Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.
Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство - явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там, где существуют такие классы.
Надклассовый подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии».
Отдельно взятые, классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый, например: с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.
Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях- Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:
· консервативная,
· либеральная,
· социал-демократическая и
· коммунистическая концепция социального назначения государства.
Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.
Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).
Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).
Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.
Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа. Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.
Типология государств.
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.
Подходы к типологии государств:
1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
2) цивилизационный подход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
Цивилизационный подход выделяет следующие государства:
- древневосточные государства (Египет, Месопотамия)
- древнеафинское государство (как демократическое)
- древнеарийское
- современные государства.
Теория выделяет цивилизации:
- Древние;
- Средневековые;
- Новые;
- Новейшие.
Им соответствуют типы государств:
- ранние;
- классовые;
- политические;
- правовые.
Выделяются также доиндустриальные государства, характерные для древних и средневековых цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и постиндустриальные – для новейшей.