Декларация моей самоценности




Аннотация

Учебное пособие посвящено анализу подходов к пониманию психического здоровья личности и факторов его детерминирующих. Даются новые определения психического здоровья и психологической культуры личности. Рассматриваются защитные механизмы личности – теория, функции, виды, типология. Приводятся примеры деструктивного развития личности, опосредованного, в частности "психологическими защитами", представлены пути "снятия" или "ослабления" влияния психологических защит.

Пособие представляет интерес для психологов, психотерапевтов, социологов, культурологов, социальных работников и всех интересующихся проблемами оптимального развития личности.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности

1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека

1.1.1. Психиатрия и психология

1.1.2. Психические расстройства

1.1.3. Неврозы и психозы

1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности

1.2.1. Концепция жизненных сил человека

1.2.2. Категория образа

1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа

1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе

1.2.5. Социальное действие

1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия

1.2.7. Категория мотивации

1.2.8. Мотивационные системы

1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации

1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"

1.2.11. Категория личности

1.2.12. Психологическое время личности

1.2.13. Типы психологического времени личности

1.2.14. Индивидуальная субъективность

1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья

1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям

1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям

1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам

1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям

1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность

1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии

1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности

1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности

1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья

1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья

1.4.3. Понятие о психическом равновесии

1.4.4. Многоуровневость психического здоровья

1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья

1.4.6. Жизненная среда

1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека

Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития

2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности

2.2. Примеры личностных деструкций

2.2.1. Агрессивность

2.2.2. Стереотипизация

2.2.3. Ригидность

2.2.4. Неадекватность социальных оценок

2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение

2.2.6. Диссинхрония

2.2.7. Зависть

Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды

3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности

3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов

3.2.1. "Естественные" психологические защиты

3.2.1.1. Вытеснение

3.2.1.2. Подавление

3.2.1.3. Аскетизм

3.2.1.4. Нигилизм

3.2.2. "Интегративные" психологические защиты

3.2.2.1. Агрессия

3.2.2.2. Десакрализация

3.2.2.3. Идеализация

3.2.2.4. Проекция

3.2.2.5. Идентификация

3.2.2.6. Играние роли

3.2.2.7. Инверсия

3.2.2.8. Юмор

3.2.2.9. Эмоциональное выгорание

3.2.2.10. Обесценивание

3.2.2.11. Рационализация

3.2.2.12. Компенсация

3.2.2.13. Интеллектуализация

3.2.2.14. Интроекция

3.2.2.15. Ретрофлексия

3.2.3. Ретро-защиты

3.2.3.1. Отступление

3.2.3.2. Дефлексия

3.2.3.3. Окаменение

3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность

3.2.3.5. Комплекс Ионы

3.2.3.6. Регрессия

3.2.3.7. Оглушение

Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит

4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью

4.1.1. Определение самосознания

4.1.2. Самоценность личности

4.1.3. Я-концепция

4.1.4. Самоопределение личности

4.1.5. Самость

4.1.6. Саморазвитие

4.1.7. Концепция человека А. Маслоу

4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы

4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы

4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура

Приложение

Список рекомендуемой литературы

Предметный указатель

 

Введение

 

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин "здоровье" в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны (да и многие специалисты в области человекознания) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не "пациенту" (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а "клиенту" (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Настоящее пособие имеет своей целью обобщить очень разрозненные данные, имеющиеся в психологической теории и практике, и предложить новую концепцию психологического здоровья личности, опирающуюся на концепцию жизненных сил, индивидуальную и социальную субъектность человека.

Мы благодарим студентов-психологов Алтайского госуниверситета (гр. 1063), принявших активное участие в обсуждении содержания учебного пособия и выражаем уверенность, что многие из них станут хорошими профессионалами.

 


Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности


1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека

Каждый человек живет в обществе себе подобных. Что это несет ему? Только лишь помощь и поддержку? Или есть еще и негативная сторона социальности человека?

Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшение производительности труда и вообще "развал" промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в России 1990-х гг. По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности и нарушения его здоровья, в том числе и психологического 1>>>.

В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З. Фрейд. Он развивал мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер-Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего – К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, которые работали с людьми разных возрастов, культур и цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу.

К. Лестер, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показал, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться от части своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др.

Примерами таких общественных идеалов является "Кодекс строителя коммунизма", образы "Настоящего советского человека", "Истинного комсомольца", т.е. людей, лишенных недостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины. Выделяются целые комплексы социально-одобряемого и социально-неодобряемого поведения.

В указанных выше исследованиях показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротического человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенности психологического здоровья.

<<<1 См., например, В.А.Пономаренко. Социально-этические проблемы здоровья здорового человека// Известия РАО, 1999; Е.В.Руденский. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения// Мир психологии. 1998. №3; ЯковенкоИ.Г. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические источники массового террора// Мир психологии. 1998. №3; А.П.Назаретян. Социальное развитие и психологическая составляющая антропогенных кризисов// Мир психологии. 1996. №2; В.Можайский. Психология ценностного опыта. М., 1998 и др.

 


1.1.1. Психиатрия и психология

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между "нормой" и "патологией".

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ "нормального" и "аномального" в психике и т.д.

Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин. По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.

Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрического (нозос – болезнь) и нормоцентрического. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью. Эти два подхода кратко охарактеризованы в книге: Психология/Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998. С. 426. Позволим себе процитировать.

 

 


1.1.2. Психические расстройства

Причины психических болезней до сих пор неясны, хотя о некоторых из них говорят вполне достоверно. Установлено, что многие психические расстройства возникают под влиянием микроорганизмов (тиф или другое заболевание с высокой температурой могут вызвать стойкие приступы бреда); нарушения в нервной системе (повреждение лобных долей мозга может быть причиной нарушения ориентации в местонахождении и восприятии времени); генетическое наследование (болезнь Дауна, при которой нарушается хромосомная структура генного аппарата, приводящая к стойким интеллектуальным нарушениям – идиотии). Наконец, открытие психовозбуждающих и успокаивающих фармакологических веществ, влияния гормонального статуса на уровень психического самочувствия показали важную роль биологических механизмов в развитии некоторых поведенческих расстройств.

Аномальное развитие личности может различаться в широком диапазоне – от легких (как вариант нормы) до глубоких (болезненных). Мы поведем ниже речь об аномалиях личности, проявляющихся в рамках нормы, либо являющихся пограничными. Современная психология подразделяет все аномалии на невротические – неврозы (возникающие вследствие внутреннего конфликта) и психотические – психозы (появляющиеся в неспособности адаптироваться к реальности). Неврозы и психозы являются, как правило, следствием психических травм (моральные потрясения, стрессы, перегрузки, утрата близкого человека, отвергнутая любовь, дружба, нарушение значимых межличностных отношений и др.) и являются социально и личностно обусловленными.

 

 


1.1.3. Неврозы и психозы

Невротическое развитие личности наиболее часто проявляется как

· неврастения,

· истерия,

· навязчивые состояния.

Среди психозов выделяются органические, связанные с ухудшением физического состояния нервной системы и функциональные – физиологическая основа их неизвестна.

Примером органических психических расстройств являются нарушения речи, называемые афазиями. Так, если поражаются мозговые структуры передних височных отделов левого полушария, диагностируется моторная афазия. Больной может хорошо понимать речь других людей, формулировать свое собственное высказывание, но реально не может произнести ни одного слова, хотя голосовой аппарат сохранен. При нарушении задних отделов левой височной доли мозга наступает семантическая афазия, при которой человек сам может говорить сколько угодно, но не может понимать чужого высказывания. При органических нарушениях мозга возникают и нарушения памяти, называемые амнезиями, восприятия (агнозии). Всемирно известный отечественный психолог А.Р. Лурия в годы Великой Отечественной войны наблюдал за бойцами, получившими различного вида черепно-мозговые травмы. Отдельных своих клиентов он курировал и в последующем в течение 20-30 лет. Об одном из них, лейтенанте А. Засецком, он написал книжку "Потерянный и возвращенный мир".

Саша получил сквозное пулевое ранение теменно-затылочной области. Но каковы были последствия? Он потерял все – забыл свое имя, близких, т.е. все что было до ранения; не мог ориентироваться в пространстве – выйдя из больничной палаты в коридор уже не мог найти дорогу обратно, не различал "длину" и "ширину" кровати; не узнавал многие предметы в целом, хотя мог описать его по частям (так рассматривая изображенные на картинке очки, говорил о том, что есть один кружок, другой кружок и есть между ними соединения: после долгого раздумья определял их как "велосипед"). Различал отдельные звуки, слова, но понять смысл предложения часто был не в состоянии. В этом примере четко проявились различные формы нарушения познавательных процессов при органических поражениях мозга. Следует сказать и о том, что благодаря его встречам с А.Р. Лурия, он смог практически полностью восстановиться, но на это ушло более двадцати лет.

Большинство психических расстройств, серьезно затрудняющих адаптацию к социальным коллизиям, составляют функциональные психозы и неврозы. Одним из них может быть паранойя

Другая форма психозов – аффективные расстройства. Среди них выделяется

· эйфория,

· депрессия,

· апатия и др.

Помимо психотического и невротического типов состояний личности, нередко наблюдаются и "пограничные состояния" – "копилка" разнообразных психологических защит. Понятие "пограничное состояние" было введено Найтом в 1953 году, который полагал, что пограничные состояния неврозов и психозов характеризуются чрезвычайно нестойким аффектом, настроением, поведением, объектными связями и представление о самих себе. Они упоминаются в литературе еще как и психический характер и эмоциональная нестабильная личность. К. Юнг отмечал, что в пограничных случаях диссоциированные персоналии все еще находятся в определенном взаимодействии, поэтому остается впечатление единой личности. В случае истерии можно установить связь, получить реакцию чувств целостной личности. Имеется лишь поверхностное разделение между определенными разделами памяти, но всегда присутствует базовая личность.

Особую группу психических аномалий составляют психические расстройства при различных соматических заболеваниях.

 


1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности

Концепция жизненных сил человека своими корнями уходит к витализму, описанному Г. Дришем, К.Л. Тимирязевым, Г. Миэ; социодарвинизму (А. Смолл), вместе с тем отмечается и современное своеобразие понимания жизненных сил. Прежде всего обращение к жизненным силам человека (группы) нередко связано с попытками интерпретаций формирования картин мира социальными и персональными субъектами, своеобразие которых объясняется идеями существования генерирующих потоков, свойственных всем живым организмам. В.И. Вернадский, Г.Е. Михайловский, Л.Н. Гумилев полагали, что генерирующие потоки имеют место во всех живых организмах и определяются метаболическими и временными особенностями, составляют основное свойство жизни. А.П. Левич (1996 г.), экстраполируя эту гипотезу на все живые организмы, в том числе и высшего уровня, предполагает наличие в них источников иерархических уровней жизни, сознания, пассионарности. Обращение к обсуждаемой проблеме содержится в работах А.И. Субетто по социогенетике (1994), Ч. Тойча по психогенетике (1995). В научной литературе категория "жизненные силы человека" коррелируют с понятием "жизненные стратегии личности" (К. Альбуханова-Славская, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник), категориями психологии и социологии, ориентированными на прогнозирование и проектирование социального поведения личности в нетипичных ситуациях (Ж. Альмодавр, М. Бургос, Е.И. Голаваха, Л.Н. Коган, И.С. Кон, М.Я. Корнеев, А.А. Кроник, Н.Р. Наумова, Ю. Черноушек, Э.Н. Фаустова и др.). Такими категориями являются "события жизни", "жизненное ориентирование личности", "жизненное благополучие", "жизненный спех", "жизненная самореализация", "жизнеобеспечение", "жизненная среда", "жизнетворчество", "жизненные траектории", "жизненные ценности", "жизненные перспективы", "жизненный потенциал", "жизненная активность" и др.

 

 


1.2.1. Концепция жизненных сил человека

Под жизненными силами в нашем контексте понимается способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни, целостному жизнеосуществлению, обеспечиваемому индивидуальными и социальными средствами в условиях исторически конкретного жизненного пространства (С.И. Григорьев). Эта концепция отражает стремление преодолеть абстрактность и отчужденность от жизни конкретного человека, социального субъекта, их социальных отношений и действий. Попытка "оживить" человека и социальные отношения стала основой формирования необходимости усиления внимания к проблеме личностного компонента в социальной жизни как процессу воспроизводства жизни через удовлетворение низших и высших потребностей индивидов в условиях конкретного жизненного пространства.

Несомненно важным является положение о том, что основу осуществления социальной жизни составляют первичные социальные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления (М.Я. Бобров). Они рассматриваются как целостные социальные отношения, возникающие при сопряжении жизненных сил и жизненного пространства (С.И. Григорьев), имеют многоуровневые проявления и понимаются как взаимосвязи между субъектами общественной жизни, средствами воспроизводства и ее оптимизации. Это позволяет выделить социальные отношения в самостоятельную сферу и полагать, что именно они интегрируют материальную и духовную жизнь общества, социальной группы, отдельных индивидов. Мы полагаем, что психосемантическая характеристика жизненных сил человека может быть описана через такие категории как "образ", "действие", "мотивация", "индивид", "личность", "индивидуальность", "психологическое время личности".

 


1.2.2. Категория образа

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является одним из оснований формирования и становления индивидуальных и социально-групповых картин мира. Образ включен в систему жизненных отношений между человеком и миром. Объект восприятия и образ связаны между собой опосредованно, через длинную цепочку событий, происходящих во внешнем и внутреннем мире. Но отношениях образа и реального мира проявляются не только в ощущениях, восприятии, представлениях, но и виде сложных когнитивных структур, где образ – координатор и регулятор жизнедеятельности человека. Образ определяет целеполагание (модели построения будущих действий, образ мира, жизненного пространства, динамичных и устойчивых характеристик поведения). Разные характеристики образа являются базой конкретных психологических теорий и моделей.

Научные данные свидетельствуют о том, что в возникновении образов значительная роль принадлежит особенностям информационной системы человека (ведущая репрезентативная система) и механизм переработки информации – ограничениям.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств – "пяти каналов связи". Обычно у индивида имеется доминирование, преимущество одного из них, что приводит к формированию ведущей репрезентативной системы восприятия. Для тех людей, у которых развита визуальная репрезентативная система, окружающий мир представлен преимущественно зрительными образами. Преобладание слухового канала связи приводит к более легкому возникновению аудиальных образов; сенсорной чувствительности – кинестетической репрезентации. Таким образом, уже в процессе восприятия закладываются, дифференцируются индивидуальные картины мира, опосредующие различия жизненных сил отдельных субъектов. Преимущественная выраженность одной из репрезентативных систем у разных людей приводит и к неодинаковым моделям мира, которые они выстраивают, и к неоднозначным реакциям на одни и те же действия.

 


1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа

Еще большая дифференциация жизненных сил человека связана со множеством ограничений в процессе формирования перцептивного образа. В этой связи стоит указать на следующие психологические ограничения:

· физические – недоступные человеческим органам чувств, т.к. сознание воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений;

· опыт человеческой социальности, выраженный в языковых значениях;

· индивидуальные – налагаемые личным опытом, личной ограниченной моделью мира, что является причиной неверного выбора и связано с ограниченными возможностями индивида.

Ограничения восприятия определяются механизмами

· генерализации,

· опущения,

· искажения.

 

 


1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе

Усиление индивидуальных различий связано и со спецификой самого психологического знания индивида о себе, других людях, окружающем мире.

Одной из таких особенностей является многомерность и опосредованность психологического знания. Различают следующие его уровни:

· конкретный житейский психологический опыт (знания, проверенные на достоверность личными переживаниями) и основанная на нем активность индивида;

· обобщенный психологический опыт, полученный в определенных социальных группах (семье, школе, работе и др.), который входит в систему ценностей как регулятор межличностных отношений. Этот опыт представлен в различного рода социальных и личностных стереотипах. Частично он отражен в пословицах, поговорках, обрядах, традициях, ритуалах. Это обыденный уровень знаний, формирующий обыденную психологию, позволяющую прогнозировать результаты деятельности (своей и членов группы) в аналогичных (замкнутых в социальной группе) условиях.

· научное знание о людях (обобщенное, закономерное, достоверное, сформированное в научных парадигмах и категориях).

Резюмируя, можно сказать, что сознание, вооруженное органами чувств, воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений. Нервная система постоянно искажает или опускает необозримые области действительного мира.

 


1.2.5. Социальное действие

Структура человеческой активности в обществе хорошо описывается категорией "социальное действие" как совокупной составляющей социологии и психологии. Категория действия позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющих, их взаимозависимости и взаимопереходы, осмыслить целесообразность человеческого действия как основы организации поведения. Действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою структуру, тактику, стиль.

Действие социальное – простейшая единица в структуре социальной деятельности. В социологию это понятие ввел М. Вебер. Он использовал его для обозначения простейшей активности индивида, ориентированного на ответное поведение людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов М. Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия. Простейшей компонентой действия являются ожидания определенных реакций друг от друга всех взаимодействующих людей. Действие с отсутствием такого ожидания является чисто психологическим. М. Вебер пытался разграничить осознаваемые и неосознаваемые ожидания ориентаций индивидов. Однако вынужден был признать, что это можно сделать только теоретически, учитывая меру и степень рациональности. Он выделил следующие действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Своеобразие понимания действия М. Вебером состоит в акцентировании ведущей роли сознания.

Основные идеи М. Вебера получили свое развитие в работах Т. Парсонса, который практически не делал различия между понятиями "действие" и "поведение", относя их к составной части общей теории социального поведения. Т. Парсонс признавал зависимость сознательности действия от бессознательного, а ориентаций индивида на ответные реакции других людей – от "институализации" ценностей и "образцов культуры". Последние он рассматривал как принудительные нормы поведения и считал, что социальные, социокультурные, социально-психологические факторы обусловливают человеческое поведение. Т. Парсонс создал "общую систему человеческого действия", включив в нее "социальную систему", "систему личности" и "систему культуры". Для Т. Парсонса характерно системное (структурно-функциональное) понимание действия. Концепция действия получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х – начале 80-х годов в исследованиях И. Хабермаса. Наиболее известной является его работа "Теория коммуникативного действия". В ней он проследил теоретическую эволюцию теории социального действия и сформулировал концепцию, основанную на принятой им идее разрыва труда и "интеракции", неотчужденного "жизненного мира" и отчуждающей "системы" постиндустриального общества. По мнению Хабермаса, современное капиталистическое общество тормозит ("колонизирует") жизненную основу интерчеловеческих коммуникаций, в основе которых должен лежать принцип "технической рациональности".

Категория "действий" является основной структурной единицей социальной и психической деятельности как совокупности внешней и внутренней активности индивида, направленной на достижение сознательно поставленной цели. В этой связи она позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющие компоненты, их взаимозависимость и взаимопереходы, осмыслить целесообразность и мотивы поступков, действий как основы организации целостного поведения. В отечественной психологии психическая деятельность проанализирована в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.

 

 


1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия

Рассматривая социальную практику с позиций жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и применяя категорию "действия", следует отметить, что индивид является и объектом и субъектом социального действия в зависимости от роли, которую он в нем играет, занимаемой позиции, способов проявления индивидуальности и т.д. Как объект социального действия индивид испытывает влияние окружающего, занимая чаще всего пассивную позицию. Это проявляется в более жесткой внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность), склонности к стереотипным реакциям, ограниченности в социальном выборе; неумении найти разные пути существования, даже зная пути решения личных проблем; делать адекватный выбор и др.

Нестабильность социальных процессов в обществе с большой вероятностью приводит к возникновению опасности закрепления людей в статусе объекта социального действия, так как они не могут изменить общество, или место своего жительства, или свой статус. Следствием этого является рост социально-психической напряженности, приводящей к стойкой дезадаптации как отдельных людей, так и целых социальных групп. Личность в обществе, социальной группе часто является объектом социальных действий, так как не в силах изменить тяжесть социальной ситуации. Социальная и психическая дезадаптация, напряженность возникают тогда, когда человек продолжает быть объектом действия помимо своего желания.

Выступая как субъект социального действия, личность занимает активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъектности, опираясь на совокупные возможности жизненных сил и интенциональность.

 


1.2.7. Категория мотивации

Категория мотивация описывает совокупность различных побуждений к действию, ее психодинамические и психоэнергетические данные. В работах А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В. Вилюнаса, П.В. Симонова, А.В. Петровского и др. показана сложность, порой противоречивость этой категории, включающей в себя эмоциональные, когнитивные образования и др.

С помощью относительно устойчивых и относительно изменчивых параметров мотивации поддаются описанию цели, перспективы, иерархии ценностей, механизмы принятия решений, выбора поведения и другие существенные характеристики личности, группы.

Категория "мотивация" является одной из важных в понимании источников активности, но ее описания, содержащиеся в литературе, чрезвычайно разнообразны, порой противоречивы.

Несмотря на то, что теории мотивации, разработанные в психологических и социально-психологических системах координат, расходятся между собой и даже противоречат друг другу, они обладают общим пониманием человеческого поведения как, прежде всего, причинно-обусловленного. Причины же могут быть идентифицированы в качестве условий, создаваемых физиологическим состоянием человека и лежать внутри организма, либо брать начало вне его. Однако, как полагает И. Израэль, возможен и другой подход объяснения психического поведения – не каузальный. В таком случае более правильно, по мнению автора, вести речь о теории ограничения действия. Одно дело, утверждает он, поиск факторов мотивации и совсем иная стратегия – предполагать, что понятие мотивации составляет лишь особый словарь, и нужны исследования использования этого словаря в каком-то социал<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: