Перечень билеты к государственному экзамену




Ф 20-057

Министерство образования Республики Беларусь

Волковысский колледж учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор __________ М. Б. Семёнчик

«______» ____________ 20___ г.

Перечень билеты к государственному экзамену

 

по дисциплинам «Психология, педагогика»

специальности 2-020308 «Иностранные языки» (английский, немецкий)

БИЛЕТ № 1

1. Развитие психологии как науки. Принципы психологии. Структура, предмет и задачи современной психологии. Краткая характеристика отраслей психологии.

 

2. Социальная роль учителя в обществе. Профессионально значимые качества учителя. Требования к личности современного учителя и его профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство.

 

БИЛЕТ № 2

 

1. Методы психологии. Классификация ме­тодов по Б.Г. Ананьеву: организационные, эмпирические, обработки данных и интерпретации. Характеристика эмпирических методов: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности.

 

2. Задачи внеучебной воспитательной работы. Основные формы воспитательной работы: массовая, групповая, индивидуальная. Дополнительное образование детей и молодёжи, его задачи и содержание. Типы учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

БИЛЕТ № 3

 

1. Изучение межличностных отношений и социометрической структуры группы.

 

2. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе. Задачи и содержание работы классного руководителя. Организация воспитательной работы. Планирование и учёт воспитательной работы классного руководителя.

БИЛЕТ № 4

1. Психологическаяхарактеристика личности.Основные параметры лич­ности, структура личности. Понятие о деятельности и ее структуре, основные виды деятельности Умения и навыки Личность и деятельность.

2. Общая характеристика коллектива. Признаки коллектива. Структура коллектива. Этапы развития коллектива. Пути формирования ученического коллектива: коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы.

 

БИЛЕТ № 5

1. Внимание и его функции. Физиологические основы внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; внешнее и внутреннее.

 

2. Сущность валеологического воспитания. Цель, задачи и содержание валеологического воспитания. Составляющие здорового образа жизни: правила гигиены, культура питания, двигательный режим и т.д. Система валеологического воспитания школьников. Сущность физической культуры личности. Си стема формирования физической культуры личности.

 

БИЛЕТ № 6

 

1. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение. Особенности внимания школьников.

 

2. Сущность экологического воспитания. Цель, задачи и содержание экологического воспитания. Система экологического воспитания школьников. Особенности планирования и организации экологического воспитания и формирования культуры безопасной жизнедеятельности в образовательном процессе.

 

БИЛЕТ № 7

1. Понятие ощущения. Процесс возникновения ощущений. Ха­рактеристика видов ощущений.

 

2. Сущность гендерного воспитания (понятие «гендер», «гендерные роли», «гендерные стереотипы»). Цель, задачи и содержание гендерного воспитания. Семья как воспитательный институт. Характеристика современной семьи: типы, структура, функции.

БИЛЕТ № 8

1.Закономерности ощущений: синестезия, пороги ощуще­ний, компенсация, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация. Развитие ощущений у школьников.

 

2. Сущность трудового и профессионального воспитания, его значение в формировании личности учащихся. Цель, задачи и содержание трудового и профессионального воспитания в школе. Система трудового воспитания в школе (виды трудовой деятельности). Система профессионального воспитания.

БИЛЕТ № 9

1. Понятие восприятия. Физиологи­ческие основы, виды восприятия.

 

2. Сущность эстетического воспитания. Цель, задачи и содержание эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Методы и средства эстетического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

БИЛЕТ № 10

1. Основные свойства восприятия: целостность, избирательность, осмысленность. иллюзии, структурность, константность, апперцепция. Инди­видуальные особенности восприятия. Особенности восприя­тия школьников.

 

2. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания. Методы формирования нравственной мотивации деятельности. Воспитание национального самосознания. Воспитание дисциплины и культуры поведения. Система нравственного воспитания школьников.

 

БИЛЕТ № 11

1. Понятие памяти. Виды памяти: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая; произвольная и непроизвольная; кратковременная, долговременная, оперативная.

 

2. Сущность идеологического воспитания. Гражданское и патриотическое воспитание: сущность, цель и задачи. Структура гражданственности (правовая, политическая, нравственная культура). Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность, содержание.

БИЛЕТ № 12

1. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия, способствующие эффективности запо­минания. Индивидуальные особенности памяти. Особенности памяти школьников.

 

2. Умственное воспитание. Мировоззрение как цель и результат воспитания: сущность, функции. Структура мировоззрения. Основные виды мировоззрения. Условия формирования мировоззрения. Условия формирования мировоззрения учащихся. Система умственного воспитания школьников.

 

БИЛЕТ № 13

1. Понятие мышления. Ос­новные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование.

 

2. Средства воспитания. Классификация средств воспитания. Особенности использования средств воспитания. Формы воспитательной работы (коллективные, групповые, индивидуальные), их функции (организаторская, регулирующая, информативная).

БИЛЕТ № 14

 

1. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; теоретическое и практическое; дискурсивное и интуитивное; репродуктивное и продуктивное. Понятие речи. Связь мышления и речи. Краткая харак­теристика видов речи.

 

2. Методы и приёмы воспитания. Система общих методов воспитания, различные подходы к классификации методов воспитания (формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования, контроля эффективности воспитания). Выбор методов воспитания и их взаимосвязь.

БИЛЕТ № 15

 

1. Понятие воображения. Характеристика видов воображения: пассивное и активное; репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация. Особенности воображения школьников.

 

2. Общие педагогические закономерности и движущие силы воспитания. Принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в образовательном процессе.

БИЛЕТ № 16

1. Способности и задатки. Виды способностей: общие и специальные; учебные и творческие; теоретические и практические. Спо­собности и личность. Репродуктивный и творческий уровни развития способностей. Одаренность, талант и гениальность. Условия развития способностей у школьников.

 

2. Воспитание, его сущность, цели, особенности. Структура содержания воспитания. Гуманистическая направленность воспитания. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Критерии воспитанности. Пути повышения эффективности воспитательного процесса.

БИЛЕТ № 17

 

1. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Характеристика видов темперамента: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического. Учет темперамента в образовательном процессе.

 

2. Общая характеристика классно-урочной системы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения. Типологии и структура уроков, требования к уроку. Дополнительные формы организации обучения. Нетрадиционные уроки. Подготовка учителя к различным формам учебной работы.

БИЛЕТ № 18

1. Понятие воли. Структура и содержание волевого действия. Волевые качества личности: целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержка, мужество и смелость. Психологические особенности развития воли у школьников.

 

2. Педагогические средства обучения: характеристика, классификация (идеальные, материальные). Технические средства обучения. Выбор средств обучения при организации образовательного процесса.

БИЛЕТ № 19

1. Понятие эмоций. Виды эмоций: положительные, отрицательные, амбивалентные; стенические. астенические. Характеристика эмоциональных состояний: настроения, аффекта, стресса, фрустрации, страсти.

 

2. Классификация методов организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от источника получения знаний: словесные, наглядные, практические, игровые.

 

БИЛЕТ № 20

1. Понятие чувств. Виды высших чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические. Особенности эмоциональной сферы школьников. Эмоциональные нарушения в школьном возрасте, их коррекция.

 

2. Различные подходы к классификации методов обучения (по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактическим целям, по месту в структуре познавательной деятельности). Подходы к выбору методов при проектировании педагогического процесса.

БИЛЕТ № 21

1. Понятие о характере. Характер и темперамент. Типичное и индивидуальное в характере. Проблема типологии характера. Черты характера и их классификация.

 

2. Общая характеристика закономерностей, принципов и правил обучения. Система дидактических принципов обучения. Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения.

БИЛЕТ № 22

 

1. Понятие общения. Функции общения. Виды общения. Средства общения.

 

2. Сущность процесса обучения, его двусторонний характер и функции (образовательная, воспитательная, развивающая). Структурные компоненты процесса обучения. Виды обучения. Характеристика учения и преподавания. Деятельность учителя и обучающегося.

БИЛЕТ № 23

 

1. Конфликты в общении: понятие, причины, виды, структура и стадии, способы разрешения конфликтов.

 

2. Содержание образования. Компоненты содержания образования (знания, умения, навыки и привычки, опыт деятельности, опыт отношений). Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Учебники и учебные пособия, основные требования к ним.

БИЛЕТ № 24

 

1. Возрастная психология как наука. Периодизация психического развития Л.С. Выготского. Основные направления и факторы психического развития в младенчестве, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.

 

2. Дидактика как наука. Становление и развитие дидактики. Предмет и задачи дидактики. Основные категории дидактики: образование, обучение, преподавание, учение. Дидактика и частные методики.

БИЛЕТ № 25

 

1. Психологические особенно­сти подростка. Основные проблемы кризиса подростково­го возраста. Девиантное поведение.

 

2. Система образования Республики Беларусь. Структура образования. Различные типы учреждений образования Республики Беларусь. Основные тенденции развития образования: массовость, непрерывность, учёт национальных особенностей, интернационализация, стандартизация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, индивидуализация, информатизация. Принципы государственной политики в сфере образования.

 

БИЛЕТ № 26

1. Психологические особенности старшего школьника. Особенности развития познавательной сферы старших школь­ников. Проблемы профессионального само­определения.

 

2. Цель воспитания, её социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания в важнейших директивных документах Республики Беларусь. Стратегические, тактические, и оперативные педагогические цели. Дидактические и воспитательные цели. Целеполагание как деятельность педагога. Технология педагогического целеполагания.

БИЛЕТ № 27

1. Предмет и задачи педагогической психологии. Требования педагогической профессии к психологическим характеристикам личности. Характеристика стилей педагогическо­го руководства (авторитарного, демократическо­го, либерального).

 

2. Возникновение и развитие педагогики как самостоятельной отрасли знания. Объект и предмет, функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, социализация, самовоспитание, самообразование. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

 

Преподаватель: М.А. Говорухина

Н.И. Кулак

Рассмотрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин

Протокол №____ от «___»_________20__ г.

Председатель ЦК________________С.В. Юрчик



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: