Диагностика потенциала предприятия




Природа и сущность аналитической работы и оценки потенциала предприятия предполагают ряд последовательных этапов.

1. Определение цели и задач.

2. Разработка программы (плана), в которой ставится четкая задача в отношении объектов и характера анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника). В программе (плане) определяются:

а) объект анализа (структура или процесс, технология, операция, процедура);

б) субъект анализа (кто проводит);

в) период, за который выполняется анализ;

г) оформление результатов анализа (отчет, заключение, расчет экономической эффективности или описательная характеристика);

д) срок проведения аналитических операций;

е) кому направляются результаты анализа и как они должны быть использованы.

3. Установление последовательности выполнения.

4. Выбор и обоснование методов проведения.

5. Определение и подбор необходимой информации.

6. Проведение анализа путем изучния, обобщения исходных данных, группировки и сравнения однородных показателей; выявление связей, закономерностей, противоречий; количественной и качественной оценки отдельных показателей, учета влияния разнонаправленных факторов.

7. Обобщение результатов анализа.

8. Подготовка выводов по основным направлениям анализа, их конкретизация.

9.Оформление отчета (заключения) по итогам анализа Последовательность проведения анализа и оценки потенциала предприятия включает ряд определенных процедур. К ним относятся следующие:

• аналитическая структуризация анализируемого объекта, цель которой получить представление о его составе, структуре, свойствах, отношениях;

• группировка и классификация элементов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• изучение количественных и качественных характеристик итих элементов;

• изучение видов связей между элементами;

• количественная и качественная оценка резервов;

• оценка факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий;

 

Организация диагностики потенциала предприятия должна осуществляться соответствующими звеньями его структуры управления. Управление предприятием и его внутренними подразделениями в зависимости от принятой организационной структуры производства может быть построено по участкам, цехам, службам, корпусам, филиалам или отдельным производствам. В зависимости от организационной структуры образуется от трех до шести ступеней управления, например: директор — начальник цеха — мастер; директор — начальник цеха — начальник участка — мастер; директор — начальник цеха — начальник отделения (производства) — начальник участка — начальник смены — мастер. При корпусной структуре несколько цехов образуют корпус (производство). Отделенческая структура управления (по производственным отделениям, или дивизионная) использует элементы программно-целевого управления.

 

Методы и формы диагностики потенциала предприятия

Эффективность работы предприятия зависит от уровня его кадрового, научно-технического, производственного и социального потенциала. На практике основными методами диагностики различных составляющих потенциала предприятия являются экспертный, балльный, рейтинговый сравнительный анализ, факторный анализ, экономико-математическое моделирование, машинное имитационное моделирование.

Экспертный метод диагностики применяется для оценки социального потенциала. Социальный потенциал — это стоимость обеспечения социальных потребностей человека, к которым относятся затраты на медицинское обслуживание, культурные мероприятия, организацию отдыха, различные социальные блага (пособия, материальная помощь и т. п.).

Балльный метод преимущественно используется при определении уровня кадрового, трудового потенциала. Трудовой потенциал измеряется стоимостью обеспечения такого уровня жизнедеятельности работников и их образования, который необходим для достижения определенной производительности труда. При использовании балльного метода по определенной системе (от 0 до 5 или 10 баллов) оценивается уровень необходимого потребления различных материальных благ, затраты на образование. На основе этого метода может быть условно определена стоимость персонала и необходимые затраты на повышение его общеобразовательного, научного, профессионального уровня.

Рейтинговый сравнительный анализ наиболее эффективен при комплексной оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Характер формирования и назначение рейтингов различны. Рейтинг – метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий. Рей-тинги независимых рейтинговых агентств основываются на изучении официальной отчетности предприятий, как правило, балансов (и именно они становятся доступными массовой печати). Адекватность таких рейтингов реальному положению дел в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы показателей, используемой для характеристики надежности предприятий. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специалисты банков, бирж, ассоциаций предприятий, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры).

Факторный анализ целесообразен при измерении производственного потенциала. Производственный потенциал — это совокупность производственных возможностей предприятия, включающий основные фонды, материальные запасы, топливно-энергетическое обеспечение. Выделение основных материальных, трудовых и стоимостных факторов, факторов трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости и энергоемкости, их измерение и оценка позволяют определить емкость производственного потенциала. Ан-з факторов является основой выбора оптимальной схемы организации произ-ва. Кроме того, факторный анализ является основой диагностики структуры затрат и их взаимозаменяемости.

Экономико-математическое моделирование рационально применять при оценке научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал — это совокупная возможность предприятия по выпуску новой продукции, внедрению новых достижений науки и техники, прогрессивных технологий. Использование различ ЭМ моделей позволяет разработать сценарий реализации любой инновационной стратегии. Экономико-математическое моделирование успешно применяется и при диагностике оптимальности плана выпуска изделий, когда ставится цель максимизации прибыли, объема реализации или минимизации затрат при четком ограничении расхода материалов на единицу производимой продукции (работ, услуг).

Машинное имитационное моделирование используется для диагностики потенциала предприятия на основе специальных программ. Например, организационно-деятельностная компьютерная игра "Фактор", разработанная автором, состоит из двух частей. Первая часть включает оценку влияния таких факторов, как отраслевые, технические, организационные, социально-экономические, на изменение производительности труда, а вторая — содержит диагностику влияния факторов на производительность и выбор нужного варианта экономического обоснования ее роста за счет определенного подбора групп факторов. Игра построена на свободном выборе игроком факторов роста производительности труда и рас-чета изменения производительности по каждому фактору в отдельности и их совокупности. Игрок может на персональном компьютере выбирать те или иные факторы, различным образом группировать и менять их значения. В процессе игры выполняется диагностика вариантов изменения производительности труда, экономического обоснования роста производительности по факторам.

Форма диагностики потенциала предприятия зависит от его организационной структуры, отраслевой специфики. Обычно диагностика потенциала предприятия пров-ся в форме комплексного исследования или поэтапно, поэлементно. При использовании комплексной формы диаг-ки одноврем исслед-ся все составляющие экон сост-ти пр-тия, т.е. ан-ся совокуп спос-ть пр-тия как имущественного комплекса обеспечить опр Ур-нь пр-ва. При выборе второй формы диагностики потенциала упор делается на главные критерии, которые в совокупности в. основном определяют способность предприятия решать его осн-е задачи. В этом случае встает проблема отбора главных критериев, которые обеспечивают системный подход к структурированию составляющих потенциала предприятия.

Выбор формы диагностики потенциала предприятия зависит от целей диагностики; Если стоит цель системного анализа возможностей предприятия, т обычно выбир-ся комплексная форма диагностики. При конкретной оценке отдельных возможностей предприятия выбирается вторая форма диагностики.

 

 

2. К общеизвестным приемам анализа и диагностики не относят …

а)...сравнения;

б)...группировки;

в)...элиминирование;

Г)...премирование;

д)...балансовые увязки.

 

3. Что такое ритмичность выпуска продукции?

а) выпуск равного количества продукции за равные промежутки времени;

б) равномерность выпуска продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте;

в) одинаковый удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску;

г) одинаковый удельный вес продукции, выпущенной за первую декаду каждого месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

 

4. Какие группы факторов являются носителями резервов экономии материальных ресурсов?

а) конструктивные факторы (замена дорогостоящих материалов более экономичными, приближение форм заготовок к конфигурации деталей на стадии проектирования и конструирования и т.д.);

б) технологические факторы (внедрение прогрессивных технологий, снижение брака, комплексное использование сырья и материалов);

В) организационно - хозяйственные факторы (улучшение нормирования материалов, рациональная организация снабжения, совершенствование системы материального и морального стимулирования работников за экономию и рациональное использование материальных ресурсов в производстве).

 

5. Как определяется по данным ф. № 1 и ф. № 2 коэффи­циент оборачиваемости запасов за год (в оборотах):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: