ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов)




Семинар 4. Психология юности.

1. Индивидуальные особенности познавательного развития в юности.

2. Основные линии совершенствования интеллектуального развития в юношеском возрасте.

3. Развитие сознания и самосознания.

4. Формирование и развитие морали.

5. Становление мировоззрения.

6. Особенности самоопределения в ранней и поздней юности.

Задания: Проведите эксперимент по изучению интересов, способностей, склонностей, личностных качеств учащихся (подростков или старшеклассников), их готовность к выбору будущей профессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований.

Напишите отчет, в котором систематизируйте материалы исследования (профессиональные намерения; интересы; способности; личные качества; готовность к выбору профессии учащегося), сделайте выводы и дайте рекомендации.

 

Для выполнения задания используйте комплекс следующих методических процедур:

ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов),

Анкета оптанта (анкета профессиональной направленности личности),

ОПТ (опросник профессиональной готовности),

«Ваша будущая профессия»,

«У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству).

 

См. ниже

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1) Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий (см. план-задание п.1):

акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, коллек­тив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, подростковый возраст, половое воспитание, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность.

 

Семинар 4. Проблемы ранней взрослости (от 20-40 лет).

1. С чем связано многочисленность критериев определения взрослости?

2. Какой из критериев взрослости, по вашему мнению, наиболее адекватно воспринимается людьми и почему?

3. Как объяснить существование семейных кризисов?

4. В чем состоит психологическое содержание социальной роли матери и отца?

5. В чем состоит, на ваш взгляд, необходимость освоения социальных ролей отца и матери? Какие трудности возникают при их освоении?

6. Какие задачи стоят пред человеком в период ранней взрослости?

7. В чем специфика переживаний мужчины в этот период?

8. В чем специфика переживаний женщины в этот период?

9. В чем проявляются экзистенциальные поиски людей в этот период?

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология. – М., 2003.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Спб, 2006.

Дополнительная литература:

1. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.

5. Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. // Психологический журн. 1989. № 3.

 

Семинар 5. Средняя взрослость (от 40-60 лет).

1. В чем трудность определения понятия зрелости?

2. Понятие кризиса идентичности и его основные характеристики и проявления у мужчин и женщин в период взрослости.

3. Кризисы возрастного развития, их особенности.

4. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).

 

 

Практикум №13. Психология юности

 

Вопросы для обсуждения

  1. Ранняя юность
  2. Переходный период
  3. Условия развития
  4. Стабилизация личности и самоопределение
  5. Линии развития жизненного мира
  6. Под руководством преподавателя выполните задание по плану:

 

Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий.

  1. Акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, половое воспитание, потребность в самоутвер­ждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовос­питание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зре­лость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно­-профессиональная деятельность, юность.
  2. С учетом специфических особенностей психического разви­тия и формирования личности в юношеском воз­расте, а также актуальности этой проблемы проведите экспери­мент по изучению интересов, способностей, склонностей, лич­ностных качеств учащихся, их готовности к выбору будущей профессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований. Для вы­полнения задания используйте: ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов).

 

ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов)

Цель: выявление познавательных интересов ученика, сферы его предпочтений и отрицаний. Результаты, полученные с ее по­мощью, нельзя рассматривать как окончательные. Они могут быть отправной точкой на пути поиска профессии. Анкета позволяет выявить лишь область деятельности, для осуществления которой потребуется овладение несколькими специальностями.

Материалы: бланк «А» (лист вопросов), бланк «Б» (лист отве­тов с. инструкцией), бланк-дешифратор.

БЛАНК «А»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: