ПРОИЗВЕДЕНИЯ (изображенный мир):
• СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ (ее рассмотрение включает следующее):
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
(персонаж)
рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в конкретном образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека (его портретной характеристики):
Внешний облик
Портрет – лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения.
Речь – темы высказываний, формы речи (монологи, реплики в диалогах, «внутренняя» речь, письма).
Костюм
Внутренний облик
Характер персонажа – сильный – слабый, определенный – неопределенный, цельный – противоречивый, волевой – безвольный, типичный для своего времени и социальной среды или нетипичный (он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, к окружающему миру).
Психологическая характеристика – воссоздание процессов душевной жизни человека.
Предыстория персонажа и его «затекстовая» судьба.
Самохарактеристика персонажа.
Отзывы о персонаже окружающих его лиц.
Прямая авторская характеристика.
Мир вещей, в которых живет и действует персонаж (интерьер).
Мир природы, в котором живет и действует персонаж (пейзаж); помогает лучше понять мысли и чувства персонажа;
Социальная среда, общество, в котором живет и действует персонаж;
Прототип (его наличие или отсутствие).
Разновидности портретов:
- Портрет – описание – подробный перечень портретных деталей; может включать психологические портретные детали или не включать их. Может быть кратким или подробным (детализированным); статическим (описание неизменных черт) и динамическим (улыбка, смех, жесты, мимика, выражение лица); концентрическим (единовременное подробное описание) или кумулятивным (деталн»разбросаны, и представление о портрете персонажа постепенно «накапливается»).
- Портрет – сравнение (с другими персонажами – Татьяна – Ольга в «Евгении Онегине» А. Пушкина; с литературным стереотипом – Ольга там же; с предметами или живыми существами – Настя – гадюка в «Кладовой солнца» М. Пришвина).
- Портрет – впечатление («Лицо его как будто дверью прищемлено...» А. Чехов).
Виды образов-персонажей:
- лирические – в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются преимущественно в поэзии);
- драматические – в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора»; т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются преимущественно в драматических произведениях);
- эпические – автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
СИСТЕМА ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ:
Персонажи могут быть
- главные – обладают полноценными самостоятельными характерами; принимают участие во всех основных сюжетных положениях;
- второстепенные – активно участвуют в развитии сюжета, но им уделяется меньше авторского внимания и, в большинстве случаев, их образы не самодостаточны, а помогают раскрытию образов главных героев;
- эпизодические – появляются в одном или нескольких эпизодах; не наделены самостоятельными характеристиками; выступают в функционально определенной роли.
Персонажи могут
- Противопоставляться (друг другу или один всем) (Моцарт – Сальери; Чацкий – фамусовское общество);
- Быть «двойниками» (Бобчинский – Добчинский);
Иметь параллельные судьбы (мать Татьяны Лариной – ее няня – сама Татьяна);
- Иметь перекрещивающиеся судьбы (Раскольников – Мармеладов, Наташа – князь Андрей).
Кроме того, персонажи могут группироваться тематически: отцы (родители Базарова и Николай Петрович Кирсанов) – дети (Аркадий, Базаров и др. – см. «Отцы и дети» И. Тургенева); счастливые – несчастливые семьи (см. «Анна Каренина» Л. Толстого).
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или однородное с социальной, этнической и т.п. точки зрения).
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
(хронотоп): пространство и время, изображенные автором.
Художественное пространство может быть условным (абстрактным) и конкретным; привязанным к топографическим реалиям или нет; оказывающим влияние на характеры и обстоятельства или не оказывающим.
ПЕЙЗАЖ – изображение живой и неживой природы (природная среда или город); обозначает место действия; оттеняет (подчеркивает путем созвучия или противопоставления) состояние, настроение героя.
ИНТЕРЬЕР – мир вещей; выступает как средство характеристики героя, место действия.
Художественное время может быть конкретным или абстрактным, соотнесенным с историческим или нет; прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), насыщенным событиями или бессобытийным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи). Значимым является соотношение настоящего, прошедшего и будущего времени. Особая категория – внутреннее (психологическое) время персонажей.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ
мельчайшие изобразительные или выразительные подробности (микрообразы)
Детали:
- внешние (портретные, пейзажные, вещные);
- психологические (мысли, чувства, переживания).
Детали:
- подробности (описывают предмет с разных сторон)
- символы (халат Обломова, лучистые глаза княжны Марьи).
УРОВЕНЬ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ
(речевая и ритмомелодическая организация
художественного текста):
- Речь персонажей (монологи, диалоги и полилоги) – выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора (внимание следует обращать не на то, что персонажи говорят, а на то, как они это делают).
- Повествование (речь повествователя):
- от первого лица;
- от третьего лица;
- несобственно-прямая речь
Повествователь может быть:
- персонифицированным (рассказчик);
- неперсонифицированным.
ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА:
- Своеобразие словопользования общенародного языка. Рассматривается активность включения синонимов, антонимов, омонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов.
- Своеобразие стилистического звучания произведения в целом или в каком-либо плане, аспекте. Оценивается использование нейтральной и экспрессивной (сниженной и возвышенной) лексики (к примеру, на фоне нейтральной в целом лексики автор наделяет речь персонажей экспрессивными элементами). Выясняется наличие или отсутствие стилизации – имитации экспрессивной (простонародной) устной речевой манеры (сказа).
- Приемы образности. Рассматривается активность включения тропов – использование слов в переносном значении: простейших (эпитет и сравнение) и сложных (метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, ирония, гипербола, литота, перифраз).
- Синтаксические фигуры. Оценивается наличие или отсутствие риторических вопросов, обращений, восклицаний, повторов, антитез, инверсий и т. д., а также их роль в формировании интонационной выразительности текста.
ОБЩИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ:
- поэтическая или прозаическая;
- монологичная (единая для персонажей и повествователя речевая манера) или разноречие (полифония; воспроизведение речевых манер различных персонажей);
- тяготеет к номинативности (превалирует использование нейтральной лексики) или риторичности (активное использование средств лексической выразительности, тропов, синтаксических фигур, передающих экспрессию речи).