ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА




Основная цель практики – формирование у магистрантов педагогических умений, в том числе умений проектирования, конструирования и организации образовательного процесса, овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплине «Экономика организации».

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

· подготовка материалов для проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Экономика организации»;

· изучения методики преподавания в ВУЗе;

· проведение лекций и практических занятий по данной дисциплине.

В период практики были освоены такие формы проведения занятий, как лекция и практическое занятие. Количество самостоятельно проведенных учебных занятий в ВУЗе – 2 (лекция по дисциплине «Экономика организации», тема занятия: «Затраты организации и себестоимость продукции, работ, услуг» на юридическом факультете для специальности «Бизнес-администрирование», 3 курс; план-конспект представлен в ПРИЛОЖЕНИЕ А, и практическое занятие по дисциплине «Экономика организации», на юридическом факультете, специальность «Бизнес-администрирование», 3 курс, план-конспект представлен в ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. Данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а, следовательно, и большей концентрации внимания на нем.

Подготовка материалов для проведения лекции и практического занятия осуществлялась в соответствии с учебными планами данных специальностей. Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедры трудно переоценить.

Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.

Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно. Педагогический процесс практически всегда осуществляется через общение. Здесь ориентирами являются: совмещение интересов своих и собеседника; контролируемое доверие; обеспечение минимального успеха; исключение принуждения; развитие интереса; соблюдение межличностных отношений; защита прав студентов. Все это создает необходимый для продуктивной деятельности микроклимат.

При проведении практического занятия по дисциплине «Экономика организации» были выделены следующие группы целей:

1. познавательные: определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины; сравнивать и объяснять процессы, приводить собственные примеры.

2. развивающие: совершенствовать умения самостоятельно решать задачи по калькулированию себестоимости и делать выводы исходя из полученных результатов.

Специфику и место практического занятия как формы в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами: во-первых, на семинарские, практические занятия отводится от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин; во-вторых, из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов; в третьих, семинары – это та учебная форма, с которой начинается педагогическая деятельность молодых преподавателей; в-четвертых, успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов.

Исходя из этого, вопрос о функциях семинара, практического занятия и даже об их субординации и сегодня является дискуссионной проблемой для педагогов, методистов и психологов.

При проведении практического занятия был использован такой вид практического занятия как контрольно-обучающее. Контрольно-обучающее – это практическое занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные работы. Главная цель – максимальный охват обучаемых контролем, однако данный вид практического занятия должен всегда сочетаться с творческим практическим занятием. Творческое практическое занятие – это занятие, максимально обеспечивающее творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

Каждая из перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой из них сопряжено с определенными трудностями.

Успех и эффективность любой из форм практического занятия достигается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к занятию включает в себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей.

Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (если он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы.

С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего.

Для студентов подготовка к занятию будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенностей, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к преподавателю.

Таким образом, практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней подготовке.

В ходе подготовки к проведению практического и лекционного занятий был проанализирован и изучен список специальной литературы, НПА, а также в ходе подготовки использовались источники сети Интернет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: