КОМПОЗИЦИЯ – построение литературного произведения; важнейший элемент художественной формы, который объединяет части произведения в одно целое (понятие более широкое и универсальное, чем сюжет).
«Состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности» (А. Б. Есин)
Основные элементы внешней композиции:
- Части, главы.
- Название произведения (и его частей).
- Эпиграф – цитата, предпосланная произведению; помещается непосредственно перед текстом и тесно с ним связан, помогает раскрыть художественный замысел автора.
- Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко).
- Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
СЮЖЕТ – то, что происходит в произведении, и то, как оно происходит (в прямой последовательности); система основных событий, действий и конфликтов; динамическая сторона произведения. Является формой воссоздания, воспроизведения общественно-социальных и личных конфликтов.
ФАБУЛА – схема сюжета или «выпрямленный» сюжет; в ней, например, события излагаются в реальной хронологической последовательности, а не так, как это изложено в сюжете. Фабула различных произведений может повторяться, сюжет же индивидуален. Так, фабула «муж старше жены, но оба нежно любят друг друга; жена утрачивает предмет – подарок мужа; этот предмет использует злодей; муж впадает в заблуждение и убивает жену; узнав истину, муж гибнет» едина для «Отелло» (В. Шекспир) и «Маскарада» (М. Лермонтов), но сюжеты произведений заметно различаются.
Двигатель сюжета – конфликт.
КОНФЛИКТ – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в сознании героя; быть явным и скрытым, внешним и внутренним, принципиально разрешимым (локальным) или неразрешимым (субстанциальным). Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта:
- Экспозиция – введение в действие; изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;
- Завязка – начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события;
- Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;
- Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта; кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно; после нее действие ослабевает.
- Развязка – решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения; заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт, или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.
Дополнительные (несюжетные) средства внешней композиции:
- Лирические (иначе – авторские) отступления – формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного; выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции; (внутренние монологи, дневник и др.);
- Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
Обращения к читателю;
Описания – изображения внешнего мира (пейзаж, интерьер).
Их основная функция – расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.
Сюжет может быть построен:
- в прямой хронологической последовательности coбытий (фабульная последовательность);
- с отступлениями в прошлое – ретроспективами (ретроспекция) – и «экскурсами» в будущее;
- в преднамеренно измененной последовательности (свободная композиция).
Кроме того,
Сюжет может быть:
- динамическим (действие развивается стремительно, напряженно, стремится к развязке);
- адинамическим (действие развивается замедленно, не стремится к развязке).
В произведении могут отсутствовать отделы элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении – иначе, сюжетных линий.
Композиционные приемы
- Повтор – часто выступает как лейтмотив произведения (постоянное упоминание какой-либо детали образа способствует читательскому восприятию этой детали или образа как символа – например, гроза в «Грозе» А Островского, «бронзовая лампа под абажуром» в «Белой гвардии» М. Булгакова и пр.). Может создавать своего рода перекличку между отдельными элементами произведения (например, перекличка начала и конца произведения дает эффект кольцевой композиции).
- Противопоставление (образов, сюжетных положений, оценок) – придает произведению наглядность, четко проявляет авторскую позицию (например, противопоставление двух сыновей Тараса Булъбы – Остапа и Андрия, – дает представление о достойном и недостойном с тючки зрения автора поведении человека; постоянная смена противоположных точек зрения городовым в «Хамелеоне» А. Чехова свидетелъствует о его зависимости и полном отсутствии своего взгляда на вещи).
- Кумуляция – накопление эпизодов, условно связанных между собой (например, рассказчиком), организация их в целое по принципу «нитки с бусами» («Декамерон» Бокаччо).
- Усиление (возрастание свойств вплоть до крещендо) – повтор одноплановых деталей или образов, каждый последующий из которых превосходит предыдущий (например, именно так построены рассказы А. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», где качества героев развиваются и раскрываются по нарастающей).
- Монтаж – расположение рядом образов, эпизодов, которые сами по себе не несут важной информации, но, соседствуя, они образуют новое смысловое единство (на микроуровне – «Ионыч» А. Чехова – описание «салона» сопровождается упоминаниями о запахе жареного лука и звяканье ножей; на макроуровне – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова).