Основная цель практики – формирование у магистрантов педагогических умений, в том числе умений проектирования, конструирования и организации образовательного процесса, овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплине «Экономика организации».
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
· подготовка материалов для проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Экономика организации»;
· изучения методики преподавания в ВУЗе;
· проведение лекций и практических занятий по данной дисциплине.
В период практики были освоены такие формы проведения занятий, как лекция и практическое занятие. Количество самостоятельно проведенных учебных занятий в ВУЗе – 2 (лекция по дисциплине «Экономика организации», тема занятия: «Затраты организации и себестоимость продукции, работ, услуг» на юридическом факультете для специальности «Бизнес-администрирование», 3 курс; план-конспект представлен в ПРИЛОЖЕНИЕ А, и практическое занятие по дисциплине «Экономика организации», на юридическом факультете, специальность «Бизнес-администрирование», 3 курс, план-конспект представлен в ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. Данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а, следовательно, и большей концентрации внимания на нем.
Подготовка материалов для проведения лекции и практического занятия осуществлялась в соответствии с учебными планами данных специальностей. Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедры трудно переоценить.
Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно. Педагогический процесс практически всегда осуществляется через общение. Здесь ориентирами являются: совмещение интересов своих и собеседника; контролируемое доверие; обеспечение минимального успеха; исключение принуждения; развитие интереса; соблюдение межличностных отношений; защита прав студентов. Все это создает необходимый для продуктивной деятельности микроклимат.
При проведении практического занятия по дисциплине «Экономика организации» были выделены следующие группы целей:
1. познавательные: определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины; сравнивать и объяснять процессы, приводить собственные примеры.
2. развивающие: совершенствовать умения самостоятельно решать задачи по калькулированию себестоимости и делать выводы исходя из полученных результатов.
Специфику и место практического занятия как формы в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами: во-первых, на семинарские, практические занятия отводится от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин; во-вторых, из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов; в третьих, семинары – это та учебная форма, с которой начинается педагогическая деятельность молодых преподавателей; в-четвертых, успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов.
Исходя из этого, вопрос о функциях семинара, практического занятия и даже об их субординации и сегодня является дискуссионной проблемой для педагогов, методистов и психологов.
При проведении практического занятия был использован такой вид практического занятия как контрольно-обучающее. Контрольно-обучающее – это практическое занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные работы. Главная цель – максимальный охват обучаемых контролем, однако данный вид практического занятия должен всегда сочетаться с творческим практическим занятием. Творческое практическое занятие – это занятие, максимально обеспечивающее творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
Каждая из перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой из них сопряжено с определенными трудностями.
Успех и эффективность любой из форм практического занятия достигается только упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к занятию включает в себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей.
Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (если он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы.
С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями предстоящего.
Для студентов подготовка к занятию будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенностей, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к преподавателю.
Таким образом, практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней подготовке.
В ходе подготовки к проведению практического и лекционного занятий был проанализирован и изучен список специальной литературы, НПА, а также в ходе подготовки использовались источники сети Интернет.