УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ




ПРОИЗВЕДЕНИЯ (изображенный мир):

• СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ (ее рассмотрение включает следующее):

Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). |

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

(персонаж)

рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в конкретном образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека (его портретной характеристики):

Внешний облик

Портрет – лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения.

Речь – темы высказываний, формы речи (монологи, реплики в диалогах, «внутренняя» речь, письма).

Костюм

 

Внутренний облик

Характер персонажа – сильный – слабый, определенный – неопределенный, цельный – противоречивый, волевой – безвольный, типичный для своего времени и социальной среды или нетипичный (он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, к окружающему миру).

Психологическая характеристика – воссоздание процессов душевной жизни человека.

 

Предыстория персонажа и его «затекстовая» судьба.

Самохарактеристика персонажа.

Отзывы о персонаже окружающих его лиц.

Прямая авторская характеристика.

Мир вещей, в которых живет и действует персонаж (интерьер).

Мир природы, в котором живет и действует персонаж (пейзаж); помогает лучше понять мысли и чувства персонажа;

Социальная среда, общество, в котором живет и действует персонаж;

Прототип (его наличие или отсутствие).

 

Разновидности портретов:

- Портрет – описание – подробный перечень портрет­ных деталей; может включать психологические порт­ретные детали или не включать их. Может быть крат­ким или подробным (детализированным); статическим (описание неизменных черт) и динамическим (улыбка, смех, жесты, мимика, выражение лица); концентриче­ским (единовременное подробное описание) или куму­лятивным (деталн»разбросаны, и представление о портрете персонажа постепенно «накапливается»).

- Портрет – сравнение (с другими персонажами – Татьяна – Ольга в «Евгении Онегине» А. Пушкина; с литературным стереотипом – Ольга там же; с предметами или живыми существами – Настя – гадюка в «Кладовой солнца» М. Пришвина).

- Портрет – впечатление («Лицо его как будто дверью прищемлено...» А. Чехов).

 

Виды образов-персонажей:

- лирические – в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются преимущественно в поэзии);

- драматические – в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора»; т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются преимущественно в драматических произведениях);

- эпические – автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ:

Персонажи могут быть

- главные – обладают полноценными самостоятельными характерами; принимают участие во всех основных сюжетных положениях;

- второстепенные – активно участвуют в развитии сюжета, но им уделяется меньше авторского внимания и, в большинстве случаев, их образы не самодостаточны, а помогают раскрытию образов главных героев;

- эпизодические – появляются в одном или нескольких эпизодах; не наделены самостоятельными характеристиками; выступают в функционально определенной роли.

 

Персонажи могут

- Противопоставляться (друг другу или один всем) (Моцарт – Сальери; Чацкий – фамусовское общество);

- Быть «двойниками» (Бобчинский – Добчинский);

Иметь параллельные судьбы (мать Татьяны Лариной – ее няня – сама Татьяна);

- Иметь перекрещивающиеся судьбы (Раскольников – Мармеладов, Наташа – князь Андрей).

Кроме того, персонажи могут группироваться тематически: отцы (родители Базарова и Николай Петрович Кирсанов) – дети (Аркадий, Базаров и др. – см. «Отцы и дети» И. Тургенева); счастливые – несчастливые семьи (см. «Анна Каренина» Л. Толстого).

 

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или однородное с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

(хронотоп): пространство и время, изображенные автором.

Художественное пространство может быть условным (абстрактным) и конкретным; привязанным к топографическим реалиям или нет; оказывающим влияние на характеры и обстоятельства или не оказывающим.

ПЕЙЗАЖ – изображение живой и неживой природы (природная среда или город); обозначает место действия; оттеняет (подчеркивает путем созвучия или противопоставления) состояние, настроение героя.

ИНТЕРЬЕР – мир вещей; выступает как средство характеристики героя, место действия.

Художественное время может быть конкретным или абстрактным, соотнесенным с историческим или нет; прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), насыщенным событиями или бессобытийным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи). Значимым является соотношение настоящего, прошедшего и будущего времени. Особая категория – внутреннее (психологическое) время персонажей.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ

мельчайшие изобразительные или выразительные подробности (микрообразы)

Детали:

- внешние (портретные, пейзажные, вещные);

- психологические (мысли, чувства, переживания).

Детали:

- подробности (описывают предмет с разных сторон)

- символы (халат Обломова, лучистые глаза княжны Марьи).

 

УРОВЕНЬ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ

(речевая и ритмомелодическая организация

художественного текста):

- Речь персонажей (монологи, диалоги и полилоги) – выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора (внимание следует обращать не на то, что персонажи говорят, а на то, как они это делают).

- Повествование (речь повествователя):

- от первого лица;

- от третьего лица;

- несобственно-прямая речь

 

Повествователь может быть:

- персонифицированным (рассказчик);

- неперсонифицированным.

 

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА:

- Своеобразие словопользования общенародного языка. Рассматривается активность включения синонимов, антонимов, омонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов.

- Своеобразие стилистического звучания произведения в целом или в каком-либо плане, аспекте. Оценивается использование нейтральной и экспрессивной (сниженной и возвышенной) лексики (к примеру, на фоне нейтральной в целом лексики автор наделяет речь персонажей экспрессивными элементами). Выясняется наличие или отсутствие стилизации – имитации экспрессивной (простонародной) устной речевой манеры (сказа).

- Приемы образности. Рассматривается активность включения тропов – использование слов в переносном значении: простейших (эпитет и сравнение) и сложных (метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, ирония, гипербола, литота, перифраз).

 

 

- Синтаксические фигуры. Оценивается наличие или отсутствие риторических вопросов, обращений, восклицаний, повторов, антитез, инверсий и т. д., а также их роль в формировании интонационной выразительности текста.

 

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ:

- поэтическая или прозаическая;

- монологичная (единая для персонажей и повествователя речевая манера) или разноречие (полифония; воспроизведение речевых манер различных персонажей);

- тяготеет к номинативности (превалирует использование нейтральной лексики) или риторичности (активное использование средств лексической выразительности, тропов, синтаксических фигур, передающих экспрессию речи).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: