АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО (ЛИРИЧЕСКОГО)




ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(СХЕМА)

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(тематика, проблематика, конфликт н пафос):

- Определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство (в зависимости от этого, определить общую направленность лирического произведения: философская, любовная, лирика дружбы, гражданская и пр.;

- Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);

- Определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.);

- Назвать жизненную ситуацию, которая, предположительно или по свидетельству очевидцев, могла вызвать это переживание (между лирической ситуацией и жизненной ситуацией, послужившей истоком первой, может быть существенная дистанция) Определить общий смысл лирического произведения.

 

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦЕЛОГО

Композиция

- Определить композицию системы образов стихотворения (выявить повторяющиеся образы; образы, противопоставленные друг другу; центральные образы (! возможен случай, когда целое поэтическое произведение и является воплощением образа – например, «Памятник», «Пророк» А. Пушкина).

- Определить композицию художественной речи (например, основа композиции «Бесов» А. Пушкина – музыка вьюги).

- Определить композицию всего стихотворения: простая или сложная; наличие «опорных» точек композиции – точек высшего напряжения (в лирическом произведении часто встречается линейная разновидность развития композиции: по нарастающей к концовке или кольцо).

- Определить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли.

- Выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

 

 

Композиционные приемы, используемые в произведении:

- повтор (в функции лейтмотива – например, «Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя...» М. Лермонтов, или для формирования кольцевой композиции – например, «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. Блок); противопоставление, кумуляция, усиление, монтаж).

 

Разновидности лирической композиции:

- От лица лирического героя «Я»;

- Ролевая лирика;

- Описательно-изобразительная;

Лирический сюжет.

 

УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫПРОИЗВЕДЕНИЯ

(изображенный мир):

Лирический герой.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

Место действия:

- Описывается, передается через ряд деталей или же образ пространства отсутствует вообще;

- Имеет конкретную топографическую привязку (поле Бородина) или условное (пустыня в «Пророке», пространство в «Анчаре», море в «Арионе»)

 

Время действия:

- С точными или неопределенными временными координатами;

- Сжатое до мгновения или растянутое.

 

УРОВЕНЬ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ

(речевая и ритмомелодическая

организация художественного текста):

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА:

- Выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

- Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- Определить своеобразие и активность использования тропов:

- эпитет – художественное определение;

- сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

- аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

- ирония – скрытая насмешка;

- гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

- литота – художественное преуменьшение;

- олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

- метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются;

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ СИНТАКСИС

(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи):

- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений, однородных синтаксических конструкций;

- антитезы – противопоставления;

- бессоюзие;

- многосоюзие;

- инверсии.

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

(фонический ритм):

использование звукоподражаний, звукописи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи:

- аллитерация – повторения согласных звуков;

- ассонанс – повторения гласных звуков;

- анафора – единоначалия.

 

СТИХОСЛОЖЕНИЕ:

- Определить систему стихосложения, которой придерживался автор: силлабическая, тоническая или силлабо-тоническая.

- Разбить строки (стихи) на стопы. Составить схему строфы и определить: является ли стопа двухсложной или трехсложной.

- Определить стихотворный размер.

- Определить, есть ли отступления от метрической схемы, и (если да), то какие.

- Определить длину стиха (количество стоп в строке).

- Определить, равностопной или неравностопной (вольный стих) является строфа.

- Определить, использует ли автор переносы или нет (если использует, то с какой целью).

- Определить способ рифмовки: смежная, перекрестная, охватная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: