Под психологической подготовкой пожарного и спасателя следует понимать систему мероприятий, направленных на активизацию способностей и обеспечение состояния психической готовности пожарного и спасателя к действиям в боевой обстановке тушения пожара.
Психическая готовность – это способность мобилизовать психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности. Состояние психической готовности пожарного к боевой деятельности является сложным целостным проявлением личности. Оно характеризуется:
· стремлением выполнить свой профессиональный долг;
· убеждённостью в необходимости решения боевой задачи;
· уверенностью в своих силах, надёжности техники и поддержке товарищей по звену, боевому расчёту;
· стремлением активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за правильное выполнение боевой задачи;
· высокой помехоустойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях;
· оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность работы на пожаре.
Психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками позволяет пожарному и спасателю умело и быстро выполнять боевые задачи в условиях пожара, способствует осуществлению активных, решительных и эффективных действий. Однако она не возникает у пожарного и спасателя сама по себе, а целенаправленно и систематически формируется и закрепляется в процессе всей его служебной деятельности, на учебных занятиях и тренировках.
Различают два вида психологической подготовки пожарного и спасателя – общую и непосредственную.
Общая психологическая подготовка пожарных и спасателей неразрывно связана с морально-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовкой. Задачами общей психологической подготовки являются:
· воспитание важнейших нравственных качеств: чувства долга, ответственности, чести;
· формирование характера, его стержневых черт – трудолюбия и добросовестности, аккуратности, чуткости и отзывчивости по отношению к своим товарищам по службе и другим людям;
· повышение интеллекта (развитие потребности постоянно приобретать и совершенствовать общие и специальные знания, выработка таких качеств как самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления);
· развитие профессиональных ощущений и восприятий (быстроты и правильности ориентировки в задымлённой среде, чувства пространства и времени, температурных ощущений и т.д.);
· развитие волевых качеств (целеустремлённости и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства);
· совершенствование профессиональных качеств: физических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психологических (готовности к опасности и риску);
· выработка способности в нужный момент мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи;
· обучение приёмам саморегуляции эмоциональных психических состояний.
Непосредственная психологическая подготовка пожарных и спасателей направлена на подготовку к конкретной деятельности – тренировочному занятию, соревнованию, выполнению боевой задачи на пожаре. Она предусматривает:
· осознание особенностей и условий будущей деятельности;
· осознание задач, которые предстоит решать в данной деятельности;
· снятие излишнего нервно-психического напряжения перед работой и обеспечение состояния «боевая готовность»;
· организацию своего поведения в трудной обстановке;
· мобилизацию физических и духовных сил на выполнение поставленной задачи.
Непосредственная психологическая подготовка базируется на общей психологической подготовке и может осуществляться только на её основе.
На первом этапе непосредственной психологической подготовки пожарных и спасателей важно:
· знать информацию об объекте, на котором возник пожар или произошло происшествие;
· уметь настроиться на выполнение предстоящих действий (извлекать из памяти идеомоторные образы);
· уметь отвлекаться от навязчивых мыслей о предстоящей опасности («боюсь огня», «вдруг взрыв», «погибну» и т.д.), так как этим предупреждается неблагоприятное психическое состояние перед боевыми действиями.
На втором этапе непосредственной психологической подготовки пожарных и спасателей большое место занимают приёмы регулирования эмоционального состояния, которые пожарные и спасатели должны заранее овладеть.
Таким образом, непосредственная психологическая подготовка пожарных и спасателей имеет свои особенности и определяется конкретными условиями тушения пожара (на высоте, при ведении сильнодействующих ядовитых веществ, при сильном ветре и т.д.), пожарно-тактической характеристикой объекта (здания и массовым пребыванием людей, склады химикатов или взрывчатых веществ, предприятия нефтехимии и т.д.), индивидуально-психологическими особенностями пожарного и спасателя, командира, уровнем профессионального мастерства, возрастом.
При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для спасателей стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.