Тема 1. Происхождение государства и права




Содержание

Общие сведения об организации аудиторной работы по дисциплине. 2

Примерный план практических занятий и заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Теория государства и права». 3

Практические занятия: общая характеристика, содержание и методические указания. 3

Практическое занятие 1. 3

Тема 1. Происхождение государства и права. 3

Тема 2. Государство: понятие, признаки и сущность. Сущность современного государства. 5

Практическое занятие 2. 6

Тема 3. Механизм государства. 6

Тема 4. Функции государства. 8

Практическое занятие 3. 11

Тема 5. Форма государства. 11

Тема 6. Типология государства. 16

Практическое занятие 4. 17

Тема 7. Социальное государство. 17

Тема 8. Правовое государство. Гражданское общество. 18

Тема 9. Государство и личность. 23

2-й семестр (Модуль 2) 24

Практическое занятие № 1. 24

Тема 10. Понятие и основные признаки права. 24

Практическое занятие № 2. 26

Тема 11. Источники (формы права). 26

Тема 12. Нормы права. 27

Тема 13. Толкование норм права. 31

Практическое занятие № 3. 33

Тема 14. Правовые отношения. Реализация норм права. 33

Практическое занятие № 4. 35

Тема 15. Правонарушение. Юридическая ответственность. 35

Методические указания по подготовке студентов к практическому занятию.. 37

Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория государства и права (модуль 1)» для заочной формы обучения (ускоренной программы обучения) 1 курс 1 семестр. 40

Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория государства и права (модуль 2)» для заочной формы обучения (ускоренной программы обучения) 1 курс 2 семестр. 41

Курсовая работа: общая характеристика деятельности и примерная тематика. 43

 


Общие сведения об организации аудиторной работы по дисциплине

 

В соответствии с Учебным планом направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» профиль подготовки - «Юриспруденция» квалификация (степень) выпускника – бакалавр для заочной формы обучения (ускоренное обучение) дисциплина «Теория государства и права» изучается на первом курсе (первый и второй семестр). Рабочая программа дисциплина предусматривает изучение двух основных модулей: теория государства (государствоведение) и теория права. Планируемый результат освоения модуля 1 - первый семестр, освоение модуля 2 – второй семестр.

Преподавание учебной дисциплины осуществляется на основе Рабочей учебной программы и фонда оценочных средств, утвержденных кафедрой Теоретических и публично-правовых дисциплин (оригиналы Рабочей программы фонда оценочных средств представлены на кафедре).

Распределение аудиторных часов и форм контроля усвоения дисциплины представлено в таблице:

Курс Семестр Лекции (часы) Практические занятия (часы) Лабораторн.занятия (часы) Всего трудоемкость аудит.рабоы (час)   Вид письменной работы: КР/ К/ Р (часы) с указанием семестра Форма контроля: зачет/ экзамен с указанием семестра
        -     экз/1
      -   кр /2 экз/2
всего     -   кр /2 экз/экз/

 


Примерный план практических занятий и заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Теория государства и права»

Практические занятия: общая характеристика, содержание и методические указания

 

Практическое занятие это занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы по дисциплине Теория государства и права. Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Практическое занятие 1.

Тема 1. Происхождение государства и права

 

1. Характеристика первобытного общества:

1.1. Экономика догосударственного периода (два ее принципа - рецепроктность и редистрибуция).

1.2. Структура первобытного общества.

1.3. Управление и власть в первобытном обществе.

1.4. Экономическое развитие первобытного общества: неолитическая революция, переход от присваивающей экономики к производящей.

2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права:

2.1. Теологическая (Ф. Аквинский, Ж. Маритен).

2.2. Патриархальная (А. Фильмер, Михайловский).

2.3. Органическая (Платон, Г. Спенсер, Вормс, Прейс).

2.4. Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг).

2.5. Психологическая теория (Г. Тард, Л.И. Петражицкий).

2.6. Теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев).

2.7. Историко-материалистическая теория (К. Маркс,Ф. Энгельс).

3. Восточный и западный путь возникновения государств:

3.1. Восточный путь возникновения государства, его характеристика.

3.2. Западный путь возникновения государства: Афины, Рим, Спарта, Франкское государство.

4. Причины и условия возникновения государства и права.

 

Практическое задание

Задачи:

Задача 1

В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовки к ней. Сохраняет ли после этого княжество Лихтенштейн признаки современного государства?

Задача 2

Между студентами Ивановым и Петровым возник спор: что такое государство? Иванов утверждал: «Это географическое образование!» Петров доказывал: «Это организация политической власти!» Кто из них прав?

Задача 3

При определении признаков государства студент Сидоров указал публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Комаров к ним отнес налоги, население, право. Кто из них прав? Назовите признаки государства.

Задача 4

Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?

Задача 5

В конституциях современных федеративных государств закрепляются три категории (уровня) власти. Первая включает в себя обязанности общенационального (федерального) правительства. Это обычно вопросы обороны, международных отношений, торговли, денежного обращения и т. д. Вторая категория — это властные полномочия, переданные в ведение региональных властей. Как правило, это функции, связанные с широким спектром муниципальных дел, здравоохранения, местных налогов и прочее.

В чем заключается содержание третьей категории власти?

 

Т е с т

1. Род характеризуют следующие признаки:

а) кровное родство;

б) члены рода ведут совместное хозяйство;

в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности;

г) общность людей, проживающих на определенной территории.

2. «Неолитическая революция» — это:

а) переход от классового общества к бесклассовой структуре;

б) переход от вождизма к государству;

в) переход от присваивающего хозяйства к производящему;

г) одно из общественных разделений труда.

3. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:

а) законодательная, исполнительная и судебная власти;

б) городская община, дворец, храм;

в) государство — гражданское общество — население;

г) народное собрание — сенат — магистратуры.

4. Первичные государства были:

а) рабовладельческими;

б) раннеклассовыми;

в) раннефеодальными;

г) чаще всего городами-государствами.

5. Мононормы регулируют общественные отношения в:

а) буржуазном обществе;

б) рабовладельческом обществе;

в) первобытном обществе;

г) феодальном обществе.

6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;

б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;

в) эстетических норм, технических норм;

г) с помощью всего вышеперечисленного.

7. Легальность государственной власти — это:

а) подчиненность нормам права;

б) монополия на принуждение;

в) общеобязательный характер ее велений;

г) все ответы правильные.

8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:

а) Ф. Энгельс;

б) Т. Гоббс;

в) Аристотель;

г) Ф. Аквинский.

9. Какая из концепций происхождения государства полагает, что государство возникло как результат обдуманного, рационального выбора людей?

а) Теологическая;

б) патриархальная;

в) общественного договора;

г) ирригационная.

10. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:

а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

б) административно-территориальная организация населения;

в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.

11. Укажите, представителем какой теории происхождения

государства является автор приведенного ниже отрывка: «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»?

а) Психологической;

б) теории насилия;

в) естественно-правовой;

г) патриархальной.

12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной организацией первобытного общества:

а) семья;

б) род;

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: