Теории происхождения государства.




Различные ученые в рамках Европ. и Вост.подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения.

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил–мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально–экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Проблема понимания сущности и социального назначения государства.

 

Сущность – совокупность особенностей и отличительных черт, выделяющих данную вещь в ряду схожих с ней явлений. Применительно к государству выяснение сущности означает определение задач государства в обществе.

Сущность государства рассматривается в 2 аспектах:

- классовом – государство рассматривается как аппарат подавления, выражающий интересы экономически господствующего класса. Кроме этого государство навязывает эту волю экономически слабым классам. Государство – это диктатура

- общесоциальном – назначение гос-ва – служит всему обществу. Гос-во – это средство достижения социального компромисса путем устранения противоречий и объединения общества.

Достижение согласия предполагает демократические методы.

Вне зависимости от того, кому принадлежит власть в конкретном государстве и какие цели она преследует, существует единая, общая сущность, характерная для любого государства – обеспечивать с помощью гос.аппарата целостность общества и его нормальное функционирование.

 

Типология государств.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1рабовладельческий; – классы: рабы, рабовладельцы; средства производства – рабы (богаче тот, у кого их больше). Рабам не представляются права человека, чаще всего тип государства – монархия, осн.функция – подавление рабов

2феодальный; классы – феодалы и зависимые крестьяне; средство производства – земля. Характерно феодальное государство, феодальная раздробленность, абсолютная монархия.

3буржуазный (капиталистич.); классы капиталисты (те, кто владеет средствами производства) и рабочие; средства производства – станки и оборудование. Характерно капиталистическое государство (ограниченная монархия или республика)

4социалистический. Классов, противостоящих друг другу, нет. Средства производства (всё – земля, станки, оборудование) находятся в общественной собственности. Характерно социалистическое полугосударство – направлено на искоренение пережитков капиталистического строя. переходный период к коммунистическому обществу.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

2) цивилизационный подход. в отличие от формационного учитывает не только экономические, но и духовно-культурные особенности общества.

Сторонники этого подхода считают, что культура может тормозить или ускорять развитие экономических процессов. Каждая обособленная группа обладает собственными культурными особенностями. Совокупность родственных культур называется цивилизацией.

Каждая цивилизация проходит определенные этапы развития: зарождение, становление, расцвет (кульминация), упадок и гибель.

Каждой цивилизации на каждом этапе развития соответствует свой тип государства. Все цивилизации по степени распространения делятся на:

- локальные (не оказали существенного влияния на соседние государства – Шумерское)

- особенные (великие) – Западная Европа, Китай

- всемирные (она только зарождается)

 

12. Понятие и классификация функций государства

Функции государства – это основные направления регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и предназначение в обществе

Классификация функций государства –выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

–функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

–функция обеспечения правопорядка;

–экономическая функция;

–функция налогообложения;

–функция социальной защиты;

–экологическая функция;

–культурная функция;

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) экологические;

д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

а) охранительные;

б) регулятивные.

 

13. Формы государства: общая характеристика. Неклассические формы государств.

Форма государства – это способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления.

Форма гос-ва вкл-ет 3 компонента: Форма правления – это порядок образования и организации высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношение друг с другом и населением. (республиканская, монархическая, смешанная)

Форма государственного (территориального) устройства – способ территориальной организации государственной власти, характеризующий порядом взаимодействия между частями государства и государством в целом. (унитарное, федеративная, конфедеративная)

Политический режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти сложившейся в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил.(демократич. – патриархально демократич, соц-демократич, буржуазно-демокр.;И не демократич.- авторитарный, тотолитарный))



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: