В результате интеллектуального познания возникает концепт либо реально существующей вещи, либо не существующей. Концепт небытия называется предположением.




Концепт сущего постигается различается по «по роду конципируемой (постигаемой) вещи» и «по способам конципирования (постижения)». Природное постигается либо ч/з саму вещь, либо ч/з произведение этой вещи и его свойство (белое – ч/з белизну; белизна – ч/з природное произведение белого»). Все природное постигается ч/з причину; математическое – ч/з результат.

Чувственное познание - внешнее познание - иногда дает ошибочные данные (пример про затрудненное восприятие смешанных цветов; размерностей). Рациональное (интеллектуальное) познание – внутреннее - верифицирует чувственные данные посредством применения процедуры абстракции (однотипные предметы объединятся в класс, лишние отбрасываются). Рациональное познание опирается на «предчувствие» того, что постигается.

Воображение – познание, основанное на «переносном значении имени», «перцепция вещи без доверия к ее истинности».

Понимание – истинное восприятие существующего в душе подобия вещи, созданного разумом на основе выделения основных свойств вещи. Всегда является правильным.

Бог и материя познаются особым образом.

Бог – сущность, а не нечто; не явл сотворенным; явл высшим совершенством; велик не в количественном отношении; про него можно сказать, «каков», но не в качественном отношении; непрерывен, но не из-за времени. В силу этого, разумное постижение Бога не возможно. Бога можно вообразить как бытие, как нечто. Душа воспринимает Бога «в малейшей степени», тк Он «интеллигибелен, но не постижим».

Материя (праматерия, из которой творил Бог), как и Бог «интеллигибельна, но не постижима».

Т.о, несущее постигается мнением (предположением); сущее – воображением и интеллектом.

Универсалия, как доказано диалектиками, всегда одна и та же по количеству; при обращении принимает значение «л». Т.о, верно, что природа м.б. постигнута интеллектом. Т.к, душа способна постигать несущее, то не верно, что все умопостигаемое - природа.

Боэций: «Природа есть свойство тех вещей, которые к-л образом (т. к. Бог и материя не постигаются интеллектом)-м.б. постигнуты интеллектом, поскольку они существуют.

Интеллект называется полным и совершенным, тк при познании он «с доверием воспринимает вещь с помощью не только отвлечения от других вещей, но некоторого свойства самой вещи». Познать же свойства Бога самого по себе не возможно.

Воображение – 1 способ понимания вещи, тк вещь «воспринимается ч/з познание своего свойства, но без доверия».

Интеллектом постигается как сущее, так и не-сущее. Для грамматиков имена, обозначающие субстанцию, - «нечто» и «ничто» - означают одно и то же, но не природу.

Нечто и ничто явл субстанцией, тк обозначает качество – какова есть или не есть природа.

Субстанция «нечто» предполагается и существует; «ничто» - предполагается не существует, т.е., явл «нечто» - природой или воздействием.

Т.о., именем «ничто» обозначается отсутствие субстанции или отсутствие у нее к-л качества. => Природа всегда «нечто», све существующие телесные или бестелесные субстанции (т.е., различные – телесные и бестелесные вещи постигаемые умом в силу их существования).

Боэций: «Природа есть то, что может или действовать, или претерпевать». Претерпевать и действовать может телесное и душа телесного (душа действует и претерпевает от тела). Бог только действует, но не претерпевает (тк Бог не способен изменяться под воздействием ч-л; что не изменяется, то не претерпевает). Природа одновременно обладает способностью и действовать, претерпевать, тк всякое тело действует и претерпеват. Действует душа, осуществляя понимание и управляя телом; через воздействие на тело претерпевает душа (испытывает эмоции и тп).

Т.о, природа ч/з понятие субстанции – это;

1) то, что может действовать и не претерпевать - Бог, Божественное, т.е., вечное.

2) то, что может претерпевать и не действовать (Боэций не говорит) – «ничто»

3) то, что может и действовать, и претерпевать – все невечное, вещи.

4) то, что не может ни действовать, ни претерпевать (Боэций не говорит) – «ничто»

Т.,о определение природы совпадает с определением субстанции, тк «имя природы указывает на субстанцию».

Но «быть природой» ≠ «быть субстанцией» («быть чел-ком» ≠ «быть смеющимся», хотя субстанция и у чел-ка и у смеющегося одна и та же).

Существует 4 вида имен:

1) единомысленные – синонимы – совпадает имя и определение

2) равноосмысленные – имя одно, но определения разные

3) многомысленные – имена разные, но определение одно

4) разноосмысленные – антонимы – не совпадает ни имя, не определение

Понятия «природа» и «субстанция» явл многомысленными вещами.

Разноосмысленные имена могут иметь одно и тоже определение. Посредством этого определения с одной стороны обнаруживается бытие и нечто о нем говорится, с другой – указывается на бытие. С этой т.з. природа и субстанция называются по-разному, чтобы показать, что они суть разноосмысленные имена, он им дается одно определение, чтобы показать, чем является природа и субстанция (т.е. всем существующим - телесным или бестелесным - и постигаемым в силу этого умом).

Аристотель природой называет только телесные субстанции. В таком случае верно, что природа – «начало движения самого по себе, а не привходящему признаку». Выделяют 6 видов движения – возникновение. Уничтожение, рост, убыль, изменение, перемещение.

Все, что творится, то порождается, тк «порождение – начало субстанции». Т.о, все существующее благодаря к-л роду, существует ч/з порождение. Все тварное – телесное и бестелесное - изменчиво и конечно (т.е., оно возникает, уничтожается, растет, убывает; перемещается только телесное, тк место мыслится только относительно ч-л телесного).

Природа является началом движение, тк каждому ее элементу свойственно движение в соответствии с видом элемента, к которому он принадлежит (огню свойственно движение вверх, земли - вниз).

Природа - начало движение само по себе, а не по привходящему признаку; движение по привходящему признаку свойственно телам, составленным из стихий (так, деревянное ложе, являющееся по субситенции деревянным и по привходящему признаку – ложем, упадет вниз в силу того, что оно деревянно, те своим весом и тяжестью является землей).

Важно, что Гильберт различает реальность и истинность; реальность всегда овеществлена, истинность - не всегда. Истиной вещь становится тогда, когда выполняет свою функцию (на ложе лежат; элементы образуют материю для тел и пт). Если вещь не выполняет свою функцию здесь и сейчас – она только образ вещи. Имя «ничто»- предельно общая универсалия, «схватывающая» в воображении вещи и не-вещи, имя и бессловесное.

Если говорить об имени природа», то в соответствии с тем, что имя дается исходя из сущности вещи при произнесении, то именем «природа» правильнее называть порожденное. Т.е., природа называется «природой» по порожденному - природа всегда природа ч-л.

Существует порядок порождения и уничтожения, поэтому природой называется существующее последующим относительно предыдущего (те предыдущее – род по отношению к последующему, значит и его природа).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: