Методика подсчета резервов снижения себестоимости продукции.




Цель анализа себестоимости – установить контроль за фактическими расходами и причинами отклонений, а, следовательно, найти пути управления издержками.

По каждой статье калькуляции и себестоимости в целом необходимо найти общее отклонение и детализировать его по факторам.

Эта информация собирается в процессе постатейного анализа себестоимости продукции. По результатам, анализируя причины возникших отклонений и конкретных виновников, делается вывод о резервах снижения себестоимости продукции.

В процессе работы по поиску резервов состав анализируемых факторов и причин отклонений должен быть детализирован, то есть должна быть разработана классификация этих причин.

Рассмотрим резервы снижения затрат в части основных статей калькуляции.

1) По прямым материальным затратам:

а) Снижение материалоемкости продукции за счет внедрения новых экономичных видов конструкции изделий, ресурсосберегающей техники и технологии, применения прогрессивных материалов, устранения потерь при хранении, поставке, переработке материалов, ужесточения контроля за экономным расходом материалов;

б) Увеличение конечного выхода продукции, в частности:

- более комплексного использования материалов;

- применения прогрессивных норм;

- внедрение рациональных норм расхода материалов;

- поиск выгодных поставщиков;

- улучшение рецептуры потребляемого сырья;

- замена дорогостоящих полуфабрикатов;

- улучшение потребительских качеств продукции.

в) Снижение затрат за счет вторичного использования материальных ресурсов.

2) По оплате труда за счет:

а) Определения обоснованного повышения доходов и правильного соотношения между зарплатой и производительностью труда;

б) Снижения и ликвидации затрат по непроизводительным выплатам;

в) Разработки обоснованных норм трудоемкости и сдельных расценок и окладов. Это следует осуществить за счет снижения трудоемкости.

3) Резервы в части снижения и ликвидации брака:

а) Устранение случаев брака на основе предупреждения брака и своевременного его исправления;

б) Увеличение материальной ответственности за брак.

Брак включается на себестоимость по двум направлениям:

- из-за брака мы недополучаем объем продукции, а, следовательно, повышается себестоимость;

- сами потери от брака увеличивают себестоимость как одну из статей.

4) Анализ резервов снижения накладных расходов ведется отдельно по каждой группе расходов:

- общепроизводственных;

- общехозяйственных;

- коммерческих.

Анализ в этом случае направлен на выявление необоснованных перерасходов и путей их снижения, а также на возможную ликвидацию непроизводительных выплат (потери, порча, санкции).

 

3. Важное значение имеет изучение взаимосвязи объема производства, себестоимости и финансовых результатов. В основе модели взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли лежит классификация затрат на постоянные и переменные.

Поэтому важным направлением является изучение поведения издержек в зависимости от объема производства

Цель анализа: установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменяется объем продукции.

Факторная цепочка взаимосвязи показателей:

Объем производства →Объем продаж→Выручка→Прибыль

Это позволяет определить уровень продаж, при котором прибыль максимальна, прибыль равна 0 (безубыточная деятельность) и убытки.

Анализ взаимосвязи между этими показателями проводится в течение короткого промежутка времени, в момент совершения тех или иных хозяйственных операций, что позволяет выработать необходимые управленческие решения в различных средах деятельности предприятия с целью достижения желаемой прибыли.

Изучение этих взаимосвязей позволяет менеджеру определить уровни продаж, при которых прибыль максимальна, безубыточную деятельность, убытки.

Также исследования поведения издержек в зависимости от изменения объема должны учитываться при оптимизации показателей на стадии планирования.

Основой для анализа взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли является деление затрат на постоянные и переменные.

Данная необходимая информация предприятием может быть получена при использовании такого метода учета затрат как Директ-костинг.

Идея метода заключается в том, что себестоимость определятся по кругу переменных расходов, которые связаны с конкретным изделием.

При этом постоянные расходы не включаются в себестоимость этого изделия, а идут на уменьшение выручки.

CVP – анализ взаимосвязи объема продукции, затрат и прибыли.

Это анализ поведения затрат, в основе которых лежит взаимосвязь затрат, объема продукции и прибыли.

Этот вид анализа является инструментом управленческого планирования и контроля. Результаты такого анализа оказывают существенную помощь в принятии управленческих решений в области обоснования ассортимента, планирования прибыли, в политике ценообразования и так далее.

Например: при планировании, если определен объем производства в соответствии с портфелем заказов, то можно рассчитать величину затрат и продажную цену изделия с тем, чтобы предприятие получило желаемую прибыль.

При помощи данных анализа также легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяется цена на материалы, тарифы на электроэнергию, расходы на рекламу и другие элементы затрат, а также когда необходимо изменить ассортимент продукции и оптимизировать структуру.

Таким образом, CVP – анализ позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один или несколько параметров производственного процесса.

Взаимосвязь между объемом, затратами и прибылью можно выразить функционально и графически.

Доходы выручка

Затраты

Затраты пере-

Прибыль менные

К

 

затраты

Убытки постоянные

 

 
 


0 Qкр Объем продукции

К –точка безубыточности.

Маржинальный доход

Затраты переменные Затраты постоянные Прибыль

 

Выручка (Q*ц)

;

;

П=0;

;

;

;

- критическая выручка;

- ставка маржинального дохода;

;

Допустим, =340 у.е., = 48000 у.е., цед=500 у.е., = 500 шт.

Рассчитаем :

шт.

Определим зону безубыточности: (разность между фактическим и критическим объемом продукции в процентах к факту)

;

.

То есть можно снижать объем на 40%, не имея убытков.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить выручку, не имея убытков.

.

Установление пропорций между затратами и объемом продукции позволяет получить ценную информацию:

- о прибыльности и убыточности в зависимости от объема продукции;

- рассчитать критическую точку объема продукции и определить другие критические параметры;

- прогнозировать поведение себестоимости в зависимости от объема;

- находить более выгодные комбинации объема и цены;

- проводить эффективную политику цен;

- совершенствовать структуру и ассортимент в соответствии с требованиями рынка.

Примеры:

1) Допустим, предприятие желает получить прибыль, равную 32000 рублей, тогда, не меняя остальных параметров, исчислим объем продукции и выручку с учетом желаемой прибыли.

шт.

Выручка=500*500=250000 рублей.

2) Допустим, спрос снизился, и необходимо узнать, можно ли снизить цену на изделие до 440 рублей. Насколько при этом надо повысить объем, чтобы прибыль не изменилась.

шт.

∆Q=800-500=300 шт.

3) Насколько увеличится прибыль при прежнем объеме и цене, если переменные затраты снизить на 40 рублей?

;

П0=32000 рублей;

П1=500*(500-300)-48000=52000;

∆П=52000-32000=20000 рублей.

4) Насколько надо снизить постоянные затраты, чтобы прибыль осталась прежней? При этом цену на товар необходимо снизить на 10 рублей.

.

;

рублей;

.

 

4. Рассмотрим действие факторов на критический объем продаж.

Критический объе6м зависит от:

- переменных затрат на единицу;

- постоянных расходов;

- продажной цены.

.

Рассчитаем влияние изменения переменных затрат.

.

Допустим, за счет повышении цен на материалы переменные затраты выросли на 10 %. Тогда:

шт.

Для покрытия 10% роста цен на затраты, необходимо продать 81 шт. товара.

.

Затраты выросли на 10%.

шт.

Чтобы достичь безубыточности, при росте постоянных затрат необходимо продать 100 дополнительных единиц товара.

шт.

Таким образом, с ростом продажной цены критический объем снижается, то есть можно продать меньше на 71 шт. при прежних затратах.

Одинаковое 10%-ое увеличение переменных, постоянных расходов и цены оказывает неравноценное влияние на критический объем. Это связано со сложившейся структурой затрат и выручкой. Таким образом, структуру затрат надо учитывать, принимая те или иные управленческие решения.

Рассмотрев изменение критического объема под влиянием факторов, проведем анализ прибыльности и рассчитаем, при каком объеме продукции возможно получение прибыли и как при этом изменение уровня постоянных затрат отразится на финансовых результатах.

;

.

32000=500*500-500*340-48000

, следовательно,

.

а) Пусть прибыль выросла на 80%. Как изменится объем?

шт.

Чтобы получить дополнительную прибыль, нужно произвести дополнительно 20 шт.

20*500=80000 рублей, следовательно, = 260000.

%.

б) Прибыль выросла на 20%.

шт.

40*500=20000 рублей; = 270000.

% - доля постоянных затрат в выручке.

Таким образом, такие изменения прибыли возможны при снижении доли постоянных затрат в объеме выручки, а, следовательно, при снижении себестоимости единицы изделия за счет экономии на постоянных расходах.

Предприятие может снизить продажную цену, повысив при этом объем продаж, и будет получать прибыль до тех пор (и эта прибыль будет расти), пока рост сбыта будет обеспечивать более высокие темпы снижения себестоимости единицы продукции, чем снижение цены.

Такое соотношение связано с эффектом производственного рычага.

В его основе заложен механизм влияния постоянных расходов на финансовые результаты.

 

5. Операционно-производственный рычаг – это некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.

В практике управления хозяйственной деятельности необходимо знать механизм действия операционно-производственного рычага и финансового рычага.

Финансовый рычаг характеризует соотношение собственного и заемного капитала.

Операционно-производственный рычаг характеризует соотношение переменных и постоянных расходов.

Плечо операционного рычага: .

Производственный рычаг определяет потенциальную возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема продукции.

Эффект операционного рычага:

, где МД – маржинальный доход.

; .

Основными элементами себестоимости являются переменные и постоянные расходы, причем, их соотношение может быть различно и определяется технической и технологической политикой предприятия. Оно зависит от отраслевых особенностей бизнеса.

В свою очередь, изменение структуры себестоимости бизнеса может существенно влиять на величину прибыли.

Ставится задача определения оптимального соотношения между постоянными и переменными расходами.

Взаимосвязь рассмотренных выше показателей характеризуется категорией операционного рычага, уровень которого определяет величину производственного риска предприятия. Если доля постоянных расходов велика, то говорят, что предприятие имеет высокий уровень производственного риска. А для такого предприятия даже незначительное изменение объема продукции может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятие будет вынуждено нести в любом случае, производится продукция или нет. Следовательно, такие предприятия несут больший риск убытка при неблагоприятной рыночной ситуации (когда нельзя увеличить объем продукции).

Пример:

Рассмотрим данные двух предприятий, работающем в первом районе города. Предприятие “Заря” занимается изготовлением и оптовой реализацией пельменей. Производство автоматизировано. Переменными затратами являются:

- сырье;

- материал для упаковки;

- трудовые затраты.

Остальные затраты не зависят от объема и являются постоянными.

Туристическое агентство “Спутник”. Переменные затраты: стоимость тура за вычетом вознаграждения туроператора. Остальные затраты являются постоянными.

Формирование показателей прибыли

Показатели “Заря”   “Спутник”  
  тысяч рублей % к выручке тысяч рублей % к выручке
Выручка        
Переменные расходы        
Маржинальный доход        
Постоянные расходы        
Прибыль        

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: