УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
СОДЕРЖАНИЕ




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060101 Лечебное дело

 

Волгоград


 

Программа одобрена цикловой методической комиссией социально-экономических и гуманитарных дисциплин № 1 Протокол № ____ от _____________________________ Председатель ЦМК_______________ Мозгунова Е.А.   Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 060101 Лечебное дело Зам. директора по УР _____Троян И.С.  

 

 

Разработчик:

Мозгунова Елена Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории

 


СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации программы учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 

 

Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

основы философии

Область применения программы

Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основные философские учения о бытие;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием науки, техники и технологий.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
написание сочинения; подготовка сообщений; подготовка творческого проекта.  
Итоговая аттестация в форме дифференцированногозачета.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии.

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения
       
Раздел 1. Сущность философии      
Тема 1.1. Происхождение философии и ее предмет Содержание учебного материала      
1. 2.   3.   4. 5. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Возникновение философии. Связь философии с другими науками. Предмет изучения философии Исторические формы мировоззрения: мифология, религия и философия. Основы научной, философской и религиозной картин мира. Мировоззрение и его структура. Роль философии в жизни человека и общества.
Тема 1.2. Специфика философского знания и его функции. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. 4. Основные разделы философии. Основной вопрос философии. Основные категории и понятия философии. Функции философии.
Раздел 2. История философии      
Тема 2.1. Философия Древнего Востока. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. Общая характеристика Восточных культур. Философия Древней Индии. Веды. Буддизм. Дхарма. Йога как философия и медицина. Философия Древнего Китая. Понятие о двух началах. Даосизм, конфуцианство. Философия и медицина Древнего Китая.  
Тема 2.2. Ранняя античная философия. Содержание учебного материала    
1.   2. 3. Общая характеристика античной философии. Периоды ее развития: досократический, классический, эллинистически-римский. Первые материалисты Античности. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элеаты. Атомизм Демокрита. Гераклит.    
Тема 2.3. Расцвет и закат античной философии. Содержание учебного материала      
1. 2. 3. 4. Философия Сократа. Философское учение Платона. Теория идей. Аристотель и античная наука. Философия эллинистического периода: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.    
Тема 2.4. Философия средневековой Европы. Содержание учебного материала        
1. 2.   3. Статус философии и ее особенности в христианстве. Теоцентризм. Патристика и схоластика как основные философские направления европейского средневековья. Аврелий Августин. Схоластика. Философия Фомы Аквинского.
Тема 2.5. Философия эпохи Возрождения. Содержание учебного материала        
1.   2.   3. Основные черты философии Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Индивидуализм. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей. Леонардо да Винчи – символ эпохи Возрождения.
Тема 2.6. Философия Нового времени. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. 4. 5. Основные черты философии Нового времени. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Философские взгляды Томаса Гоббса. Философия французского просвещения.  
Тема 2.7. Немецкая классическая философия и марксизм. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. 4. Философская система И. Канта. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Содержание философии К.Маркса. Теория общественно-экономической формации.  
Тема 2.8. Русская философия. Содержание учебного материала    
1.2. 3. 4. 5. 6. 7. Традиции и особенности русской философии. Философские идеи XVIII века. Симеон Полоцкий, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Идеи гуманизма в русской философии XIX века. Западничество и славянофильство. Философия Вл. Соловьева. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева. Поиски нравственного идеала (П.А. Флоренский, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков). Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).    
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о философских идеях одного из представителей русской философии    
Тема 2.9. Современная западная философия. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. 4. 5. 6. Современный философский иррационализм. Экзистенциализм. Философия бессознательного. З. Фрейд. Позитивизм и неопозитивизм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.    
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о философских идеях одного из представителей современной философии    
Раздел 3. Основные проблемы философии.      
Тема 3.1. Бытие, материя, как исходные понятия философии. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. 4. Категория бытия. Структура и формы бытия. Категория материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время, как формы существования материи. Принцип системности.  
Тема 3.2. Диалектика как учение о развитии. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. 4. Понятие диалектики. Законы диалектики. Принцип детерминизма. Категории диалектики: единичное и общее. Явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма.  
Тема 3.3. Философское учение о сознании. Содержание учебного материала    
1. 2.3. Сознание как отражение окружающего мира. Структура и свойства сознания. Сознание и язык.  
Тема 3.4. Сущность процесса познания. Основы научной картины мира. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. 4. Сущность познания. Субъект и объект познания. Уровни познания. Проблема истины в философии. Структура научного познания. Гипотеза. Теория. Парадигма. Научная картина мира.  
Тема 3.5. Философия общества. Общество как саморазвивающаяся система. Содержание учебного материала    
1. 2. 3.   4. Модели общества. Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Понятие цивилизации. Понятие культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции. Глобальные проблемы современности. Проблемы и перспективы современной цивилизации.  
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка проекта «Будущее человечества».    
Тема 3.6. Философия о человеке. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. Особенности философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология. Социальное и биологическое в человеке. Основные понятия философской антропологии.  
Тема 3.7. Проблема личности в философии Содержание учебного материала    
1. 2. 3.4. Формирование личности. Факторы формирования и разрушения личности. Нравственность – духовная основа личности. Свобода личности и ответственность. Культура личности медицинского работника.  
Самостоятельная работа обучающихся: Написать сочинение «Личность и нравственный облик медицинского работника».    
Тема 3.8. Проблемы жизни и смерти в духовном осмыслении человека. Содержание учебного материала    
1. 2. 3. Понятие жизни и смерти в философии. Проблемы жизни и смерти в разных культурах. Виды бессмертия, пути его обретения.  
Тема 3.9. Биоэтика и ее проблемы в медицине. Содержание учебного материала        
1.   2.   3.   4. 5. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Жизненное пространство личности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности. Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Философско-методологические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. Связь экономики, образа жизни, культуры общения и здоровья населения. Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально-психологические аспекты ятрогении.
Тема 3.10. Философские проблемы медицинских знаний и практики. Философские и этические проблемы медицины. Содержание учебного материала      
1. 2. 3.   4. Этические требования к информации пациентов о состоянии их здоровья. Медико-биологические эксперименты и их философский анализ. Эвтаназия, трансплантология. Проблемы репродукции человека и их этическая оценка. Клонирование. Искусственный аборт. Контрацепция. Стерилизация. Суррогатное материнство. Врачебная ошибка.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений по этической оценке проблем: эвтаназия, трансплантология, клонирование, искусственный аборт, контрацепция, стерилизация, суррогатное материнство, врачебная ошибка.      
Зачетное занятие Содержание учебного материала    
Обобщение знаний по пройденному материалу с помощью заданий в тестовой форме.
  Всего    
                           

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: