Любите ли вы? Нравится ли вам?




1. Читать книги по занимательной физике или занимательной математике.

2. 2.Читать об открытиях в химии.

3. Выяснять устройство электро- и радиоприборов.

4. Читать технические журналы (по технике, конструированию, моделированию и т.п.).

5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государствен­ном устройстве этих стран.

6. Знакомиться с жизнью растений и животных.

7. Читать произведения классиков мировой литературы.

8. Обсуждать текущие политические события в стране и за ру­бежом.

9. Читать книги о школе.

10. Знакомиться с работой врачей.

11. Заботиться об уюте в доме, школе, классе.

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

13. Читать книги о войнах и сражениях.

14. Читать научно-популярную литературу о физических (ма­тематических) открытиях.

15. Выполнять домашние задания по химии.

16. Исправлять бытовые электро- и радиоприборы.

17. Посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

18. Ходить в походы по родному краю (для его изучения).

19. Изучать биологию, ботанику, зоологию.

20. Читать критические статьи о литературе.

21. Участвовать в общественной работе.

22. Объяснять товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать.

23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями.

24. Шить, вышивать, готовить пищу.

25. Читать об искусстве.

26. Знакомиться с военной техникой.

27. Проводить опыты по физике.

28. Проводить опыты по химии.

29. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники.

30. Собирать и ремонтировать машины (например, велосипед).

31. Собирать коллекции минералов.

32. Работать в саду, на огороде.

33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи).

34. Читать книги по истории.

35. Читать и рассказывать детям сказки, играть с ними.

36. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств.

37. Помогать по хозяйству дома.

38. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодея­тельности.

39. Участвовать в военных играх, походах.

40. Заниматься в математическом (или физическом) кружке.

41. Готовить растворы.

42. Собирать радиоприемники.

43. Моделировать (например, изготовлять модели планеров и т.д.).

44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях.

45. Наблюдать за живой природой.

46. Изучать иностранный язык.

47. Выступать с сообщениями на исторические темы.

48. Выполнять организаторскую работу.

49. Ухаживать за детьми.

50. Делать различные покупки.

51. Беседовать с товарищами об искусстве.

52. Заниматься в спортивных секциях.

53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах.

54. Решать задачи по химии.

55. Выполнять работы с измерительными приборами.

56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами.

57. Заниматься с географическими (геологическими) картами.

58. Проводить опытническую работу по биологии.

59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги.

60. Изучать политический строй в разных странах.

61. Обсуждать вопросы воспитания.

62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека.

63. Убеждать в чем-либо людей.

64. Знакомиться с историей искусства.

65. Быть организатором в походах и играх.

66. Выполнять математические действия по формулам.

67. Находить химические явления в природе.

68. Разбираться в радиосхемах.

69. Выполнять чертежи.

70. Производить топографическую съемку местности.

71. Ухаживать за животными.

72. Выступать с сообщениями по вопросам литературы.

73. Знакомиться с историей культуры.

74. Давать объяснения младшим школьникам.

75. Изучать причины возникновения различных болезней.

76. Знакомиться, общаться с разными людьми.

77. Принимать участие в смотрах художественной самодея­тельности или выставках изобразительного творчества.

78. Соблюдать режим (распорядок дня).

 

Бланк «Б»

Ф.И.О Год рождения

Школа Класс Дата

 

I II IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII
      4.                  
                         
                         
                    50'    
                         
                         

 

Инструкция испытуемому

Прочитайте внимательно каждый вопрос анкеты и постарай­тесь дать как можно более точный ответ в клеточке с тем же номе­ром, что и номер вопроса.

Если вам очень нравится делать то, о чем говорится в вопросе, то поставьте «++». Когда просто нравится (знать, но не делать), то поставьте «+». Если не знаете — поставьте «О». Не нравится — поставьте «—».' Очень не нравится — поставьте «».

Обработка. Подсчитайте количество плюсов и минусов (отдель­но тех и других) в каждом столбике (I, II, III, IV, V... XIII), результаты запишите в свободные клеточки в виде дроби: в «чис­лителе» количество плюсов, в «знаменателе» (под чертой) коли­чество минусов.

Внизу напишите, что вы больше всего хотели бы знать и де­лать. На обороте напишите, почему вам нравится то, что выбра­ли, и насколько вы уверены в своем выборе.

Анализ результатов. После подсчета «+» выделите 3-4 столбца, содержащих наибольшее количество плюсов (то, что в числителе). Это будет показателем интересов школьников.

Если же окажется несколько столбцов с одинаковым числом «+», то следует предпочесть тот, что содержит меньшее число «—».

На основе полученных данных можно определить также склон­ности учащихся, подсчитав по столбцам «+ +», условно обозна­ченные 5 баллами. Наибольшее количество баллов будет показате­лем склонности к определенной деятельности.

Записи школьников на обороте «листа ответов» позволяют углубить понимание их интересов.

Столбцы соответствуют:

1. физико-математическому направлению;

2. химии;

3. электро- и радиотехнике;

4. технике;

5. геологии и географии;

6. биологии и сельскому хозяйству;

7. филологии и журналистике;

8. истории и общественной деятельности;

9. педагогической и воспитательной работе;

10. медицине и врачебной деятельности;

11. домашнему хозяйству;

12. искусству;

13. военному делу.

 

АНКЕТА ОПТАНТА

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Вводные замечания. Направленность выступает как системо-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

В связи с этим С. Л. Рубинштейн писал: «Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами»'. Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека при­водит к изменению мотивационной сферы.

Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации, еще 9% — руковод­ствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому).

Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

 

Цель занятия. Определение сформированности профессионально плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Анкета оптанта [1]

Инструкция: «Для того чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов».

Анализируя результаты анкеты, исследователь должен сформулировать следующие выводы:

· о наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора);

· об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии).

.

Фамилия, имя, отчество................................................................

Школа...........................................................................................

Класс..............................................................................................

Дата...............................................................................................

1. Назовите ваши любимые учебные предметы.

2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.

3. Назовите профессии, которые вам нравятся.

4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.

5. Чем вы любите заниматься в свободное время?

6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?

7. В какой работе класса или школы принимаете участие?

8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?

9. Какая область деятельности или знаний из приведенного ниже вас больше всего ин­тересует:

а) естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);

б) точные науки (математика, физика);

в) общественно-научная (история, философия, экономика, право);

г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);

д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?

10. Какую профессию вы решили избрать?

11. Наметили ли вы пути ее получения?

12. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами про­фессии?

13. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?

14.Что привлекает вас в избранной профессии:

а) условия труда;

б) сам процесс трудовой деятельности;

в) высокая материальная обеспеченность;

г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;

д) спокойная работа;

е) высокая степень ответственности;

ж) самостоятельное принятие решений;

з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
и) контакты с людьми;

к) возможность творческой деятельности;

л) частые командировки;

м) возможность создавать что-либо своими руками;

н) работа на свежем воздухе;

о) романтичность;

п) полезность результатов;

р) независимость;

с) перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);

т) близость к месту жительства;

у)………………………………………………………………………

 

 

3. ОПГ (ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ)

Цель: определение склонностей и интересов личности.

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, на него вы должны дать 3 ответа.

В ответе 1 показываете, насколько хорошо умеете делать то, что написано.

В ответе 2 выражаете свое отношение к этому действию, поступку (нравится, хочется, интересно это, нет).

В ответе 3 оцениваете, насколько бы вам хотелось выполнить это действие в вашей будущей профессии.

Умеет делать Эмоции отношения Выполнять действие в начале работы
а У меня хорошо получается —2 "- средне — 1 -"- плохо — 0 б Мне нравится, хочется делать — 2 Все равно — 1 Нет четко выраженного отношения, не хочется —0 в Хотел бы делать — 2 Все равно — 1 Не хотел бы ни за что — 0
         
а б в а б в а б в а б в а б в
                             
                          всего 50
человек—знак человек— техника человек— природа человек— художествен­ный образ человек—человек
                               

 

Свои ответы оцениваете в баллах от 0 до 2. Ваши ответы занесите в таблицу ответов: № клетки соответствует № вопроса в одной и той же клетке под а.

Если что-то не делали, то поставьте (-). Если в вопросе несколько действий, а вы умеете делать что-то хорошо, то оцениваете только это действие.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически, сразу. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Каждому читать самому!

Человекзнак: вопрос 1, 6, 11 — гуманитарная работа с текстовой информацией;

сфера 16 — 21 — иностранная литература;

техническая сфера 26, 31, 36, 41 — профессиональная область, где основное — математические схемы, формулы, графики;

46 — любая знаковая информация, общая профессиональная пригодность.

Человектехника: 2, 7, 12 — умение и интерес к физическим, химическим процессам;

17,22, 27 — ручная умелость в технической области, знание техники;

32, 37, 42, 46 — общие способности для этой сферы.

Человекприрода: 3, 8, 13, 18 — работа с растительными организмами;

23, 28, 33, 38 — животные организмы;

43.48 — общие качества.

Человекхудожественный образ: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39 — специальные творческие способности, относящиеся к различным сферам творчества;

44.49 — общие качества для этой сферы.

Человек—человек: все вопросы, где отражены качества, необходимые во многих профессиях этой сферы.

Вопросы

1. Систематизировать текстовый материал (делать вырезки из книги и т.п.).

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (со­ставлять и собирать схемы, разбираться в приборе и др.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выращивать какие-либо растения дома, в кружке.

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать интересные сочинения на свобод­ную тему.

5. Управлять своими эмоциями, настроением, поведением (не показывать плохого настроения, не отвечать грубостью).

6. Выделять из текста основные положения и представлять их в виде логически связанного краткого конспекта, плана, нового текста.

7. Решать задачи по физике, разбираться в физических процессах и закономерностях.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями.

9. Мастерить своими руками красивые изделия.

10. Спокойно, терпеливо объяснять кому-либо, что он хочет знать.

11. В работах по русскому языку быстро и легко находить ошибки.

12. Разбираться в химических процессах, решать задачи по химии.

13. Знать названия растений, свободно отличать одно растение от другого.

14. Создавать разные произведения изобразительного искусства.

15. Много и часто общаться с различными людьми.

16. Запоминать иностранные слова, фразы.

17. Отлаживать механизмы, ремонтировать электроприборы.

18. Терпеливо, планомерно выполнять все работы, обеспечивающие рост и раз­витие растений.

19. Сочинять музыку, песни.

20. Внимательно, не перебивая выслушивать людей.

21. Без трудностей работать с иностранным текстом.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру.

23. Самостоятельно выращивать животное.

24. Разыгрывать роли, декламировать прозу.

25. Легко увлекать игрой, делом детей младшего возраста.

26. Сравнительно легко запоминать формулы, законы, цифровую информацию.

27. Чинить, отлаживать предметы быта.

28. Ухаживать без напоминания за животным (кормить, лечить, обучать).

29. Критически оценивать произведения искусства, всегда чувствовать, что сделано талантливо.

30.Организовывать людей на дела, мероприятия.

31.Выполнять задания по математике.

32.Выполнять работу, требующую хорошей координации движений и ловкости рук.

33.Сразу замечать изменения в повадках выращиваемого животного.

34.Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни, танцевать.

35.Выполнять работу, требующую контактов со множеством разных людей.

36.Строить таблицы, сравнивать цифровые показатели.

37.Конструировать модели.

38.Хорошо разбираться в породах животных, знать их повадки.

39.Создавать новые, оригинальные модели одежды, прически, украшений.

40.Влиять на людей, управлять ими.

41.Работать с картами, составлять чертежи, графики.

42.Решать головоломки, представлять расположение предметов или фигур в пространстве.

43.Направленно (а не случайно) познавать мир природы из журналов, книг.

44.Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.

45. Легко вступать в разговор, находить интересную тему.

46. Аккуратно выполнять «бумажную» работу: писать, вычислять и т.д.

47. Выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.

48. Выращивать растения или животное, не обращая внимание на физические неудобства.

49. Настойчиво работать, добиваясь совершенства в какой-либо сфере творчества.

50.Входить в положение другого человека, оказывать ему посильную помощь.

ВАША БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ

Инструкция: вам предлагается перечень предложений, характеризующих работу по вашей будущей профессии. Выберите один из вариантов окончания предложений, который подходит вашему мнению и отметьте в бланке ответов нижеследующей таблицы.

Материалы: анкета «Ваша будущая профессия», таблица противоречивых связей.

ТАБЛИЦА ПРОТИВОРЕЧИВЫХ СВЯЗЕЙ

 

№ вопроса а б в г
           
           

 

1а - 13в

1б - 13а, 4в, 6а, 13г

1в - 2а, 9а, 13г, 16а,г, 17в

1г - 2а, 13г, 16г, 17в

2а - 3в,г, 4г, 5г, 7г, 8г, 10б,в,г, 11в,г, 12в,г

2б - 9г, 11г, 13в,г, 15г, 16в, 176

2в – 13б,г, 16а,г, 17а,в

2г - 13г, 16а,г, 17а,в

3а - 4г, 6г, 13б,в

3б - 13г

3в - 13г, 17а,в

3г - 13г, 17а,в

4а - 5г, 8г, 11г, 12г, 13а

4б - 5в,г, 8г, 11в,г, 12г, 13а,г

4в - 5г, 6а,г, 7г, 8г, 9в, 10а, 11а,в, 12а,б, 13а,б,в, 14а, 15а, 16в

4г - 12г

5а - 10а, 12б,г, 13а,б

5б - 10а, 13а,б

5в - 10а

5г - 6а,г, 10а, 11б, 13г, 14а, 15а, 16а,г

6а - 8г, 12г, 13а,в

6б - 12г, 13а

6в - 7г, 8а,б,г, 10б, 11 в, 12в,г, 13а,б

6г - 8а, 11а,в, 12а,в,г, 13а

7г - 13г, 15а, 16а,г

8а - 9а

8в - 13г

8г - 10а, 11б,в, 13г, 14а, 15а, 16а,г

9а - 11в,г, 12в, 1 Зв

10а - 11а, 12г, 13а,б, 15б,в,г

10б - 13г, 15а, 16а,г

10в - 11в,г, 12в,г, 13а,б,г

10г - 11б,в, 12в,г, 13г

11а - 12в, 13а,б,в

11б - 12а, 13а

11 в - 13г, 15а, 16а,г

11г - 13г, 14а, 15а, 16г

12б - 13г, 16в

12в - 13г, 15а, 16а,г

12г - 13г, 14а, 15а, 16а,г

13а - 14а, 15а, 16а,г

13б - 14а, 15а, 16а,г

13в - 15а, 16а,г, 17а,в

13г - 15б,в,г, 16б,в, 17б,г

14б - 15а, 16а,г

14в - 15а, 16а,г

14г - 15а, 16а,г

15а - 16б,в

15б - 16а,г

15в - 16а,г, 17а

15г - 16а,г, 17а

16а - 17б,г

16г - 17б.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: