Шартская школа.
Основана Фульбертом Шартрским. Важные представители: Бернард Шартрский, Тьери Шартрский, Гильберт Порретанский, Бернард Сильвестр, Иоанн Солсберийский, Гильом из Конша.
Бернард Шатр-й: реальны лишь Бог,идеи(универсалии) и материя. Идеи 1-ые сущности после Бога.Составн.субстанции (сотворен.вещи) не истинно сущие, только их элементы: материя и идеи,реальны.Любовь к классич.авторам,без них мы карлики.
Тьерри(«семикнижие») чтобы понять содержание текста Писания о сотворении мироздания,необх.знать арифм,геометр.,музыку и астр.(квадривий).Понять умом начала числа-единицу=возвыситься от сотворенных вещей к их Творцу. Все вещи сущ-т только посредством Создателя-Бог-«форма сущ-ния вещей».Бог Отец как единство,т.к. единица-начало числа и источник последовательн.числов ряда.Бог сын как равенства с этой же единицей,а Бога Духа Свят.-согласие между единством и равенством, при котором невозможно умножение божествен. сущности (1*1=1).»Единство-1-ое и уникальное бытие всех вещей,а Бог-«первична и уника.единство»,единств.формой сущ-ния всех единичных вещей»,но Бог ни числами,ни вещами не исчерпывается.
Творения универсума: последовательное развертывание из абсолютно простого божеств.первоединства матем.множеств,т.е. единств.составных. Пред лицом первоединства сперва возникает материя как чистая «зеркальная» восприимчивость. Она проникается отражениями вечн.божест.простоты, и то единство предстает в ней и умноженными и разделенными.Дальше материя расслаивается на 4 элемента(земля, вода, воздух, огонь),которые взаимодействуют между собой и овеществляют природн.многообразие матем.форм.
Согласен с Августином: «семенные порождающие смыслы вещей»,=заложенные Богом. Сотворенные вещи начала, которые в свернутом виде заключает в себе все возм-сти =потенции дальнейшего их развития.
Гильом из конша, как и др. считал ант.философия (особенно платоническая) при правильном истолковании не вступает в противоречие с хр.верой.Платоновские идеи отожествляют с содержащимися в бож.разуме (логосе) вечными первообразами вещей (посредством заимствования из «теней» Платона) миров.души.Эти первообразы осущ-ся в тварном.временн.мире в качестве внутренне соприсущих вещам «врожденных форм»,образующих умопостегаемую… структуру универсума.Миров. душа отожд-ся с животворящим Духом Святым.Весь мир представляет собой одушевленное сущ-во,которое содержит внутренне образ творца -Его всемогущество(Бог Отец),мудрость(Бог Сын) и благость (Бог Дух Святой).
Бернард Сильвестр (=Б.Турский) сотворение мироздания из за вмешательства Духа Божествен. провидения в жизнь предвечно существовавшей природы и внесении яим благоустроенности и распорядка в первоматерию вещн.мира,которая до этого пребывала в хаотичном состоянии.
Гильберт Порретанский «Комментарий к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория»»
«О природе»
Природа, по Боэцию, - «бытие всего природного, а потому и всех персон которые есть нечто от природы». Бытие первично.
Природа – общее имя для разнообразных вещей; точное определение дать трудно, удобнее задать перечислением части, составляющие данное понятие; понятие «природа» используется в различных значениях.
По Боэцию, природа – это или только тела, или только субстанции телесные и бестелесные, существующие к-л образом.
Боэций различается субстанцию и субсистенцию. Субстанция – «подлежащее», основа для акциденций. Субсистенция – то, что не нуждается в акциденциях для того, чтобы быть. Род, вид – субсистенция, тк не имеют акциденций. Индивид одновременно явл и субстанцией и субсистенцией, тк для своего бытия не нуждается в акциденциях, и служит основанием для существования акциденций.
Существующие вещи – субстанции, субсистенции, их акциденции, материя, Бог – все, чо м.б. к-л образом познано. Высшее благо, которое изучает этика, и «упорядочивающие способы оспаривания, рассуждения и различия», изучаемые логикой, не относятся к вещам существующим.
Субсистирующие, по Гильберту Порретанскому, - данная вещь.
Бог и материя не имеют ничего общего «ни по роду, ни по смыслу» с субстанций, да субсистенцией, акциденциями.
Природа определяется трояко (через троицу). Т.о., природа – тела, субстанции, к-л образом существующие вещи, которые к-л образом м.б. познаны.
Посредством определения 1) обнаруживается бытие, 2) нечто говорится о бытии, 3) обнаруживается то, что говорится о бытии.
Если называть природой все существующие вещи, то такое определение необходимо должно включать все существующие вещи. Из определения Боэция ясно, что относится к природе (т.е, тк природные вещи существуют, по являются познаваемыми), но не следует, что природа существует.