ТИПОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. (По Учебнику Фролова)




Социальное отклонение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются (преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это девианты).

Культурные и психические отклонения. К ультурные отклонения - отклонения данной социальной общности от норм культуры (интересует социологов). Психологов интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

Психические отклонения - сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении.

Личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьезные отклонения.

Индивидуальные и групповые отклонения.

Два идеальных типа отклонений:

1) индивидуальные отклонения - отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; Пример: самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом).

2) групповое отклонение - конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре. Пример: подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. Это групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры.

В реальной жизни чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений, разработанная X. Беккером, помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Первичное отклонение - отклонение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Совершаемые индивидом отклонения незначительны и терпимы (маленькая шалость, эксцентричность или ошибка).

Вторичное отклонение - отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Культурно одобряемые отклонения. Гении, герои, лидеры, избранники народа - это культурно одобряемые отклонения. Основу отклонения составляет возвеличивание, возвышение над другими. Ранжирование великих людей со временем меняется (когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые). Необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1. Сверхинтеллектуальность. Возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности.

2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности (спортсмен, актер, балерина, художник и т.д.).

3. Сверхмотивация. Наличие высокой мотивации у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми. Одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, - групповое влияние (семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей).

4. Личностные качества. Личностные черты помогают достичь возвышения личности. Эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности (смелость и отвага – солдат, общительность, умение заводить знакомства, твердость характера - политик и предприниматель).

5. Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности.

Культурно осуждаемые отклонения. Нарушения нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Диагнозирование физических или психических дефектов лежит вне области социологии, но социологов интересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так и социальная распространенность и виды социальных отклонений, встречающиеся у этих неполноценных людей. Психический дефект может проявиться у индивида только в одной области жизнедеятельности, а в остальном он достаточно строго придерживается общепринятых норм поведения.

Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограниченной части культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения и изучения других причин таких отклонений существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Последователи: Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. Основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Современная теория В. Шелдона: выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Теория 3. Фрейда: у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного "Я", а также так называемого сверх-"Я", определяемого исключительно культурой общества. Когда внутренние конфликты между "Я" и бессознательным разрушают защиту, может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, но почему далеко не каждый человек становится девиантом?

Индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, и частности с социальным окружением (влияние коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. на ребенка) Следствие - конфликты норм и ценностей.

Аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения (определение Э. Дюркгейма). Аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества (понимание Т. Парсонса). Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению. Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются.

Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам, которое укладывается в следующие классы:

1) конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества.

2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства).

3) ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются.

4) изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (алкоголики, наркоманы).

5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.

Нормы оправдания - другой феномен отклоняющегося поведения, когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются, только если есть образец нарушения, который признается и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания.

 

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества, с другой - поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка, у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: