Реформация и распространение протестантских учений на белорусских землях во второй половине XVI - первой половине XVII в. Контрреформация в Беларуси.




Протестантизм является одним из традиционных религиозных направлений в Беларуси. Поэтому его нельзя рассматривать вне истории белорусской государственности и культуры. Христиане-протестанты внесли большой вклад в экономическое, социальное и нравственное развитие своего Отечества. Задолго до Реформации в России и Беларуси стали возникать религиозные течения, вероучительные положения которых были сходны с теми, которые позднее составили протестантскую доктрину. Возникнув в Европе в первой четверти XVI столетия, протестантизм быстро стал одним из трех крупнейших христианских течений наряду с православием и католицизмом. Уже в середине того же XVI века протестанты появились и в Великом Княжестве Литовском (территория современной Беларуси). Первыми представителями этого направления на территории Беларуси были постоянно проживавшие здесь иностранные купцы, зарубежные специалисты, а также военнопленные. Исторически протестантизм в Беларуси был представлен различными вероисповеданиями. В конце XVI столетия, наряду с кальвинистами и лютеранами, появились и первые реформаторы. Новообразованные на территории современной Беларуси протестантские общины постепенно обзаводились своими церковными зданиями. Протестанты способствовали развитию белорусской экономики и укреплению обороноспособности страны. Они не только занимались торговлей, но и строили заводы, а также занимались модернизацией и становлением регулярной, сильной армии. Протестанты внесли большой вклад в развитие образования и культуры.

В 1413 году Иероним Пражский, сподвижник чешского реформатора Яна Гуса, проповедовал в Беларуси евангельскую весть о спасении через веру в Иисуса Христа и о необходимости жить по Слову Божьему – Библии. Уже через несколько десятков лет евангельское учение так широко распространилось в нашей стране, что в 1436 году для борьбы с гуситами была введена инквизиция. Однако большого успеха она не имела. На протяжении всего XV века мы встречаем свидетельства о деятельности гуситов в Беларуси. Идеи Яна Гуса оказали большое влияние на белорусского первопечатника Франциска Скорину, так что униатский архимандрит Анастасий Селяев, живший в начале XVII века, прямо называет его «еретиком гуситов».

Издание Скориной в 1517 году белорусской Библии, способствовало стремительному распространению евангельского учения. Уже в 1535 году в Слуцке была выделена земля под строительство первого в Беларуси лютеранского храма. В 1539 году выпускник Виттенбергского университета Авраам Кульва открыл в Вильне Библейскую школу, в которой учились дети магнатов и шляхты.

В 1553 году Николай Радзивил Черный, канцлер Великого Княжества Литовского и один из богатейших магнатов Беларуси, стал открыто исповедовать кальвинизм и основал протестантские церкви в Бресте, Вильне и Несвиже. В течение нескольких лет сторонниками Реформации стали Воловичи, Глебовичи, Сапеги, Вишневецкие, Зеновичи, Огинские и другие белорусские магнаты. Горожане не менее активно принимали евангельское учение. Во второй половине XVI века в Беларуси было основано около 300 евангельских церквей.
В середине XVI века Реформация в Беларуси приобрела такие масштабы, что, можно сказать, в нашей стране Евангельская Церковь заняла ведущие позиции в духовной жизни общества. Большая часть политической и интеллектуальной элиты Беларуси XVI века или непосредственно были членами протестантских церквей, или находились под сильным влиянием реформаторских идей. Достаточно назвать Николая Радзивила Рыжего, Астафея Воловича, Яна Кишку, Яна Глебовича, Николая Дорогостайского, Льва Сапегу, Андрея Волана, Василия Тяпинского, Соломона Рысинского, Андрея Рымшу, Гальяша Пельгримского, Циприана Базилика и т.д.
Успех Реформации стал причиной позитивных изменений в жизни страны. XVI век называют Золотым Веком, лучшим периодом в истории Беларуси. Евангельские христиане стояли у истоков и были авторами Второго и Третьего Статутов Великого Княжества Литовского. Распространение библейского учения о спасении высвободило экономическую инициативу белорусов. Благодаря экономическим реформам, проведенным в то время, национальный доход страны увеличился в 4 раза.

Однако в начале XVII века Евангельская Церковь в Беларуси не смогла противостоять Движению Контрреформации и начала быстро терять свои позиции. В этой сложной ситуации убежищем для Евангельской Церкви стала Слутчина. В 1617 году в Слуцке была основана кальвинистская школа, которая является старейшим образовательным учреждением в Беларуси.

Контрреформация – католическая реакция на протестантскую реформацию; всестороння деятельность католической церкви с середины XVI до конца XVII в., направленная на препятствование развитию Реформации, а впоследствии – на возвращение верующих, утраченных храмов и бенефициев. Контрреформации – определяющее событие для западнохристианского мира.

Термин «контрреформация» впервые был употреблен в 1776 г. протестантским юристом из Геттингена Путтером для обозначения попыток силового возвращения к католической религии территорий, «протестантизировавшихся» в первый период Реформации.

Вместе с Люблинской унией и Реформацией контрреформация создала новую культурно-конфессиональную ситуацию на террито­рии Беларуси. Функция контрреформации для Беларуси неоднозначна: с одной стороны, конфессиональный раскол народа, с другой – приобщение к духовной интеллектуальной культуре Запада. Вместе с Реформацией контрреформация и католическая реформа «ошеломили» белорусско-украинское общество богатством западной богословской, институциональной и пастырской традиций, о которых в Киевской митрополии почти ничего не знали на протяжении шести столетий. Все это довела до его сознания информационная «революция», наступившая с расширением печатного слова, а также – переход знати в другие конфессии.

Белорусско-украинское христианство столкнулось с католической контрреформацией в трех основных аспектах: теологическом, организационном, политическом. Реформация и контрреформация выявили слабость православной церкви Киевской митрополии. В процессе успешной контрреформации она, вместо того, чтобы использовать опыт католиков, все более приходила в упадок, как морально, так и материально. Реформа католической церкви, централизация ее структур – все это содействовало появлению глубоких симпатий у тех православных епископов, которые искренне переживали упадок родной церкви.

Условия для победы контрреформации создала Люблинская уния 1569 г. Новая политическая реальность — объединение с государством с господствующей католической религеяй, доминирующая роль Польши в Речи Посполитой — подтолкнула наиболее чувствительную к поли­тической коньюнктуре кальвинистскую шляхту к переходу в като­лицизм. Ее гнал туда также страх перед нарастающей волной народных движений, радикализм Реформации. Большинство белорусских феодалов, как втянутых в вир реформационного движения, так и православных в конце XVІ — начале XVІІ в. консолидируются с польскими на основе католицизма. Плоды контрреформации можно выразить языком статистики. Через 5 лет после прибытия в Вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек. В конце XVІІ в. контрреформация в ВКЛ победила. Но духовная жизнь Беларуси определялась ее идеями и после подавления Реформации — почти до середины XVІІІ в. На смену контрреформации пришла эпоха Просвещения.

 

18. Брестская уния 1596 г. и создание униатской (греко-католической) церкви.

Брестская уния 1596 года — объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой.

Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний московских князей на земли Белоруссии и Украины.

Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём это слово всегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей, а также в официальной советской историографии.

Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты. Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.

Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

Греко-католическая (униатская) церковь восходит к 1596 г., когда униатская часть церковного собора в Бресте утвердила греко-католическую церковь, подчинённую папе римскому. Ею признавались основные догматы католической церкви, но язык богослужения оставался церковнославянским, а обряды — православными. Униатское духовенство уравнивалось с католическим: не платило налогов; получало места в сейме. Но православный собор, происходивший одновременно, не признал право­мерности решения униатов. Вместо объединения украинского общества углубился его раскол.

Деятельность греко-католической церкви в первой половине 17 в. проходила в сложных условиях межцерковного и общественного противостояния. Имея поддержку со стороны польского правительства и папского Рима, униатская церковь не нашла сочувствия у православной цер­кви, которая в борьбе за свои права опиралась, в частности, на казачество. Римо-католический епископат часто тоже не проявлял приверженности к унии, рассматривая её как неудачную миссийную попытку и фактор неста­бильности в обществе. Униаты в украинских землях оказались в меньшин­стве.

Национально-освободительная война имело в общих чертах ан­типольское и антикатолическое направление; упразднение унии было одним из требований повстанцев. Греко-католическая церковь понесла тог­да значительные потери. На территории Гетманщины уния была ликвидиро­вана, восстановилось православие. Однако Андрусовское соглашение 1667 г. ужесточило позиции унии на Правобережье — польской части Украины.

 

19. Антифеодальная борьба на территории Беларуси в 1648-1651 гг. Война между Речью Посполитой и Российским государством 1654-1667 гг.

В 1648 - 1651 гг. в Беларуси шла антифеодальная война, которая развернулась в связи с началом восстания под руководством гетмана Б. Хмельницкогона Украине. В освободительной войне украинского народа Б.Хмельницкий и его старшины, стремясь создать собственное государство, планировали включение в него земель юго-востока Беларуси -Поднепровья и Полесья. Уже весной 1648 г. в эти районы направляются агитаторы, вскоре появляются и казацкие отряды.

Летом 1648 г. юг и восток Беларуси были охвачены борьбой казацко-крестьянских отрядов против шляхты, купцов, магнатов и католического духовенства. Казацкие отряды Кривошапки, Гаркуши, Головацкого и других полковников имели в своем составе много белорусов, в первую очередь выходцев из беднейшего крестьянства и мещанства. Из-за полонизации верхов феодального общества это освободительное антишляхетское движение в Беларуси, также как и на Украине, имело явную антипольскую направленность.

Чтобы исправить положение, Б. Хмельницкий направил в Беларусь отряды полковников Голоты, Кричевского, Гаркуши и Побадайло. Однако 30-тысячное казацко-крестьянское войско 31 июня 1649 г. в битве под Лоевом было разбито войсками гетмана Я. Радзивилла. После этого антифеодальная борьба на территории Беларуси пошла на убыль. Попытки возобновить ее летом 1650 и 1651 гг. были подавлены войсками Я. Радзивилла, после чего казацкие отряды покинули Беларусь и направились на Украину.

Новые бедствия на Беларусь обрушились в ходе войны России с Речью Посполитой в 1654 - 1667 гг. В октябре 1653 г. Земский собор дал согласие принять Украину под власть России. Одновременно царь Алексей Михайлович объявил о подготовке к войне и о своем желании «идти на друга своего польского короля». Стремясь заручиться поддержкой белорусов, царское правительство засылало в Беларусь многочисленные грамоты, рассчитанные на православное население.

 

РУ́ССКО-ПО́ЛЬСКАЯ ВО́ЙНА 1654-1667 годов, война между Россией и Речью Посполитой за обладание Украиной, Белоруссией и западнорусскими землями. Война началась в результате обострения противоречий между обоими государствами в 1640-х годах, особенно в связи с началом Хмельнитчины в 1648-1654 годах. 1 октября 1653 года Земский собор решил принять восставшую Украину под власть России, фактически продрешив начало войны с Речью Посполитой.

Причиной войны стало восстание украинского казачества под руководством гетмана Богдана Хмельницкого против власти Польши. После нескольких лет борьбы Хмельницкий убедился, что без сильного и надежного союзника успех освободительного движения невозможен. Поэтому гетман в течение ряда лет просил Москву принять Украину в состав России.

Войны с 1654 по 1667 г. условно можно разделить на ряд кампаний. 1. Кампания 1654-1655 гг. 2. Кампания 1656-1658 гг., или Русско-шведская война 3. Кампания 1558-1559 гг. 4. Кампания 1660 г. 5. Кампания 1661-1662 гг. 6. Кампания 1663-1664 гг. 7. Кампания 1665-1666 гг.

Андрусовское перемирие 1667 г. – завершило русско-польскую войну 1654 - 1667 гг. (См. схему «Русско-польская война 1654-1667гг.») Подписано 30 января (9 февраля) А.Л. Ордын-Нащокиным (Россия) и Ю. Глебовичем (Польша) в деревне Андрусове близ Смоленска на 13,5 лет. Речь Посполитая возвратила России Смоленскую и Черниговскую земли, признала вхождение Левобережной Украины в состав России. Запорожская Сечь объявлялась под совместным управлением России и Польши.Киев должен был остаться за Россией лишь до 1669 г., но Россия удержала его за собой, что было оформлено «Вечным миром» 1686 г.. Заключённое в условиях тяжёлой внутренней и внешней обстановки для России Андрусовское перемирие 1667 явилось важным этапом в борьбе за воссоединение украинского и белорусских народов с Россией.

 

Северная война

Северная война (1700—1721) — война между Россией и Швецией за господство на Балтике, также известна как Великая Северная война[6]. Первоначально Россия вступила в войну в коалиции с Датско-норвежским королевством и Саксонией — в составе так называемого Северного союза, но после начала военных действий союз распался и был восстановлен только в 1709 году.

К 1700 году Швеция была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. Каждая из стран Северного союза имела свои мотивы для вступления в войну со Швецией.

Для России получение выхода к Балтийскому морю было в этот период важнейшей внешнеполитической и экономической задачей. В 1617 годупо Столбовскому мирному договору Россия была вынуждена уступить Швеции территорию от Ивангорода до Ладожского озера и, тем самым, полностью лишилась прибалтийского побережья. В ходе войны 1656—1658 годов часть территории в Прибалтике удалось возвратить.

Пришедшая к власти в Швеции «гессенская» партия (сторонники сестры Карла XII Ульрики Элеоноры и ее мужа Фридриха Гессенского) оттеснила «голштинскую» (сторонников племянника короля герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского) и стала вести переговоры о мире с западными союзниками России. В ноябре 1719г. был заключен мирный договор с Ганновером, которому шведы продали свои опорные пункты на Северном море — Бремен и Ферден, — получив за это союз с Англией. По мирному договору с Пруссией (январь 1720) шведы уступили часть Померании со Штеттином и устьем Одера, получив за это денежную компенсацию. В июне 1720 Швеция заключила Фредриксборгский мир с Данией, пойдя на значительные уступки в Шлезвиг-Гольштейне.

Рассчитывая на помощь Англии, шведы намеревались продолжать войну против России, но русские десанты, высаженные на территории Швеции, и провал надежд на создание антирусской коалиции заставили Стокгольм пойти и на мир с Россией. После пятимесячных переговоров в городе Ништадте (Уусикаупунки) в Финляндии 30 августа 1721 года был подписан мирный договор, по которому Швеция уступала России Прибалтику и юго-западную Карелию, сохранив за собой Финляндию. В итоге Швеция утратила свои владения на восточном берегу Балтики и значительную часть владений в Германии, сохранив лишь часть Померании и остров Рюген.

Северная война и беларусь

Северная война 1700—1721 гг. принесла жителям белорусских земель огромные потери. Пребывание иностранных войск бременем легло на местное население. Например, Витебская летопись сообщала: «В год 1701... В мае... комиссар Рыбинский приехал в Витебск второй раз, а с ним и 1000 саксонских рейтаров [всадников]. Стоял по мещанам в Витебске дней 14; большой был от них городу ущерб, живодерство и самоуправство... В год 1708. Борис Петрович Шереметев выбрал с витебских мещан на свое войско семь тысяч четвертей зерна. Капитан Соловьев с 2500 конных казаков и калмыков месяца сентября, 28 дня выжег весь Витебск, замки и город, ратушу и лавки, Взгорье, Заручавье и Задунавье, четыре костела и двадцать церквей, а за Заручавьем взял откупного 600 талеров битых...»

Солдаты обеих армий чинили насилие и разбой. Из городов вновь начался вывоз ремесленников в Россию. Тысячи белорусских крестьян были привлечены к строительству оборонительных сооружений.

Население грабили не только иностранные армии, но и войска Речи Посполитой. Часто наемные солдаты таким способом добывали средства на свое существование. Участились наезды шляхты на соседние владения. В них почти всегда принимали участие как шведские, так и российские военные.

Итоги.
После Полтавской битвы долгожданный мир не пришел, боевые действия продолжались. Петр I и прусский король видели для себя корысть в разъединении Польши и Великого княжества Литовского. И только 30 августа 1721 г. новый король Швеции Фридрих заключил Ништадтский мирный договор, которым была закончена Северная война 1700-1721 годов. В результате Россия вернула свои земли, закрепилась на побережье от Балтийского моря до Риги.

Северная война стоила Беларуси третьей части населения. Погибло в боях, от насилия, голода, эпидемий около миллиона человек, в том числе и жители гомельского староства. Многие уезды были опустошены и стали представлять собой край пустырей, горя и слез. Сотни населенных пунктов лежали в руинах. Было заброшено 60-70 % посевных площадей, уничтожено около половины рабочего скота, исчезли целые деревни. Северная война сильно подорвала демографический потенциал всей Беларуси.

Большой ценой Северная война обошлась населению Гомеля и гомельского староства: военные действия, грабежи, постои войск, непосильные контрибуции довели гомельское староство до страшного опустошения и нанесли большой урон его экономике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: