Премирование работников плавсостава. 8 глава




Третья технологическая схема содержит также четыре операции: судовая, фронтальная, передаточная и транспортная, но в отличие от второй схемы изменяется состав первой (судовой) операции. Поскольку после слова ''трюм'' в скобках дается пояснение ''пакетами'', то, следовательно, груз в трюме судна прибыл готовыми пакетами и поэтому судовая операция будет заключаться в застропке готовы пакетов к грузозахватному устройству крана, выполняется стропальщиками вручную. Содержание остальных операций такое же, как и во второй технологической схеме. При применении автоматических захватных устройств на перегрузке по третьей технологической схеме будет обеспечена комплексная механизация.

Написанные технологические схемы для перегрузки навалочных грузов имеет свои особенности. Для случаев разгрузки судов, вагонов, когда перегрузочный процесс делится на два этапа (по слоям груза), технологическая схема указывается для каждого слоя. Например, первый случай.

 

I слой: трюм II – кран – склад;

II слой: трюм II – кран – склад.

 

Несмотря на совершенно одинаковые технологические схемы, содержание их различно. На первом слое весь перегрузочный процесс практически сливается в одну фронтальную операцию, выполняемую крановщиком. На втором слое, поскольку после слов ''трюм II'' нет никаких указаний о способе механизации выполнения судовой операции, значит она выполняется вручную: подгребание груза вручную лопатами к просвету люка. Второй случай:

 

I слой: трюм II – кран – склад;

II слой: трюм II (бульдозер) – кран – склад.

 

Поскольку в этом случае на II слое после слов ''трюм II'' указывается в скобках характер механизации (бульдозер), то судовая операция выполняется механизированным способом и заключается в подгребании груза к просвету люка штивующим бульдозером.

Таким образом, технологическая схема отражает также степень механизации перегрузочного процесса, а следовательно, и трудоемкость перегрузочных работ. Это обусловливает необходимость расчета норм на механизированные перегрузочные работы не по вариантам работ, а для каждой технологической схемы погрузки, выгрузки груза.

 

5.4. Классификация грузов, кранов и судов в единых нормах на погрузочно-разгрузочные работы

Важнейшей особенностью и условием единых, ведомственных и местных норм является принятая в них для расчета норм на погрузочно-разгрузочные работы группировка (классификация) грузов, кранов и судов.

Классификация грузов. Для нормирования труда на перегрузочных работах классификация грузов должна отражать трудоемкость их перегрузки. Для расчета норм грузы разделяются прежде всего на категории: в мешках, в кипах, катно-бочковые, в ящиках и без упаковки, тяжеловесные, металлы и металлические изделия, лесные и навалочные. Однако подразделение грузов на категории по их роду (тарно-штучные, навалочные и другие) не отражает полной трудоемкости перегрузки грузов. Поэтому для нормирования труда на перегрузочных работах грузы каждой категории подразделяют дополнительно на классы по комплексу показателей, влияющих на производительность перегрузочных машин и на выработку рабочих на ручных операциях перегрузочного процесса.

При разделении грузов на классы в качестве основных классификационных показателей приняты погрузочный объем груза, масса одного места, длина для лесных грузов, крупность частиц и угол естественного откоса груза в покое для навалочных грузов и особые свойства грузов.

Классификация перегрузочных машин. Нормы на перегрузочные работы устанавливаются по типам перегрузочных машин: краны портальные, плавучие, железнодорожные и другие, экскаваторы, погрузчики и т. д.

Основным типом перегрузочных машин являются краны. Для расчета норм краны разделены на пять групп. В ныне действующих сборниках единых норм на погрузку и выгрузку большинства тарно-штучных грузов нормы рассчитаны для кранов I и II группы, лесоматериалов и навалочных грузов – для кранов I,II и III группы.

В качестве примера в табл.5.1 приводится несколько классов грузов, принятых в единых и ведомственных нормах на перегрузочные работы.

 

 

Таблица 5.1

Показатели классификации грузов.

Класс груза Масса 1 места груза, кг Погрузочный объем, м3 Примечание
Грузы в мешках
М-О Любая 2,46 и более Объемистые грузы
М-30 До 31 До 2,45 -------''------
М-50 32-51 До 2,45 --------''------
Грузы в ящиках и без упаковки
Я-Л Любая 8,1 и более Грузы легковесные
--''-- --''-- 4,0 – 8,0 Очень объемистые грузы, требующие особой осторожности
Я-ОО --''-- 4,0 – 8,0 Очень объемистые грузы
ЯО-30 До 30 2,46 – 3,99 Объемистые грузы

 

В качестве основного принципа классификации принято требование, что к одной группе относятся краны с примерно одинаковой производительностью. При этом учитываются следующие классификационные показатели: тип крана (портальные, плавучие и др.), скорость механизма подъема, скорость механизма поворота, тип стрелы крана (уравновешенная, дерриковая).

При установлении классификационных показателей за основу приняты портальные и полупортальные краны с уравновешенной стрелой. Краны со стрелой деррикового типа, имеющие меньшую маневренность, отнесены на одну группу ниже кранов с уравновешенной стрелой и с теми же скоростями подъема и поворота.

Классификация судов. Для расчета норм на перегрузочные работы суда или их отдельные грузовые трюмы сухогрузных судов разделяются на четыре типа: I тип - судно-площадка, палуба трюмного судна; II тип – трюм открытый;III тип – трюм полуоткрытый; IV тип – трюм закрытый.

Отнесение судов (трюмов) ко II, III, и IV типам произведено по следующим классификационным показателям.

Размеры люков грузовых трюмов, определяющие удобство работы крановщика при подъеме и опускании груза. Нормальным считается люк размером 3 х 4 м. Для люков размерами менее 3 х 4 м снижается скорость крана при подъеме и опускании груза. В таком случае трюм классифицируется на один тип ниже.

Коэффициент вертикальной проницаемости, представляющий собой отношение площади люка к площади трюма, учитывает величину открытой и подпалубной части трюма. Наибольшее плечо подпалубного пространства, характеризующее трудоемкость работ по внутритрюмному перемещению груза к просвету люка.

Кроме перечисленных показателей учитывается наличие препятствий в трюме и на палубе для перемещения груза: продольные фермы, пиллерсы, комингсы и другие. В этом случае такие трюмы классифицируются на тип ниже.

В единых нормах приняты следующие примерные соотношения между комплексными нормами выработки в зависимости от типа грузового трюма: трюм открытый К=1,0; судно-площадка, палуба трюмного судна К=1,1; трюм полуоткрытый К=0,9; трюм закрытый К=0,8.

 

5.5. Методика расчета норм на погрузочно-разгрузочные работы

Расчет норм для определенного механизированного перегрузочного процесса включает четыре этапа.

I. Установление технологической схемы перегрузочного процесса.

II. Определение продолжительности циклов и количества машин в механизированной перегрузочной установке.

III. Определение численного и квалификационного состава рабочих комплексной бригады и их расстановка по операциям перегрузочного процесса.

IV. Расчет норм на механизированные погрузочно-разгрузочные работы.

I-й этап: установление технологической схемы перегрузочного процесса. Выбор технологической схемы в значительной степени предопределяется вариантом работ, типом фронтальной перегрузочной машины, способом пакетирования груза при его перевозке и складировании. Установленная технологическая схема должна отражать разработанную технологию перегрузки груза.

II-й этап: определение продолжительности циклов и количества машин в механизированной перегрузочной установке. Механизированной перегрузочной установкой называется линия перегрузочных машин, с помощью которых осуществляется перемещение груза на всех операциях перегрузочного процесса. Перегрузочная установка может состоять из одной или нескольких перегрузочных машин (например, крана и погрузчиков). Погрузку или разгрузку судна или подачи вагонов можно осуществлять одной или несколькими перегрузочными установками (см.рис.5.2). Нормы рассчитываются на одну перегрузочную установку.

Рис.5.2 Обработка судна двумя перегрузочными установками (механизированными линиями).

Механизированные перегрузочные процессы, включающие несколько операций, осуществляются перегрузочными установками, состоящими из нескольких перегрузочных машин, используемых на выполнении отдельных операций перегрузочного процесса. В связи с различными условиями и трудоемкостью выполнения этих операций рассчитывают количество машин на каждой операции.

Ведущей машиной перегрузочной установки, состоящей из линии машин, является обычно фронтальная машина, выполняющая фронтальную операцию перегрузочного процесса. Необходимое количество машин для выполнения остальных операций перегрузочного процесса определяется из условия полного использования производственных возможностей ведущей фронтальной машины перегрузочной установки, т.е.

где Тцв – продолжительность цикла ведущей машины перегрузочной установки, с;

Тц1ц2 – продолжительность циклов перегрузочных машин, используемых на выполнении каждой операции перегрузочного процесса, с;

n1, n2 – необходимое количество перегрузочных машин на каждой операции.

Исходя из указанного условия согласования продолжительности циклов машин на всех операциях перегрузочного процесса, количество машин (погрузчиков, бульдозеров и т.п.), необходимых для выполнения соответствующих операций (судовой, вагонной, складской, транспортной) составит:

; и т.д.

Продолжительность циклов перегрузочных машин определяется по элементам этих циклов, величина которых устанавливается по действующим нормативам, разработанных в централизованном порядке, или путем проведения натурных наблюдений.

Например, для некоторых технологических схем циклы крана (ведущей машины перегрузочной установки – Тц.в) и автопогрузчиков (Тц.п) складываются из следующих элементов.

Трюм I (пакетами) – кран – причал –автопогрузчик – склад:

,

.

 

Склад (пакетами) – автопогрузчик – причал – кран – трюм I:

,

,

 

где – для цикла крана:

tз.г,.tот.г – время на застропку, прием, установку и отстропку груза;

tз.п,. tот.п – время на застропку, прием, установку и отстропку порожнего поддона (включается в цикл крана в том случае, когда груз в трюме судна перевозится отдельными местами);

tпер.г, tпер.п – время на перемещение (подъем, поворот, опускание) краном груза или грузозахватного устройства (порожнем);

tпер.г.у – перемещение грузозахватного устройства крана от порожнего(груженого) к груженому (порожнему) поддону;

для цикла автопогрузчика:

tз.г,.tз.п –нормативы времени на захват груза (груженого поддона) и порожнего поддона;

tх.г,.tх.п - нормативы времени хода с грузом и без груза (порожнем), включающие время на разворот погрузчика;

tр – норматив времени на разворот погрузчика без груза после установки груза или порожнего поддона;

tу.г, tу.п – нормативы времени на установку груза (груженого поддона) и порожнего поддона.

В перегрузочных процессах отдельные рабочие места (операции) могут быть с ограниченными производственными возможностями, где целесообразное число рабочих и машин ограничивается стесненными условиями рабочих мест. В этих случаях продолжительность цикла ведущей (фронтальной) машины перегрузочной установки устанавливается по продолжительности цикла звена рабочих на лимитирующей операции и, следовательно, будет иметь место недоиспользование производственных возможностей ведущей машины.

Поэтому при проектировании технологии и перегрузочного процесса, в котором судовая (или вагонная) операция является лимитирующей, особенное внимание уделяется изысканию путей повышения производительности труда на этой лимитирующей операции (работа крана на два трюма, одновременная обработка нескольких вагонов, использование погрузчиков и других машин для частичной механизации судовой операции, погрузчиков для частичной механизации вагонной операции и др.).

III-й этап: определение численного и квалификационного состава комплексной бригады рабочих и их расстановка по операциям перегрузочного процесса.

Численный состав комплексной бригады рабочих рассчитывают по операциям и периодам перегрузочного процесса (слоям груза). Операции перегрузочного процесса с точки зрения количества рабочих, необходимых для их выполнения, разделяются на две группы:

операции, для которых численность и профессии рабочих обусловливаются типами используемых перегрузочных машин и характером выполняемых работ (например, один крановщик для фронтальной операции при погрузке в открытый тип трюма навалочного груза портальным грейферным краном; крановщик и сигнальщик для фронтальной операции при погрузке, выгрузке штучного груза из закрытого типа трюма портальным краном и т.д.);

операции, для которых численность рабочих зависит от расстояния перемещения груза или от трудоемкости формирования подъема груза и определяется расчетом (например, число водителей погрузчиков для транспортной, складской вагонной операций; число рабочих на формировании, расформировании пакета груза для судовой, вагонной, складской операций и т.д.).

Потребное количество водителей погрузчиков определяется по необходимому числу погрузчиков (расчет их числа выполнен на втором этапе расчета норм).

Численность рабочих для выполнения операций загрузки, разгрузки захватных устройств вручную mз.р. в судне, вагоне, на складе определяется по формуле:

,

где Тз(р) - продолжительность операции загрузки (разгрузки) захватного устройства (с);

Тц.в - продолжительность цикла ведущей (фронтальной) машины (с).

Продолжительность загрузки, разгрузки захватного устройства вручную рассчитывается по нормативам, исходя из массы подъема груза и нормативов времени (с/т), разрабатываемых в зависимости от рода груза, типа захватного устройства и места его загрузки, выгрузки.

При определении продолжительности судовой операции по загрузке, разгрузке захватного устройства учитывается, кроме времени собственно его загрузки, разгрузки (со снятием и укладкой груза), также время на застропку, отстропку и время наблюдения за подъемом и опусканием в трюм судна груза и порожних захватных устройств, принимаемое равным соответствующим элементам цикла крана, а при определении продолжительности вагонной операции - также время на захват (установку) груза в вагоне погрузчиком.

Общий состав комплексной бригады для данного перегрузочного процесса определяется необходимым (расчетным) количеством рабочих на всех операциях перегрузочного процесса.

4-й этап: расчет норм на механизированные перегрузочные работы. Комплексную сменную норму выработки (т/смену) на погрузку (выгрузку) груза машинами циклического действия определяют по формуле:

,

где q - масса подъема груза, т;

Топ - оперативное время, мин.;

Тц.в - продолжительность цикла ведущей (фронтальной) машины, определяемая по нормативам с.

Оперативное время определяется по формуле:

,

где Тпз, Тоб, Тотл, Тпт - затраты времени, соответственно на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности рабочих и технологических перерывов, определяемые по нормативам, мин.

Комплексную норму времени (чел-ч) на перегрузку 1т груза определяют по формуле:

,

где Тсм - продолжительность рабочей смены, ч.;

Нвыр - комплексная норма выработки, т/см;

mр - численный состав комплексной бригады, выполняющей данный перегрузочный процесс, чел.

Для навалочных грузов и лесных грузов нормы выработки и времени рассчитываются аналогично, учитывая следующие особенности.

Комплексные нормы выработки и времени на выгрузку навалочных грузов из судов определяются отдельно для I и II слоя груза, т.к. при выгрузке остатков груза (на II слое) требуется штивка (подгребание) груза в общую кучу для обеспечения большего заполнения грейфера:

I слой груза

 

т/смену;

II слой груза

 

т/смену,

 

где q1, q 2 - масса подъема груза, соответственно на I и II слое, т;

Тц.в1, Тц.в2 - продолжительность цикла крана на I и II слое, с.

Для навалочных грузов, перегружаемых грейферами, массу подъема определяют по формуле:

или ,

где V - вместимость грейфера, м3;

К3 - коэффициент заполнения грейфера;

W - погрузочный объем груза, м3/т;

y - насыпная масса груза, т/м3.

Для выгрузки навалочных грузов из судов комплексная норма времени устанавливается по слоям:

I слой груза

,

II слой груза

.

Комплексные нормы выработки и времени для навалочных грузов по остальным вариантам перегрузочных работ рассчитываются без разбивки по слоям груза.

Нормы выработки и времени для перегрузки лесных грузов рассчитываются по тем же формулам, что и для тарно-штучных грузов, т.е. без разграничения по слоям груза.

При этом масса подъема груза определяется по формуле:

,

где S - площадь зева грейфера, м2;

V - плотность древесины в зависимости от толщины бревна, т/м3;

L - длина бревна,м;

P - коэффициент складочности древесины;

К3 - коэффициент заполнения грейфера.

 

Во всех речных портах нормы на перегрузочные работы согласно требованию бывшего минречфлота рассчитывались по изложенной выше методике.

Существует и второй способ расчета норм на перегрузочные работы. С теоретической точки зрения, он более правильный, т.к. предусматривает традиционный подход к расчету норм, т.е. сначала рассчитывается норма времени, а затем по ней - норма выработки. Кроме того, во втором способе предусмотрен расчет технической производительности перегрузочных машин, что исключено в первом способе, хотя в технологических картах на перегрузку грузов во всех странах такой показатель требуется. И, наконец, вторым способом можно рассчитать нормы для постоянных и оперативных комплексных бригад отдельно.

II способ расчета норм.

Он предусматривает разработку норм в четыре этапа.

Установление технологической схемы перегрузочного процесса.

Расчет норм технической производительности перегрузочных машин и определение их количества в механизированной перегрузочной установке.

Определение численного и квалификационного состава комплексной бригады рабочих и их расстановки по операциям перегрузочного процесса.

Расчет норм на механизированные перегрузочные работы.

Первый этап выполняется также как и в I способе.

Второй этап предусматривает расчет технической производительности как главной перегрузочной машины (крана), так и автопогрузчиков:

 

т/ч,

где q - масса подъема груза, т;

Тц - цикл крана или автопогрузчика, с.

Количество автопогрузчиков в механизированной перегрузочной установке определяется делением технической производительности крана Рт.кр. на производительность погрузчика Рт.п.

Третий этап выполняется так же, как и в первом способе.

4-й этап: расчет норм на механизированные перегрузочные работы.

Для постоянных комплексных бригад (при выписывании единого наряда на всех рабочих) рассчитывается:

а) комплексная норма времени на перегрузку 1т груза

, чел-ч/т,

где mp - количество рабочих в комплексной бригаде, чел.;

Ртк - техническая производительность крана, т/ч;

К - коэффициент к норме времени, учитывающий затраты подготовительно-заключительного времени (tпз), времени обслуживания рабочего места (tоб), времени на отдых и личные надобности (tотл), технологические перерывы (tпт) и время на вспомогательные операции (tв оп) для вагонных работ.

Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

 

;

б) комплексная норма выработки бригады:

, т/смену.

Для оперативных комплексных бригад (при выписывании отдельных нарядов грузчикам и механизаторам) рассчитываются:

а) норма времени для механизатора (крановщика)

, чел-ч/т.

Эту же норму времени поставят в наряд каждому водителю автопогрузчика или в один большой наряд на всех водителей погрузчиков умножив эту норму времени на число водителей.

б) норма времени докеров (грузчиков), выполняющих ручные работы на всех операциях перегрузочного процесса, чел.

,

где mr - количество грузчиков (докеров), занятых на ручных операциях перегрузочного процесса, чел.

в) комплексная норма выработки бригады:

, т/смену

По абсолютной величине комплексные нормы выработки по I способу и II способу (для ПКБ и ОКБ) должны совпадать.


 

6. Нормирование труда на промышленных работах.

6.1. Формы организации труда в промышленности

В производственном процессе могут применяться две типовые формы организации труда. На предприятиях речного транспорта многие годы традиционно применялась индивидуальная форма организации труда со сдельной или повременной формой организации труда. В последние годы широкое распространение получили коллективные (бригадные) формы организации труда, которые оказались более прогрессивной формой, чем индивидуальные.

Большое значение в повышении эффективности бригадных форм организации труда имеет правильный выбор виды бригады, их профессионально-квалификационного и численного состава. Бригады делятся на специализированные и комплексные.

Специализированные - бригады, сформированные из рабочих одной, основной для данного вида работ профессии. Например, бригада плотников, маляров и т.д. Комплексные бригады формируются из рабочих разных профессий или рабочих широкого профиля, осуществляющих технологически разнородные, но взаимосвязанные работы (услуги) по изготовлению определенного вида продукции (ее законченной части) или выполнению определенной стадии производственного процесса.

Вид бригады выбирается с учетом специфики производства, исходя из содержания и последовательности выполнения возложенных на нее работ.

Бригады также подразделяются на сменные и сквозные. Сменная - бригада, в которой все рабочие работают в одну смену. Сквозная - бригада, в которой работы выполняются в одну, две или три смены. Преимущественное распространение должны получить комплексные сквозные бригады, где более полно используется рабочее время, изготавливаются укрупненные партии продукции или выполняются законченные части работ, создаются лучшие условия для планирования и учета объема выполняемых работ, использования рабочей силы, оборудования и производственных площадей, уменьшения объема незавершенного производства и повышения качества продукции (выполнения работ).

 

6.2. Нормирование труда на кузнечных работах

Особенностью кузнечных работ является наличие двух процессов: процесс нагрева и процесс ковки.

В условиях, когда изготовляются партии поковок, при правильной организации труда процесс нагрева и процесс ковки должны осуществляться параллельно, т.е. время нагрева должно перекрываться временем ковки. И, следовательно, время нагрева в этом случае в норму времени ковки не входит. Разогрев печей и первый нагрев заготовок проводятся до начала смены. Последующий нагрев заготовок должен осуществляться с учетом указанного перекрытия. Однако время нагрева необходимо уметь определять для того, чтобы организовать указанное перекрытие, а также для расчета пропускной способности нагревательных печей.

Кроме того, в условиях мелкосерийного и единичного производства при малой партионности поковок полностью осуществить перекрытие времени нагрева временем ковки не представляется возможным. Поэтому при нормировании кузнечно-штамповочных работ в условиях ССРЗ и Нвр ковки (штамповки) включается время технологических перерывов на нагревание заготовок, которыми учитывается неперекрываемая часть нагрева.

Время нагрева зависит от многих факторов, что затрудняет точное его определение. Поэтому оно определяется с достаточной точностью для организации указанного перекрытия по нормативам времени в зависимости от главных факторов:

а) группы стали,

б) начальной и конечной температуры нагрева,

в) расположения деталей в печи: на расстоянии линейного размера (диаметра заготовок), половины линейного размера или вплотную друг к другу.

Для осуществления перекрытия времени нагрева временем ковки в печи должно нагреваться следующее количество заготовок:

,

где Тп – время нагрева в мин.

Топ – оперативное время ковки, мин.

После выдачи из печи нагретой заготовки на ее место укладывается следующая.

Нормирование ковки производится по нормативам и типовым программам. В условиях мелкосерийного и единичного производства разработаны типовые нормы на типовые поковки. Нормативы времени используются для расчета типовых норм, а также для нормирования работ, для которых не разработаны типовые нормы.

Для ковочных работ разработаны нормативы неполного оперативного времени tноп, вспомогательного времени, связанного с изделием tви, времени на обслуживание рабочего места tоб, времени на отдых и личные надобности tотл и подготовительно-заключительного времени tпз. Рассмотрим суть этих нормативов.

Нормативы tноп – неполное оперативное время включает основное время t0 в течение которого происходит непосредственное изменение формы и размеров поковки, и часть вспомогательного времени, связанного с технологическим переходом tвп. Вторая часть вспомогательного времени – вспомогательное время, связанное с изделием tви нормируется особо.

Вспомогательное время, связанное с изделием tви (и не включенное в tноп) представляет собой затраты времени на загрузку заготовок в печь и выдачу их из печи, подачу набоек молота и др., оно дается в нормативах в зависимости от массы заготовки.

Время на обслуживание рабочего места и перерыв на отдых нормируются в процентах от оперативного времени и включают затраты времени на регулировку и подналадку ковочного оборудования, уборку рабочего места от окалин и обсечек на протяжении смены и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: