Правовая система – это взятые в единстве и взаимодействии правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).
Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;
3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;
5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);
6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;
7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.
К англосаксонской правовой семье (семье общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:
1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;
2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;
3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;
4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
5) нет кодифицированных отраслей права;
6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.
К семье религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;
2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;
4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
5) отсутствует деление права на частное и публичное;
6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;
7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока (в частности, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.).
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
2) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
5) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
6) архаичность многих ее обычаев и традиций.