Ф 20-057
Министерство образования Республики Беларусь
Волковысский колледж учреждения образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
УТВЕРЖДАЮ
Директор __________ М. Б. Семёнчик
«______» ____________ 20___ г.
Перечень билеты к государственному экзамену
по дисциплинам «Психология, педагогика»
специальности 2-020308 «Иностранные языки» (английский, немецкий)
БИЛЕТ № 1
1. Развитие психологии как науки. Принципы психологии. Структура, предмет и задачи современной психологии. Краткая характеристика отраслей психологии.
2. Социальная роль учителя в обществе. Профессионально значимые качества учителя. Требования к личности современного учителя и его профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство.
БИЛЕТ № 2
1. Методы психологии. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву: организационные, эмпирические, обработки данных и интерпретации. Характеристика эмпирических методов: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
2. Задачи внеучебной воспитательной работы. Основные формы воспитательной работы: массовая, групповая, индивидуальная. Дополнительное образование детей и молодёжи, его задачи и содержание. Типы учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.
БИЛЕТ № 3
1. Изучение межличностных отношений и социометрической структуры группы.
2. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе. Задачи и содержание работы классного руководителя. Организация воспитательной работы. Планирование и учёт воспитательной работы классного руководителя.
БИЛЕТ № 4
1. Психологическаяхарактеристика личности.Основные параметры личности, структура личности. Понятие о деятельности и ее структуре, основные виды деятельности Умения и навыки Личность и деятельность.
2. Общая характеристика коллектива. Признаки коллектива. Структура коллектива. Этапы развития коллектива. Пути формирования ученического коллектива: коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы.
БИЛЕТ № 5
1. Внимание и его функции. Физиологические основы внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; внешнее и внутреннее.
2. Сущность валеологического воспитания. Цель, задачи и содержание валеологического воспитания. Составляющие здорового образа жизни: правила гигиены, культура питания, двигательный режим и т.д. Система валеологического воспитания школьников. Сущность физической культуры личности. Си стема формирования физической культуры личности.
БИЛЕТ № 6
1. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение. Особенности внимания школьников.
2. Сущность экологического воспитания. Цель, задачи и содержание экологического воспитания. Система экологического воспитания школьников. Особенности планирования и организации экологического воспитания и формирования культуры безопасной жизнедеятельности в образовательном процессе.
БИЛЕТ № 7
1. Понятие ощущения. Процесс возникновения ощущений. Характеристика видов ощущений.
2. Сущность гендерного воспитания (понятие «гендер», «гендерные роли», «гендерные стереотипы»). Цель, задачи и содержание гендерного воспитания. Семья как воспитательный институт. Характеристика современной семьи: типы, структура, функции.
БИЛЕТ № 8
1.Закономерности ощущений: синестезия, пороги ощущений, компенсация, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация. Развитие ощущений у школьников.
2. Сущность трудового и профессионального воспитания, его значение в формировании личности учащихся. Цель, задачи и содержание трудового и профессионального воспитания в школе. Система трудового воспитания в школе (виды трудовой деятельности). Система профессионального воспитания.
БИЛЕТ № 9
1. Понятие восприятия. Физиологические основы, виды восприятия.
2. Сущность эстетического воспитания. Цель, задачи и содержание эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Методы и средства эстетического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности.
БИЛЕТ № 10
1. Основные свойства восприятия: целостность, избирательность, осмысленность. иллюзии, структурность, константность, апперцепция. Индивидуальные особенности восприятия. Особенности восприятия школьников.
2. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания. Методы формирования нравственной мотивации деятельности. Воспитание национального самосознания. Воспитание дисциплины и культуры поведения. Система нравственного воспитания школьников.
БИЛЕТ № 11
1. Понятие памяти. Виды памяти: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая; произвольная и непроизвольная; кратковременная, долговременная, оперативная.
2. Сущность идеологического воспитания. Гражданское и патриотическое воспитание: сущность, цель и задачи. Структура гражданственности (правовая, политическая, нравственная культура). Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность, содержание.
БИЛЕТ № 12
1. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия, способствующие эффективности запоминания. Индивидуальные особенности памяти. Особенности памяти школьников.
2. Умственное воспитание. Мировоззрение как цель и результат воспитания: сущность, функции. Структура мировоззрения. Основные виды мировоззрения. Условия формирования мировоззрения. Условия формирования мировоззрения учащихся. Система умственного воспитания школьников.
БИЛЕТ № 13
1. Понятие мышления. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование.
2. Средства воспитания. Классификация средств воспитания. Особенности использования средств воспитания. Формы воспитательной работы (коллективные, групповые, индивидуальные), их функции (организаторская, регулирующая, информативная).
БИЛЕТ № 14
1. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; теоретическое и практическое; дискурсивное и интуитивное; репродуктивное и продуктивное. Понятие речи. Связь мышления и речи. Краткая характеристика видов речи.
2. Методы и приёмы воспитания. Система общих методов воспитания, различные подходы к классификации методов воспитания (формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования, контроля эффективности воспитания). Выбор методов воспитания и их взаимосвязь.
БИЛЕТ № 15
1. Понятие воображения. Характеристика видов воображения: пассивное и активное; репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация. Особенности воображения школьников.
2. Общие педагогические закономерности и движущие силы воспитания. Принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в образовательном процессе.
БИЛЕТ № 16
1. Способности и задатки. Виды способностей: общие и специальные; учебные и творческие; теоретические и практические. Способности и личность. Репродуктивный и творческий уровни развития способностей. Одаренность, талант и гениальность. Условия развития способностей у школьников.
2. Воспитание, его сущность, цели, особенности. Структура содержания воспитания. Гуманистическая направленность воспитания. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Критерии воспитанности. Пути повышения эффективности воспитательного процесса.
БИЛЕТ № 17
1. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Характеристика видов темперамента: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического. Учет темперамента в образовательном процессе.
2. Общая характеристика классно-урочной системы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения. Типологии и структура уроков, требования к уроку. Дополнительные формы организации обучения. Нетрадиционные уроки. Подготовка учителя к различным формам учебной работы.
БИЛЕТ № 18
1. Понятие воли. Структура и содержание волевого действия. Волевые качества личности: целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержка, мужество и смелость. Психологические особенности развития воли у школьников.
2. Педагогические средства обучения: характеристика, классификация (идеальные, материальные). Технические средства обучения. Выбор средств обучения при организации образовательного процесса.
БИЛЕТ № 19
1. Понятие эмоций. Виды эмоций: положительные, отрицательные, амбивалентные; стенические. астенические. Характеристика эмоциональных состояний: настроения, аффекта, стресса, фрустрации, страсти.
2. Классификация методов организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от источника получения знаний: словесные, наглядные, практические, игровые.
БИЛЕТ № 20
1. Понятие чувств. Виды высших чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические. Особенности эмоциональной сферы школьников. Эмоциональные нарушения в школьном возрасте, их коррекция.
2. Различные подходы к классификации методов обучения (по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактическим целям, по месту в структуре познавательной деятельности). Подходы к выбору методов при проектировании педагогического процесса.
БИЛЕТ № 21
1. Понятие о характере. Характер и темперамент. Типичное и индивидуальное в характере. Проблема типологии характера. Черты характера и их классификация.
2. Общая характеристика закономерностей, принципов и правил обучения. Система дидактических принципов обучения. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения.
БИЛЕТ № 22
1. Понятие общения. Функции общения. Виды общения. Средства общения.
2. Сущность процесса обучения, его двусторонний характер и функции (образовательная, воспитательная, развивающая). Структурные компоненты процесса обучения. Виды обучения. Характеристика учения и преподавания. Деятельность учителя и обучающегося.
БИЛЕТ № 23
1. Конфликты в общении: понятие, причины, виды, структура и стадии, способы разрешения конфликтов.
2. Содержание образования. Компоненты содержания образования (знания, умения, навыки и привычки, опыт деятельности, опыт отношений). Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Учебники и учебные пособия, основные требования к ним.
БИЛЕТ № 24
1. Возрастная психология как наука. Периодизация психического развития Л.С. Выготского. Основные направления и факторы психического развития в младенчестве, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. Дидактика как наука. Становление и развитие дидактики. Предмет и задачи дидактики. Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, учение. Дидактика и частные методики.
БИЛЕТ № 25
1. Психологические особенности подростка. Основные проблемы кризиса подросткового возраста. Девиантное поведение.
2. Система образования Республики Беларусь. Структура образования. Различные типы учреждений образования Республики Беларусь. Основные тенденции развития образования: массовость, непрерывность, учёт национальных особенностей, интернационализация, стандартизация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, индивидуализация, информатизация. Принципы государственной политики в сфере образования.
БИЛЕТ № 26
1. Психологические особенности старшего школьника. Особенности развития познавательной сферы старших школьников. Проблемы профессионального самоопределения.
2. Цель воспитания, её социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах Республики Беларусь. Стратегические, тактические, и оперативные педагогические цели. Дидактические и воспитательные цели. Целеполагание как деятельность педагога. Технология педагогического целеполагания.
БИЛЕТ № 27
1. Предмет и задачи педагогической психологии. Требования педагогической профессии к психологическим характеристикам личности. Характеристика стилей педагогического руководства (авторитарного, демократического, либерального).
2. Возникновение и развитие педагогики как самостоятельной отрасли знания. Объект и предмет, функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, социализация, самовоспитание, самообразование. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Преподаватель: М.А. Говорухина
Н.И. Кулак
Рассмотрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин
Протокол №____ от «___»_________20__ г.
Председатель ЦК________________С.В. Юрчик