс – труд очень напряженный.

В создании благоприятных условий труда существенное значение отводится охране труда и технике безопасности, правовой защищенности персонала.

Для постоянного поддержания условий труда на соответствующем уровне необходимо регулярно разрабатывать организационно-технические мероприятия по их улучшению. При разработке этих мероприятий следует осуществлять анализ фактического состояния условий труда, аттестацию рабочих мест с целью их соответствия типовым проектам организации рабочих мест. Большое значение при этом имеет опрос работников путем анкетирования, позволяющий учесть их мнение (особенно при изучении причин текучести кадров).

Совершенствование условий труда - комплексная задача, и от ее правильного решения во многом зависит производственная активность, настроение, работоспособность и состояние здоровья работающих.

 

2.6. Организация и обслуживание рабочих мест.

Основное звено, от которого во многом зависит производительность труда и эффективность производства, - это рабочее место.

Рабочее место - зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих одну работу или операцию.

Эффективность труда и производства на рабочем месте в целом зависит от его организации.

Организация рабочего места - система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.

Рациональная организация рабочего места предполагает его планировку, а также обеспечение технологической и организационной оснасткой.

Технологическая оснастка - оснащение рабочего места приспособлениями и инструментами.

Организационная оснастка - производственная мебель для хранения приспособлений и инструментов (инструментальные ящики, тумбочки, верстаки, столы, стулья...).

Планировка рабочего места - это рациональное размещение в зоне приложения труда оборудования, инструментов и других средств, необходимых для осуществления трудового процесса.

В целом рациональная организация рабочих мест должна обеспечить оптимальное функционирование системы “человек – машина - среда” (психофизиологические данные человека, параметры машин, оргоснастка и окружающая среда).

Обслуживание рабочего места - это обеспечение рабочего места средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.

Под обслуживанием рабочего места понимается система его регламентированного обеспечения предметами труда, инструментами, энергией и др. производственными и производственно-бытовыми услугами, необходимыми для того, чтобы поддержать непрерывность и заданную интенсивность трудового процесса.

Обычные виды обслуживания рабочих мест:

- дежурное - в мелкосерийном и единичном производстве (дежурные наладчики);

- планово-предупредительное - для серийного производства (на основе планов-графиков планово-предупредительного ремонта);

- стандартное - в поточно-массовом производстве (по стандартным расписаниям).

С учетом комплекса требований к организации и обслуживанию рабочих мест на речном транспорте разработаны типовые проекты организации рабочих мест; такой проект в общем виде содержит:

- назначение и характеристику рабочего места;

- общие требования к организации рабочего места;

- оснащение рабочего места;

- планировку рабочего места - пространственное расположение оборудования;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: