Конечный результат целостности




 

К сожалению, все, что происходит в современных организациях в связи с ценностями, этикой и целостностью, сводится к рациональному «усовершенствованию» этических норм и нередко к превратным толкованиям, а не к серьезному анализу на основе диалога. Еще в древние времена Аристотель очень точно подметил, что этика проверяется на деле тогда, когда она противоречит личным интересам, а не тогда, когда находится с ними в согласии. Финансовый интерес и влияние в организации, нередко вызывающие соблазн, «рационализировать» этику, являются классическими призерами личной заинтересованности.

В иерархический организации перед менеджером ставится задача привести работу персонала в соответствие с текущими требованиями, что должно дать результат, который удовлетворил бы ожидания потребителей, клиентов и граждан, что, в свою очередь, должно гарантировать финансовый успех организации. В связи с этим они принимают бесчисленные решения, по которым видно, как далёко они готовы пойти, чтобы добиться тех результатов, которые организация воспринимает как собственный успех. Большинство менеджеров исходят в своей деятельности из того, что есть единственная организационная ценность или норма, которой должен придерживаться каждый сотрудник, а именно финансовый успех и последняя строчка в балансе.

Когда финансовые результаты становятся единственной признаваемой ценностью, этика сильно страдает. Бывает, что подобные воззрения, когда получение, максимальной прибыли становится идеей-фикс, приводят к катастрофическим результатам. Весьма показательны примеры фирмы-производителя, не отозвавшей дефектные колеса для гоночных автомобилей, или представителей NASA, которые допустили старт космического корабля при неисправном кольцевом уплотнении. В то время как незначительные на первый взгляд отступления от этики могут привести к серьезным, даже катастрофическим последствиям, нельзя также забывать и о таких нарушениях этических норм, которые, может быть, еще не привели ни к каким негативным результатам. Однако именно эти, весьма распространенные ситуации порождают проблемы, в каком-то смысле более серьезные. Эти случаи показывают, что сокрытие истины стало в большинстве организаций обычной практикой, легко оправдываемой задачами получения определенных финансовых результатов.

Возьмем хотя бы рекламу, где, чтобы поощрить потребителя приобрести продукцию определенной компании, а не точно такую же продукцию конкурента, продукция этой компании выставляется в выгодном свете. В принципе, немного нечестно не информировать об отрицательных качествах продукта или скрывать факты, которые могли бы так или иначе отрицательно повлиять на решение о покупке, или, например, использовать сексуальный аспект в рекламе, — все это обесценивает честность. Однако когда эти же оправдания используются в отношении рекламы, не вполне внятно сообщающей о вреде курения, о содержании вредных веществ в пищевых продуктах или опасности, которую могут представлять игрушки для детей, можно говорить о безнравственности и даже о преступлении.

Проблема не в том, что все хотят добиться финансового успеха, а в том, что финансовые результаты стали единственным критерием успеха, сводя ценность человеческой жизни к прибыльности бизнеса. Легко забыть, что помимо финансовых результатов есть и другие важные вещи, включая ценности, этику и целостность, которые (можно Спорить) не менее важны для доходности компании, чем ее финансовые достижения. Ориентированность на ценности, этику и целостность имеет колоссальное значение для развития сотрудничества, плюрализма, творческого потенциала, участия, ответственности, морального состояния коллектива и сплоченности. Когда мы начинаем ценить эти вещи, финансовые результаты улучшаются как бы сами собой.

Тем не менее организации, развивая ценности, укрепляя этику и целостность, прежде всего должны стремиться не к увеличению прибыли, а к тому, чтобы создать такую рабочую среду, где люди испытывали бы гордость за то, что и как они делают. Соответствие ценностям, этике и принципу целостности должно стать целью каждого сотрудника не потому, что ему прямо говорят об этом или ожидают от него соответствующего поведения, и не потому, что он находит такое поведение более эффективным, а потому, что это правильно; потому, что это позволит ему уважать себя; потому, что, поступая таким образом, он показывает, кто он есть или кем хотел бы быть.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: