Семинар 4. Психология юности.
1. Индивидуальные особенности познавательного развития в юности.
2. Основные линии совершенствования интеллектуального развития в юношеском возрасте.
3. Развитие сознания и самосознания.
4. Формирование и развитие морали.
5. Становление мировоззрения.
6. Особенности самоопределения в ранней и поздней юности.
Задания: Проведите эксперимент по изучению интересов, способностей, склонностей, личностных качеств учащихся (подростков или старшеклассников), их готовность к выбору будущей профессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований.
Напишите отчет, в котором систематизируйте материалы исследования (профессиональные намерения; интересы; способности; личные качества; готовность к выбору профессии учащегося), сделайте выводы и дайте рекомендации.
Для выполнения задания используйте комплекс следующих методических процедур:
• ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов),
• Анкета оптанта (анкета профессиональной направленности личности),
• ОПТ (опросник профессиональной готовности),
• «Ваша будущая профессия»,
• «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству).
См. ниже
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1) Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий (см. план-задание п.1):
акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, подростковый возраст, половое воспитание, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность.
Семинар 4. Проблемы ранней взрослости (от 20-40 лет).
1. С чем связано многочисленность критериев определения взрослости?
2. Какой из критериев взрослости, по вашему мнению, наиболее адекватно воспринимается людьми и почему?
3. Как объяснить существование семейных кризисов?
4. В чем состоит психологическое содержание социальной роли матери и отца?
5. В чем состоит, на ваш взгляд, необходимость освоения социальных ролей отца и матери? Какие трудности возникают при их освоении?
6. Какие задачи стоят пред человеком в период ранней взрослости?
7. В чем специфика переживаний мужчины в этот период?
8. В чем специфика переживаний женщины в этот период?
9. В чем проявляются экзистенциальные поиски людей в этот период?
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология. – М., 2003.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Спб, 2006.
Дополнительная литература:
1. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.
5. Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. // Психологический журн. 1989. № 3.
Семинар 5. Средняя взрослость (от 40-60 лет).
1. В чем трудность определения понятия зрелости?
2. Понятие кризиса идентичности и его основные характеристики и проявления у мужчин и женщин в период взрослости.
3. Кризисы возрастного развития, их особенности.
4. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).
Практикум №13. Психология юности
Вопросы для обсуждения
- Ранняя юность
- Переходный период
- Условия развития
- Стабилизация личности и самоопределение
- Линии развития жизненного мира
- Под руководством преподавателя выполните задание по плану:
Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий.
- Акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, половое воспитание, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность.
- С учетом специфических особенностей психического развития и формирования личности в юношеском возрасте, а также актуальности этой проблемы проведите эксперимент по изучению интересов, способностей, склонностей, личностных качеств учащихся, их готовности к выбору будущей профессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований. Для выполнения задания используйте: ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов).
ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов)
Цель: выявление познавательных интересов ученика, сферы его предпочтений и отрицаний. Результаты, полученные с ее помощью, нельзя рассматривать как окончательные. Они могут быть отправной точкой на пути поиска профессии. Анкета позволяет выявить лишь область деятельности, для осуществления которой потребуется овладение несколькими специальностями.
Материалы: бланк «А» (лист вопросов), бланк «Б» (лист ответов с. инструкцией), бланк-дешифратор.
БЛАНК «А»