Премирование работников плавсостава. 11 глава




,

где Зп - зарплата вспомогательного рабочего, рассчитанная по простой повременной системе, руб;

Кв.н. - коэффициент выполнения норм выработки обслуживаемого работника.

Аккордная система оплаты труда применяется, когда необходимо усилить материальную заинтересованность работников в сокращении сроков выполнения конкретного объема работ, сдачи готового объекта в эксплуатацию. С этой целью рассчитывается фонд оплаты труда на весь объем работ (объект). Ежемесячно до окончания работы рабочим выплачивается аванс, а окончательный расчет осуществляется после сдачи объекта в готовом состоянии.

При аккордной системе, как правило, заключается письменный договор, где подробно отражаются все организационно-технические условия выполнения работ, их материально-техническое обеспечение, срок выполнения и условия премирования.

Применение этой системы в условиях непостоянного курса рубля (инфляции) очень проблематично, если выполнение работ требует длительного времени.

Основной проблемой при этой системе является распределение заработной платы внутри коллектива среди работников.

7.5. Система материального поощрения (премирование).

Большую роль в материальном стимулировании роста общественного производства выполняет премирование работников за более высокие результаты труда. Премирование является более оперативным, ощутимым и действенным рычагом в материальном стимулировании.

Материальное поощрение за высокие достижения в труде включают в себя: премирование за выполнение установленных производственных показателей; премирование за экономию сырья, материалов, топлива; единовременное премирование особо отличившихся работников; премирование по итогам года и др.

Наибольшее значение по удельному весу и по распространению (применению) имеет премирование рабочих, инженерно-технических работников и служащих за выполнение и перевыполнение установленных производственных показателей.

В зависимости от количества устанавливаемых показателей премирования системы материального поощрения могут быть однофакторными (при одном показателе премирования) и многофакторными (при двух и более показателях).

Составляющими элементами системы материального поощрения (премирования) являются показатели, шкала и источники премирования (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Структура системы материального поощрения.

Показатели премирования устанавливаются исходя из предъявляемых к ним требований, а также в соответствии с основными производственными функциями и специальными задачами, стоящими перед каждой группой рабочих в конкретных условиях данного предприятия.

К показателям и условиям премирования предъявляется ряд требований. Показатели и условия премирования должны:

- обеспечивать взаимосвязь и сочетание как количественных, так и качественных производственных достижений (показателей);

- стимулировать как коллективную, так и индивидуальную материальную заинтересованность рабочих в результатах своего труда;

- быть напряженными, но реально выполнимыми;

- отражать определенные достижения или улучшения в работе, а не отсутствие недостатков (последнее должно обеспечиваться без дополнительного материального поощрения);

- иметь конкретное производственное значение; должен быть организован их своевременный и точный учет.

Кроме того, в системах материального поощрения не должна допускаться множественность показателей и условий премирования.

Любые производственные показатели, используемые для материального поощрения, могут играть роль показателей или условий премирования. Принципиальная разница между ними в том, что по показателю премирования производится расчет премии и, следовательно, от степени его перевыполнения будет зависеть размер выплачиваемых премий. От выполнения производственного показателя, играющего роль условия премирования, наступает лишь право на получение премии, рассчитанной по показателю премирования.

Например, в положении о премировании предусмотрено, что для определенной группы рабочих (указывается цех и наименование профессии рабочих) в качестве показателя премирования принят “выполнение и перевыполнение норм выработки”, а в качестве условия премирования - “качественное выполнение работ”. В зависимости от степени перевыполнения нормы выработки будет рассчитана абсолютная величина премии в рублях, но она будет выплачена в этом размере, если будет выполнено условие премирования - соблюдение качества выполненных работ.

Условия премирования могут быть обязательными (при их невыполнении премия не выплачивается совсем) и дополнительными (при их невыполнении премия снижается до 50%).

Для удовлетворения всех требований, предъявляемых к показателям премирования и в целом к системам материального поощрения (перечисленных выше) создается ошибочное представление, что в такой системе будет много показателей, что подорвет уверенность рабочих в их выполнении. Ниже приводится схема (рис. 7.4) рациональной структуры показателей, исключающая эту опасность.

Рис. 7.4. Схема рациональной структуры показателей премирования.

В качестве конкретных показателей могут быть предложены следующие:

1) сокращение стояночного времени судов под грузовыми операциями против установленных норм;

2) выполнение и перевыполнение норм выработки на перегрузочных работах;

3) качественное выполнение работ (отсутствие актов о несохранности, порче тары и упаковки).

Эти три показателя удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к системам материального поощрения.

При разработке конкретных показателей премирования учитываются основные производственные функции и специфические задачи, стоящие перед каждой группой рабочих и заключающиеся в ликвидации так называемых “узких мест” в производстве, устранение которых также дает соответствующий экономический эффект.

На решение этих задач и должна быть направлена разработка экономически целесообразной системы материального поощрения рабочих.

В зависимости от характерных особенностей того или иного показателя премирования в процессе анализа изучаются уровень выполнения его за прошлый период, степень его взаимосвязи с другими производственными и финансовыми показателями, наличие и качество учета и отчетности и др.

Для обеспечения высокой действенности систем материального поощрения кроме показателей не менее важную роль играет шкала премирования за выполнение и за каждый процент перевыполнения соответствующего производственного показателя. Оба размера шкалы (за выполнение и перевыполнение) должны устанавливаться обоснованно, а не субъективно. Обоснование этих размеров шкалы должно базироваться на анализе уровне выполнения предлагаемых показателей премирования за прошедший период, на ожидаемых уровнях их выполнения в предстоящий период и на предполагаемом размере выплачиваемых премий.

Третьей составляющей частью разрабатываемых систем материального поощрения являются источники премирования.

Премирование из выручки предусматривает, что работник или подразделение получает свою долю вознаграждения при достижении определенного, заранее установленного объема (выручки, реализации, продажи, сбыта продукции) в виде некоторого процента с выручки или абсолютной величины премии.

Премирование из дохода позволяет увязать получение вознаграждения с достижением определенного экономического результата (валового, хозрасчетного или чистого дохода) в виде заранее установленного процента с дохода или абсолютной величины премии. Премирование из дохода является формой поощрения в бригадном и коллективном подряде.

Премирование из прибыли предусматривает, что работник или подразделение получают свою долю вознаграждения при достижении определенной величины прибыли (валовой, чистой) в виде фиксированного процента с прибыли или абсолютной величины премии. Премирование из прибыли является наиболее тонким инструментом поощрения, поскольку четко ориентирует на достижение главного экономического критерия. Однако реальное влияние на прибыль оказывает только высшее руководство предприятия.

Премирование рабочих осуществляется, как правило, из основного фонда оплаты труда, который включается в издержки производства. И здесь источником премирования должен стать этот экономический эффект, который достигается в результате применения премирования.

Чтобы дополнительное (кроме заработной платы) материальное поощрение работников было экономически целесообразным, необходимо, чтобы сумма выплачиваемой премии (П) не превышала той экономии (Э), которую получает предприятие от выполнения и перевыполнения соответствующего производственного показателя (показателя премирования), т.е. П< Э. Иными словами, система материального поощрения должна быть экономически эффективной, эта оценка производится по коэффициенту экономической эффективности премирования:

Размер премии получается расчетом или по отчетным данным в зависимости от перевыполнения показателя премирования.

Наиболее сложной и трудоемкой операцией является определение экономии, получаемой предприятием в результате применения того или иного показателя премирования. Специфика определения этой экономии связана с особенностями каждого показателя премирования, входящего в систему материального поощрения. В силу большого разнообразия применяемых положений экономия, получаемая в результате применения того или иного показателя премирования, должна определяться отдельно в каждом конкретном случае.


 

8. Оплата труда работников речного транспорта

8.1. Оплата труда рабочих промпредприятий (в судостроении и судоремонте).

На промпредприятиях речного транспорта рабочие оплачиваются по сдельно-премиальной или повременно-премиальной системе. Для оплаты труда рабочих применяется шестиразрядная тарифная сетка, принципы построения и применения которой подробно изложены в предыдущей седьмой главе.

Условия и размеры оплаты труда всех предприятий отрасли в значительной степени регулируется “Отраслевым тарифным соглашением по речному транспорту”, заключаемым практически на каждый год.

Это отраслевое тарифное соглашение заключается:

- со стороны работников - профсоюзом работников водного транспорта Российской Федерации в соответствии с их Уставом;

- со стороны работодателей - Министерством транспорта Российской Федерации (службой речного флота - Росречфлотом) и Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ).

Соглашение принимается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом ратифицированных конвенций и рекомендаций МОТ и служит целям регулирования социально-трудовых отношений работников и работодателей на уровне отрасли, развития социального партнерства, учета интересов работников, работодателей и государства в вопросах оплаты труда, занятости, обеспечения нормальных и безопасных условий труда и согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот.

Отраслевое тарифное соглашение служит основой для заключения коллективных договоров (соглашений), является обязательным к применению в организациях речного транспорта, делегировавших свои полномочия стороне работодателей, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Этим соглашением предусмотрены основные отраслевые минимальные социальные гарантии в области оплаты труда.

Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и закрепляются в коллективном договоре (соглашении).

При этом должностной оклад основной профессии на речном транспорте (матроса) не может быть ниже 3,5 минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом Российской Федерации.

Конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов устанавливаются коллективными договорами исходя из сложившихся соотношений в уровнях месячных тарифных ставок и должностных окладов между отдельными профессиональными группами рабочих и специалистов. Организации самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в зависимости от роста индекса потребительских цен. Порядок и регулярность пересмотра тарифных ставок (окладов) определяется кол. договором.

При тарификации работ и присвоении разрядов (рабочих) и категорий (специалистам) используется Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих.

Доплаты к заработной плате за работу во вредных условиях устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Размер доплат устанавливается коллективным договором, но не менее 20 % тарифной ставки (должностного оклада) пропорционально отработанным часам, если уровни вредных факторов превышают предельно-допустимые значения.

Конкретные формы и системы оплаты труда устанавливаются самими предприятиями для каждой группы рабочих в зависимости от специальности, структурного подразделения предприятия, условий труда, характера трудового процесса и других факторов.

 

8.2. Оплата труда докеров-механизаторов на погрузочно-разгрузочных работах в речных портах.

На погрузочно-разгрузочных работах для оплаты труда докеров-механизаторов применяется сдельно-премиальная и повременно-премиальная система. Основной формой считается сдельно-премиальная система.

Особенностью оплаты труда на погрузочно-разгрузочных работах является применение двух тарифных ставок:

- первая применяется для оплаты погрузки, выгрузки вредных для здоровья грузов, опасных и грузов с массой одного места более 50 кг.;

- вторая применяется при переработке остальных грузов.

По этим тарифным ставкам ведется расчет сдельной или повременной оплаты труда, размера премий, а также различного рода доплат.

На погрузочно-разгрузочных работах в речных портах применяются, как правило, комплексные бригады.

В комплексных бригадах предусматривается широкая взаимозаменяемость среди рабочих благодаря освоению каждым из них таких профессий, как крановщик широкого профиля, водитель автопогрузчика, водитель электропогрузчика, стропальщик.

Комплексная бригада, объединяющая 20-30 человек, может быть легко разделена на оперативные звенья, каждое из которых способно самостоятельно выполнять перегрузочный процесс по той или иной технологической схеме.

Квалификация рабочего определяется не разрядом, а классом. Класс квалификации рабочего устанавливается квалификационной комиссией на основании теоретического экзамена и практических навыков. Квалификационные характеристики с примерами работ, которые необходимо выполнить на испытаниях приводятся в “Положении о присвоении класса квалификации”.

Для получения квалификации IV класса надо пройти теоретическое и практическое обучение. Рабочий должен уметь снять и установить грузозахватное приспособление, застропить и отстропить груз, уметь управлять лебедкой, тельфером, транспортом, крепить груз. Для получения третьего класса надо отработать докером-механизатором IV класса не менее 500 часов. Для получения I и II класса надо отработать не менее 150 часов на перегрузочной машине соответствующего типа.

Рабочий I класса получает надбавку 20 %, II - 15 %, III - 10 % от размера второй сдельной тарифной ставки и пропорционально отработанному времени.

В комплексных бригадах неосвобожденный бригадир получает наряд, расставляет и переставляет рабочих, отвечает за соблюдение технологической дисциплины, техники безопасности, закрывает наряды. За выполнение указанных работ бригадир получает доплату: при численности бригады до 10 чел. - 10 %, свыше 10 чел. - 15 % от второй сдельной часовой тарифной ставки.

За работу в ночное время докерам-механизаторам производится доплата в размере 35 % от второй сдельной часовой тарифной ставки за каждый час ночной работы. При этом ночной работой считается время с 22 часов до 6 часов.

Если бригада докеров-механизаторов приняла на себя обязательство самостоятельно выполнять техническое обслуживание перегрузочного оборудования и техники, она получает право на доплату в размере 5 % от второй повременной часовой тарифной ставки.

Рабочим, выполняющим перегрузочные работы, выплачивается вознаграждение за выслугу лет. Это вознаграждение выплачивается после года работы. Размер вознаграждения определяется следующей сеткой:

 

 

Стаж работыКоэффициент

1 - 3 0,6

3 - 5 0,8

5 - 10 1,0

10 - 15 1,2

свыше 15 1,5

Документом для определения стажа работы является трудовая книжка. Расчет вознаграждения ведется по второй сдельно-часовой тарифной ставке.

Расчет заработной платы. Основным документом, по которому производится расчет заработной платы докерам-механизаторам, является наряд-задание.

Нормирование и таксирование наряда производится в следующей последовательности:

- по сборнику “Единых комплексных норм выработки и времени на перегрузочные работы, выполняемые в речных портах и пристанях” (ЕКНВ) для соответствующей технологической схемы определяется класс груза и тип трюма судна (приложения 1 и 3);

- в этом же сборнике по приложению 6 устанавливается вредность груза для здоровья. Если груз вреден для здоровья, то применяется первая сдельная часовая тарифная ставка, если нет - вторая;

- для соответствующей технологической схемы, класса груза, типа трюма определяется параграф (номер) норм, по которому берется норма времени в чел-ч/т и ставится в наряд;

- умножением данной нормы времени на выполненный объем работ получаем общую трудоемкость работ, т.е. нормированное время;

- умножением полученного нормированного времени (чел-ч) на принятую тарифную ставку (руб/чел-ч) получаем сдельную заработную плату (руб);

- здесь же в наряде может быть произведен расчет процента выполнения норм выработки путем деления полученных нормированных человеко-часов на фактически отработанное время докерами-механизаторами; обычно этот расчет делается один раз по итогам работы за месяц.

Так же по итогам работы за месяц производится и расчет премии.

Распределение заработной платы. Особенностью оплаты труда на погрузочно-разгрузочных работах является ее коллективность, вследствие чего важным вопросом встает ее распределение между членами комплексной бригады. Прежде всего необходимо определить, какие элементы заработной платы заработаны всем коллективом и подлежат распределению. К таким элементам заработка бригады относят:

- прямую сдельную заработную плату за выполнение погрузочно-разгрузочных работ (Зсд);

- повременную заработную плату (Зпов.), начисленную за выполнение всех работ, оплачиваемых повременно;

- премии (Зпр).

В качестве индивидуальных элементов заработной платы, которые начисляются персонально каждому работнику и не перераспределяются между членами бригады, можно назвать следующие доплаты:

- бригадиру - за руководство бригадой (Дбр),

- за работу в ночное время (Дн),

- за классность (Дкл),

- за выполнение особо важных заданий (Дз).

Коллективный заработок (Зкол) может распределяться различными методами.

I Традиционный метод. Заработная плата распределяется пропорционально отработанному времени:

,

где tфi – фактически отработанное время i-ым рабочим за месяц, ч;

m - число членов бригады, чел;

II метод: заработная плата распределяется с помощью коэффициента трудового участия (КТУ).

КТУ - это обобщенная количественная оценка личного вклада каждого члена бригады в конечный результат ее труда, с учетом которой производится распределение коллективного заработка бригады.

При установлении КТУ рекомендуется учитывать индивидуальную производительность труда; сложность и качество выполненных работ (операций); помощь в работе другим членам бригады; соблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплины и др. факторы.

Порядок применения и определения КТУ устанавливается коллективом (советом) бригады в соответствии с Положением, утвержденным руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.Если кто-то не согласен с распределением зарплаты по КТУ, то переходит в другую бригаду.

В качестве базового КТУ применяют 1. Базовый КТУ может повышаться или понижаться в зависимости от фактического вклада члена бригады в коллективные результаты труда. Для этого заранее разрабатываются и утверждаются Советом бригады перечень показателей, по которым рабочему базовый КТУ повышается или понижается.

Фиксированное значение этих факторов устанавливается экспертным путем: назначается группа экспертов, каждый из которых оценивает выполнение утвержденных показателей со своей точки зрения. Полученные результаты (матрица 10 х 10) обрабатываются соответствующими методами. Рассчитанные КТУ утверждаются на общем собрании бригады. КТУ принимается в интервале от “0” до “2”.

Применение КТУ обычно связано с большим психологическим противостоянием членов бригады, так как возникает необходимость сказать коллеге о его недостатках в работе и, таким образом, уменьшить его зарплату.

По КТУ могут распределяться различные составляющие части коллективного заработка бригады (коллективного фонда оплаты труда бригады - КФОТ).

1 способ: по КТУ распределяется только приработок бригады (а заработная плата в пределах тарифа - по первому методу, т.е. пропорционально отработанному времени). Для этого рассчитывается сначала тарифная часть заработка:

,

где чi - часовая тарифная ставка i-го рабочего.

Тогда размер приработка - Зприр составит:

,

где Зкол - коллективная заработная плата по наряду (сдельная), руб.

Затем определяется коэффициент распределения:

а доля приработка, приходящаяся i-ому рабочему, составит:

.

Тогда общая заработная плата каждого рабочего будет складываться из трех частей: тарифной части, суммы индивидуальных выплат и распределенной части приработка:

.

2 способ: по КТУ распределяется только премия:

.

3 способ: по КТУ распределяется приработок и премия:

.

4 способ: по КТУ распределяется весь заработок:

.

 

8.3. Оплата труда плавсостава судов речного флота.

Оплата труда работников плавсостава на речном транспорте производится в основном по повременно-премиальной системе. В этих условиях особенно важное значение приобретает правильное построение схем должностных окладов.

В советское время должностные оклады устанавливались в соответствии с ''Положением об оплате труда плавсостава'', утвержденном приказом Министра речного флота. Оно было единым для всех пароходств страны. Должностные оклады командному составу речных судов устанавливались в зависимости от группы судна по оплате труда. Отнесение судов речного флота к соответствующей группе производилось по показателям, приведенным в табл. 8.1.

Таблица 8.1.

Показатели для отнесения судов речного флота к группам по оплате труда плавсостава

 

Группа судов Самоходный флот Несамоходный флот
Мощность судна, кВт Грузоподъемность, т
I 60 - 70  
II 71 - 180  
III 181 - 300  
IV 301 - 550  
V 551 - 850  
VI 851 - 1800 Свыше 7000
VII Свыше 1800  

 

 

При этом учитывалось, что от мощности, производительности (у земснарядов) и грузоподъемности судов зависят условия работы командного состава флота. Кроме того, на мощные суда с высокой производительностью подбирали наиболее квалифицированные кадры судоводителей и судомехаников.

Должностные оклады рядовому составу - рулевым, мотористам и другим - устанавливались в соответствии с их квалификацией и видом флота (самоходный, несамоходный), но независимо от группы судов, на которых они работают. Такой порядок был принят с учетом того, что характер работ, выполняемых рядовым составом на судах различных групп, одинаков, а объем работ, выполняемый каждым из них, регулируется количеством работников данной специальности по штатному расписанию судна.

На речных самоходных судах широкое распространение получило совмещение профессий по двум должностям палубного и машинного состава экипажей. Учитывая, что члены экипажей судов, работающие по двум должностям палубного и машинного составов, имеют более высокую квалификацию, для этих работников были установлены повышенные должностные оклады на 15 - 30 % от должности, которая высвобождается. Такие суда оснащались системами дистанционного управления машинными установками.

В настоящее время судоходные компании сами разрабатывают положения об оплате труда плавсостава, в основе которых заложены основные принципы оплаты в соответствии с прежним ''Положением''.

Так, в ОАО ''Северо-Западный флот'' разработано ''Положение об оплате труда работников плавсостава'',которое введено в действие с 01 мая 2002 г. Это ''Положение'' разработано в соответствии с новым трудовым кодексом, Отраслевым тарифным соглашением по речному транспорту, Коллективным договором и организационно-распорядительными документами ОАО ''Северо-Западный флот''.

Условия оплаты труда плавсостава включают в себя:

– основную заработную плату,

– дополнительную заработную плату (доплаты и надбавки),

– премии,

– компенсационные выплаты за особые условия труда.

Основная заработная плата работников плавсостава – это оплата труда работников по должностным окладам согласно утвержденному штатному расписанию.

Штатные расписания экипажей судов разрабатываются на основании:

– ''Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, обеспечивающем безопасность эксплуатации судна'', введенного в действие с 01.08.94 г.;

– Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР,введенного в действие с 01.03.83 г. приказом Министерства речного флота N 30 от 30.03.82 г.;

– Схемы должностных окладов работников плавсостава.

Минимальный размер месячного оклада по основной профессии на речном транспорте (матроса) в настоящее время устанавливается равным 1100 рублей. Должностные оклады остальных работников плавсостава получаются умножением минимального размера на соответствующий тарифный коэффициент, величина которого устанавливается дифференцированно в зависимости от характера плавания (заграничное или внутреннее),типа судна (грузовые, буксирные и служебно-вспомогательные), валовой вместимости судов и мощности силовой установки.

В ОАО СЗФ установлены следующие группы по оплате труда работников плавсостава:

Внутреннее плавание:

1 группа – служебно-вспомогательный флот;

2 группа – буксирный флот;

3 группа – суда валовой вместимостью менее 3000 т.;

4 группа – суда валовой вместимостью свыше 3000 т.

Заграничное плавание:

5 группа – буксирный и ледокольный флот;

6 группа – суда валовой вместимостью менее 3000 т.;

7 группа – суда валовой вместимостью свыше 3000 т.

Дополнительная заработная плата (надбавки и доплаты ).

Повышение уровня оплаты труда плавсостава с целью большего стимулирования в выполнении дополнительных функций производится с помощью соответствующих доплат и надбавок и доплат.

Надбавки относятся к выплатам стимулирующего характера, поощряют высококачественную и высокотарифицированную работу. Системное получение надбавок внутри предприятия может быть отменено в связи с нехваткой средств. К должностным окладам работников плавсостава производится выплата надбавок, не носящих постоянного характера, за фактически отработанное в данном месяце количество часов:

– за выполнение ледокольных, а также за выполнение одновременно ледокольных и транспортных работ (за исключением ледоколов) – в размере 10% должностного оклада;

– за вождение и обслуживание составов несамоходных судов без баржевых команд – в размере 20% должностного оклада;

– за перевозку и хранение взрывоопасных веществ и сжиженного газа – в размере 25 % должностного оклада;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: