Вестибулярный анализатор.




-Расположение вестибулярного органа, его строение.

-Роль оттолитового аппарата. Виды рецепторов. Механизм восприятия вестибулярных раздражителей.

-Проводящие пути и корковое представительство вестибулярного анализатора.

Обонятельный анализатор.

-Рецепторный аппарат обонятельного анализатора. Теории взаимодействия рецептора с одорантом.

Вкусовой анализатор.

-Рецепторный аппарат обонятельного анализатора. Теории взаимодействия рецептора с вкусовыми веществами.

-Вкусовая чувствительность. Основные вкусовые качества. Адаптация.

-Биологическая роль вкусовых ощущений.

Ноциоцицептивный анализатор.

-Рассмотреть классификацию боли, ее виды и значение.

-Рассмотреть болевые рецепторы их виды. Пути проведения болевой чувствительности. Связь болевой чувствительности с другими отделами ЦНС.

-Рассмотреть антиноциоцептивную систему человека, ее роль в снижении болевых ощущений. Вешества, снижающие болевую чувствительность.

Висцеральный анализатор.

-Роль висцерального анализатора в процессах регуляции деятельности внутренних органов.

-Виды висцерорецепторов.

2. Основной этап занятия.

На этом этапе занятия студенты выполняют практические работы и проводят обсуждение полученных результатов.

Перед выполнением практических работ преподаватель знакомит студентов с ходом проведения исследований по методическому пособию и обращает их внимание на следующие моменты.

При определении остроты зрения таблица должна быть ярко освещена, но свет не должен слепить глаза испытуемому.

При определении адаптации температурного анализатора рука не должна ощущать боли.

При определении аккомодации глаза необходимо попеременно фиксировать взгляд на марле и тексте.

В отчетах студенты должны записать формулы по которым проводятся расчеты. Зарисовать поля зрения для белой и цветных меток и сравнить их. Нарисовать схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных объектов. Сравнить длительность восприятия звука при костной и воздушной проводимости, объяснить причину различий.

3. Заключительный этап занятия.

На этом этапе занятия проводится контроль конечного уровня знаний студентов, для чего рекомендуется использовать либо тестовый контроль знаний, либо решение ситуационных задач. Результаты решения задач сравниваются с эталонами ответов и обсуждаются всеми студентами.

В заключении занятия преподаватель проверяет и подписывает отчеты студентов, задает задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Лабораторные работы.

РАБОТА №1: Определение остроты зрения.

РАБОТА №2: Определение полей зрения.

РАБОТА №3: Аккомодация глаза.

РАБОТА №4: Определение размеров слепого пятна в опыте Мариотта.

РАБОТА №5: Определение порогов слышимости тонов разной высоты.

РАБОТА №6: Определение костной и воздушной проводимости звука.

РАБОТА №7: Определение остроты слуха.

РАБОТА №8: Чувствительные точки кожи.

РАБОТА № 9: Адаптация температурного анализатора.

РАБОТА № 10: Функции двигательного анализатора.

Ситуационные задачи для определения конечного уровня знаний студентов.

Задача №1.

Расставьте ниже перечисленные участки кожи по степени возрастания чувствительности ее к прикосновению: предплечье, спина, подошва, нос, кончики пальцев рук, губы, лоб.

Эталон ответа.

По возрастанию чувствительности участки кожи можно расставить по степени: подошва, спина, предплечье, лоб, нос, губы, кончики пальцев рук.

Задача №2.

Назовите основной симптом поражения поля 17 по Бродману в коре головного мозга.

Эталон ответа.

В поле 17 коры головного мозга у человека находится корковое ядро зрительного анализатора (на берегах шпорной борозды затылочной доли мозга). Вследствие этого развивается полная слепота.

Задача №3.

У больного повреждены канальцы внутреннего уха. Может ли он дать отчет о положении головы в пространстве?

Эталон ответа.

Да, может, так как рецепторы полукружных каналов внутреннего уха воспринимают изменение скорости движения тела. Положение головы в пространстве воспринимаются рецепторами, расположенными в мешочках предверия.

Задача №4.

Почему под водой лучше видно в маске, чем без нее?

Эталон ответа.

Показатели преломления воды, роговицы и сред глаза примерно одинаковы, а глаз приспособлен в системе лучей «воздух-роговица». Поэтому, воздушная камера улучшает зрение под водой.

Задача №5.

Человек смотрит прямо перед собой. В каком случае он сможет раньше заметить движущийся мимо глаза предмет на расстоянии 2 метра - когда он перемещается сверху вниз или справа налево?

Эталон ответа.

Так как размер поля зрения в горизонтальной плоскости снаружи больше, чем в вертикальной сверху, то раньше в поле зрения человека окажется предмет, движущийся слева направо.

Задача №6.

На основании каких признаков человек судит о направлении и скорости движения предметов, удаляющихся от него?

Эталон ответа.

На основании скорости изменения величины размера изображения предмета на сетчатке и его четкости.

Задача №7.

На человека действует болевой раздражитель. Можно ли, не спрашивая отчета об его ощущениях, узнать, что он чувствует боль?

Эталон ответа.

Можно. При болевом раздражении наблюдается рефлекторное расширение зрачков.

Задача №8.

Где легче определить направление источника звука - в воздухе или в воде?

Эталон ответа.

Вода - более плотная среда, чем воздух. В более плотной среде звук распространяется быстрее. Поэтому разница во времени между приходом звука в левое и правое ухо будет меньше, чем в воздушной среде. Следовательно, в воздухе определить направление звука легче, чем в воде.

Задача №9.

Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

Эталон ответа.

При постоянном воздействии тактильного раздражителя происходит адаптация рецепторов и раздражение перестает ощущаться. Поэтому кольцо на пальце перестает оказывать раздражающее действие. Прикосновение же лапок мухи, хотя бы слабое раздражение, но ранее отсутствовало. Порог раздражения для этого воздействия еще весьма низок, поэтому оно ощущается.

Задача №10.

Почему при сильном волнении вкусовые ощущения могут быть ослаблены?

Эталон ответа.

Вещества, вызывающие вкусовые ощущения, действуют в растворенном виде. Иначе молекулы стимулирующего вещества не смогут достичь вкусовых рецепторов. При сильном волнении тормозится секреция слюнных желез. В сухой полости рта вкусовые ощущения будут ослаблены.

Задача №11.

Как изменится слух, если овальное окно в костной капсуле улитки закрыть жесткой мембраной?

Эталон ответа.

Овальное окно передает колебание слуховых косточек перилимфе. Если бы мембрана овального окна стала жесткой, на перилимфу перестали бы передаваться колебания слуховых косточек. Следовательно, в этом случае не происходило бы восприятие звука.

Задача №12.

Вкусовые сосочки содержат большое количество холинэстеразы. К какому типу рецепторов они относятся - первично чувствующих или вторично чувствующих?

Эталон ответа.

Холинэстераза расщепляет ацетилходин. Ацетилхолин является медиатором осуществляющим взаимосвязь между клетками. Таким образом наличие ацетилхолинэстеразы характерно для вторично-чувствующих рецепторов, каковыми и являются вкусовые рецепторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: