Задачи для самостоятельной практической подготовки




Задача 2.1 На основе данных таблицы 2.8 рассчитайте следующие показатели: валовой внутренний продукт по доходам (ВВП дох.); валовой внутренний продукт по расходам (ВВП расх.); чистый валовой продукт (ЧВП).

Таблица 2.8 ― Исходные данные для расчета показателей

Наименование показателя Значение показателя, млрд руб.
Личные потребительские расходы  
Арендная плата  
Отчисления на потребление капитала (амортизация)  
Процент за капитал  
Доходы от собственности  
Чистый экспорт  
Заработная плата наемных работников  
Косвенные налоги  
Индивидуальные налоги  
Прибыль организаций  
Государственные закупки товаров и услуг  
Чистые частные инвестиции  

Задача 2.2 На основе представленных в таблице 2.9 данных рассчитайте валовой внутренний продукт (ВВП) тремя методами:

1) по добавленной стоимости (производственный метод);

2) по расходам (метод конечного использования);

3) по доходам (распределительный метод).

Таблица 2.9 ― Исходные данные для расчета ВВП

Наименование показателя Значение показателя, млрд руб.
Расходы, в том числе:  
домашних хозяйств  
фирм  
государства  
иностранцев  
Суммированная по экономике добавленная стоимость  
Все виды факторных доходов (заработная плата, рента, доходы собственников, прибыли предприятий)  
Амортизационные отчисления  
Косвенные налоги на бизнес  

Задача 2.3. Используя данные таблицы 2.10, рассчитайте, чему равен национальный доход (НД).

Таблица 2.10 – Данные о социально-экономическом развитии страны

Наименование показателя Значение показателя за год, млрд руб.
Экспорт товаров и услуг  
Амортизация  
Личные потребительские расходы 2 200
Валовые частные внутренние инвестиции  
Государственные закупки товаров и услуг  
Косвенные налоги на бизнес  
Импорт товаров и услуг  

Задача 2.4 На основе данных о социально-экономическом развитии страны, представленных в таблице 2.11, рассчитайте валовой внутренний продукт (ВВП) и амортизацию (А).

Таблица 2.11 – Данные о социально-экономическом развитии страны

Наименование показателя Значение показателя за год, млрд руб.
Потребление товаров краткосрочного пользования  
Потребление товаров длительного пользования  
Потребление услуг  
Чистые частные инвестиции  
Валовые частные инвестиции  
Государственные расходы на оборону  
Государственные необоронные расходы  
Расходы местных органов власти  
Экспорт  
Импорт  

Задача 2.5 На основе данных таблицы 2.12 рассчитайте личный доход (ЛД) и личный располагаемый доход (ЛРД).

Таблица 2.12 – Данные о социально-экономическом развитии страны

Наименование показателя Значение показателя за год, млрд руб.
Национальный доход 2 413
Прибыль организаций  
Дивиденды  
Взносы на социальное страхование  
Государственные трансферты частным лицам  
Налог на прибыль организаций  
Личные налоговые и не налоговые выплаты  

Задача 2.6 На основе данных, представленных в таблице 2.13, рассчитайте структуру валового внутреннего продукта (ВВП) по видам экономической деятельности в 2005 и 2011 годах.

Таблица 2.13 – Исходные данные для расчета структуры ВВП

Наименование показателя Значение показателя в 2005 году, млрд руб. Значение показателя в 2011 году, млрд руб.
ВВП, в том числе 65 067,0 274 282,0
сельское хозяйство 5 465,6 23 588,2
промышленность 20 235,8 86 947,4
строительство 4 359,5 18 651,2
прочие виды экономической деятельности 25 896,7 108 615,7
чистые налоги на продукты 9 109,4 36 479,5

Тестовые задания

1. Структурными составляющими национальной экономики являются:

а) военно-промышленный комплекс;

б) агропромышленный комплекс;

в) демографический потенциал;

г) топливно-энергетический комплекс.

2. Ответьте на вопрос: что отражают макроэкономические показатели?

а) эффективность работы отдельной фирмы;

б) изменение цен на рынках отдельных товаров;

в) общие тенденции в национальной экономике;

г) эффективность работы отдельных отраслей.

3. В системе национального счетоводства статистические показатели представляются в виде:

а) диаграмм;

б) графиков;

в) набора счетов и таблиц;

г) все ответы верны.

4. Конкретная, обусловленная уровнем развития общества и экономики зависимость между элементами экономики (производствами, отраслями, территориями, сферами), при которой эти элементы соответствуют друг другу, это –

а) народнохозяйственная пропорция;

б) система национального счетоводства;

в) рыночная экономика;

г) национальная экономика.

5. Структура экономики, характеризующая соотношение между традиционными и прогрессивными (новейшими) технологиями, называется:

а) отраслевая;

б) технологическая;

в) воспроизводственная;

г) институциональная.

6. Структура экономики, характеризующая формы организации и управления производством, правовые и культурные нормы поведения субъектов хозяйствования, называется:

а) социальная;

б) воспроизводственная;

в) институциональная;

г) технологическая.

7. Структура экономики, характеризующая соотношение между материальным и нематериальным производством, производством средств производства и предметов потребления, потреблением и накоплением, называется:

а) воспроизводственная;

б) отраслевая;

в) социальная;

г) технологическая.

8. К системе управления макроструктурой экономикиотносятся:

а) высшие органы государственной власти;

б) органы местного самоуправления;

в) концерны межотраслевого характера;

г) крупные организации.

9. Целями и функциями развития макроструктуры экономики являются:

а) увеличение количества индивидуальных предпринимателей;

б) обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики;

в) рост благосостояния народа;

г) поддержание прогрессивных пропорций воспроизводства.

10. В рамках институциональных задач макроэкономической системырешаются вопросы:

а) создания общенациональных рыночных институтов;

б) совершенствования национального законодательства;

в) увеличение количества индивидуальных предпринимателей;

г) поддержание прогрессивных пропорций воспроизводства.

Ответы

Задачи для самостоятельной практической подготовки:
1. 380 млрд руб.; 353 млрд руб. 2. 2000 млрд руб. 3. 3170 млрд руб. 4. 6041 млрд руб.; 576 млрд руб. 5. 2329 млрд руб.; 1983 млрд руб.
Тестовые задания:
1. а, б, г. 2. в. 3. в. 4. а. 5. б.
6. в. 7. а 8. а, в. 9. б, в, г. 10. а, б.

 


3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ

Ключевые термины и понятия

Потенциал (от лат. potentia – сила, мощь) – это совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. Развитие экономики любой страны зависит от величины и эффективности применения ресурсного потенциала. Применительно к экономике потенциал означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития.

Совокупный экономический потенциал можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает государство для своего экономического и социального развития.

Уровень развития совокупного экономического потенциала страны характеризуется объемом, структурой, техническим уровнем производства и потребления, качеством товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленными и располагаемыми ею на всей территории и за рубежом материальными и духовными ценностями, трудовыми и природными ресурсами.

Основными факторами, определяющими совокупный экономический потенциал страны, являютсяпроизводственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи; производственная, социальная и экологическая инфраструктура; трудовые ресурсы.

Совокупный экономический потенциал Беларуси включает в себя следующие потенциалы:

· природно-ресурсный;

· демографический и трудовой;

· научный, научно-технический и инновационный;

· информационно-технологический;

· производственный;

· инвестиционный;

· внешнеэкономический;

· экологический.

Показателями-индикаторами, используемыми для оценки совокупного экономического потенциала страны, являются численность, половозрастная структура и движение населения; численность, структура трудовых ресурсов и обеспеченность кадрами; индекс развития человеческого потенциала; стоимость, структура и показатели воспроизводства основных производственных фондов; валовой национальный продукт; валовой внутренний продукт; уровень потребления благ и услуг на душу населения; наличие запасов и уровень их использования; экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды.

Национальное богатство в широком смысле слова включает в себя не только материальные, но и нематериальные ценности – соответствующий уровень подготовки трудоспособного населения, научно-технические достижения, культурные ценности, информационные ресурсы. На современном этапе развития значение нематериальных ценностей неуклонно возрастает.

Темпы экономического роста и эффективность производства во многом определяются природно-ресурсным потенциалом страны, уровнем его использования, охраны и воспроизводства. В широком понятии природно-ресурсный потенциал – это способность природных систем без потерь для себя (значит и для людей) отдавать необходимую человечеству продукцию и выполнять полезную для него работу в границах хозяйства данного исторического типа. В более узком, экономическом, понятии он представляет собой совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса.

Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов (минерально-сырьевых, лесных, земельных, водных и др.) природных ресурсов независимо от характера их использования.

Традиционно в составе природно-ресурсного потенциала выделяют природные условия и природные ресурсы. Природные условия – это тела и силы природы, существенные для жизни и хозяйственной деятельности общества, но непосредственно не входящие в состав конечного продукта потребления.

Природные ресурсы – элементы природы, которые на данном уровне изученности и развития производительных сил используются или потенциально могут быть использованы в материальной производственной и непроизводственной деятельности людей.

Современная стратегия ресурсопользования должна быть нацелена на разработку и внедрение в производство малоотходной или безотходной технологии, организацию оборотного водоснабжения на предприятиях, ресурсо- и энергосбережение.

Экологический потенциал характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека.

Экологическая техноемкость территории – обобщенная характеристика территории, количественно соответствующая максимальной техногенной нагрузке, которую может выдерживать и переносить в течение длительного времени совокупность реципиентов и экологических систем территории без нарушения их структурных и функциональных свойств.

В принятой в Республике Беларусь Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определены следующие основные принципы экологической политики:

· поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом территории;

· снижение давления на окружающую среду со стороны экономики в процессе ее роста;

· защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;

· социальное и экологическое взаимодействие в целях повышения качества жизни;

· расширение сотрудничества с другими странами с учетом экологической взаимозависимости.

Демографический потенциал характеризуют возможности воспроизводства населения, развития человека и следующие показатели:

· численность населения;

· рождаемость и смертность;

· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

· половозрастная структура;

· распределение населения на городское и сельское;

· уровень грамотности взрослого населения и т. д.

Человеческий капитал – совокупность знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность.

Трудовой потенциал – это трудовые силы, возможности, способности, которыми обладает население применительно к трудовой деятельности. Численность, динамика, профессиональный и образовательный уровень трудовых ресурсов – один и важнейших факторов развития хозяйств всей страны и отдельных регионов.

Трудовые ресурсы – это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

Экономически активное население – население, предлагающее свои трудовые услуги на рынке труда для производства товаров и услуг. К такому населению относят две категории людей:

· занятые (лица, работающие по найму, контракту, трудовому соглашению; лица, занимающиеся частным предпринимательством, индивидуальной трудовой деятельностью; лица, работающие на выборных должностях; лица, обучающиеся в высших и средних специальных учебных заведениях с отрывом от производства, и т. д.);

· безработные (лица старше 16 лет, в данный момент не имеющие работы, но активно ее ищущие и готовые приступить к ней).

Уровень участия – это доля экономически активного населения во взрослом населении. Чем больше членов общества (прежде всего женщин) могут позволить себе не работать, тем ниже уровень участия. Поэтому уровень участия является косвенным измерителем общественного благосостояния.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными.

Безработный – взрослый человек (старше 16 лет), который не является наемным работником или предпринимателем, ищет работу и готов приступить к ней.

Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения (занятых и безработных). Доля безработных во взрослом населении равна произведению уровня безработицы и уровня участия.

Научный потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников науки и научного обслуживания, их доля в общей численности занятых в национальном хозяйстве, количество научных организаций.

Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, в том числе опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Научно-технический потенциал региона, предприятий, отраслей, организаций характеризует их способность обеспечивать высокие темпы научно-технического прогресса, «выживаемость» в условиях конкуренции.

Инновационный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.

Инновационность экономики – способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов исследований и разработок, новых концепций, идей и изобретений.

Информационно-технологический потенциал определяется обеспеченностью информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов и условий для функционирования и развития. Уровень его развития определяет динамику становления новой экономики и информационного общества в стране.

Производственный потенциал отражает экономическое развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивого развития. Он определяется возможностью отраслей национального хозяйства производить конкурентоспособную промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозку грузов, оказывать услуги населению и т. д.

Основными составляющими производственного потенциала являются:

· совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;

· материально-техническая и технологическая базы производства;

· действующий кадровый потенциал;

· объем других вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;

· производственная инфраструктура;

· система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.

Инвестиционный потенциал страны – это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Внешнеэкономический потенциал страны – комплексная характеристика, которая отражает материальные и интеллектуальные возможности участия того или иного государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; показатели, характеризующие состояние платежного баланса страны.

Методические рекомендации по изучению темы «Экономический потенциал Беларуси»

Состояние и динамика изменений экономического потенциала Беларуси отражается в материалах экономической географии. Кроме того, актуальная информация об эксплуатации разработанных и новых месторождений полезных ископаемых, о состоянии совокупного экономического потенциала и всех его составляющих, например, экологического, инвестиционного и других может быть получена из материалов средств массовой информации (газет, интернет-ресурсов, журналов).

Литература: [3, 4].

Основные формулы

1. Величина экономически активного населения (ЭАН) определяется по формуле:

(3.1)

где ЗН – занятое население

2. Величина трудовых ресурсов () определяется по формуле:

(3.2)

где – население в трудоспособном возрасте;

– работающие лица пенсионного возраста;

. – работающие подростки до 16 лет;

– инвалиды I и II группы.

3. Уровень официально зарегистрированной безработицы () определяется по формуле:

, (3.3)

где БР – безработное население;

ЭАН – экономически активное население.

4. Закон А. Оукена выражается формулой:

, (3.4)

где, – фактический объем ВВП;

– потенциальный объем ВВП;

– коэффициент А. Оукена (по А. Оукену он составляет 2,5);

– фактический уровень безработицы;

– естественный уровень безработицы.

5. Темп роста () определяется по формуле:

, (3.5)

где , – показатель базисного и отчетного периода, соответственно.

6. Темп прироста () определяется по формуле:

, (3.6)

7. Расчет абсолютного прироста () производится по следующей формуле:

, (3.7)

Методические рекомендации по решению задач

Задача 3.1 Определите на основе данных таблицы 3.1:

1) численность экономически активного населения;

2) численность трудовых ресурсов;

3) уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к экономически активному населению.

Таблица 3.1 ― Показатели численности по группам населения

Группа населения Численность, тыс. человек
Занятое население  
Население в трудоспособном возрасте  
Инвалиды I и II группы 12,5
Работающие лица пенсионного возраста  
Работающие подростки до 16 лет 2,5
Официально зарегистрированные безработные  

Решение:

Рассчитаем показатели:

1) (тыс. чел.) (формула 3.1);

2) (тыс. чел.) (формула 3.2);

3) уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к экономически активному населению:

(формула 3.3).

Задача 3.2 Рассчитайте величину реального валового внутреннего продукта (ВВП), если известно, что потен­циальный ВВП равен 150 млн евро, коэффициент А. Оукена составляет 2,25, естественный уровень безработицы — 7 %, а ее реальный уровень — 9 %.

Определите, на сколько процентов уменьшится реальный ВВП при росте реальной безработицы на 1,5 %.

Решение:

Рассчитаем показатели:

1) величину реального ВВП:

(формула 3.4);

;

(млн евро);

2) величину реального ВВП при росте реальной безработицы на 1,5% получим:

(формула 3.4);

;

(млн евро);

3) относительное снижение реального ВВП при росте реальной безработицы на 1,5 %:

(формулы 3.5, 3.6).

Задача 3.3 Известно, что экономика страны описывается формулой А. Оукена. Естественный уровень безработицы составляет 5 %, фактический – 8 %. Определите абсолютные потери валового внутреннего продукта (ВВП), вызванные циклической безработицей, если фактический объем ВВП составил 650 млрд руб.

Решение:

1) определим потенциальный ВВП согласно закону А. Оукена:

(формула 3.4);

(млрд руб.);

2) рассчитаем абсолютные потери ВВП, вызванные циклической безра­ботицей:

(млрд руб.) (формула 3.7).

Задача 3.4 В стране с населением 12 млн человек экономически активное население составило 5 млн человек, а количество безработных – 1 млн человек.

Определите:

1) уровень официально зарегистрированной безработицы;

2) потенциальный валовой внутренний продукт (ВВП), если реальный ВВП составил 65 млрд дол., а естественная норма безработицы принята на уровне 6 %.

Решение:

Рассчитаем показатели:

1) уровень безработицы:

(формула 3.3);

2) потенциальный ВВП (формула 3.4):

;

;

;

(млрд дол.).

Задачи для самостоятельной практической подготовки

Задача 3.1 На основе данных таблицы 3.2 определите:

1) численность экономически активного населения;

2) численность трудовых ресурсов;

3) уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к экономически активному населению.

Таблица 3.2 ― Показатели численности населения по группам

Группа населения Численность, тыс. человек
Занятое население  
Население в трудоспособном возрасте  
Инвалиды I и II группы  
Работающие лица пенсионного возраста  
Работающие подростки до 16 лет  
Официально зарегистрированные безработные  

Задача 3.2 Рассчитайте величину реального валового внутреннего продукта (ВВП), если известно, что потенциальный ВВП равен 134 млн евро, коэффициент А. Оукена составляет 2,25, естественный уровень безработицы — 6,8 %, а ее реальный уровень — 7,5 %.

Определите, на сколько процентов уменьшится реальный ВВП при росте реальной безработицы на 2 %.

Задача 3.3 Известно, что состояние экономики страны описывается формулой А. Оукена. Естественный уровень безработицы составляет 6 %, фактический — 10 %. Определите абсолютные потери валового внутреннего продукта (ВВП), вызванные циклической безработицей, если фактический объем ВВП составил 750 млрд руб.

Задача 3.4 В стране с населением 10 000 тыс. человек экономически активное население составило 4 500 тыс. человек, а количество безработных – 360 тыс. человек. Определите:

1) уровень официально зарегистрированной безработицы;

2) потенциальный валовой внутренний продукт (ВВП), если реальный ВВП составил 50 млрд долл., а естественная норма безработицы принята на уровне 6 %.

Тестовые задания

1. Уровень развития совокупного экономического потенциала страны характеризует (-ют):

а) технический уровень производства;

б) динамика развития спорта в стране;

в) качество товаров и услуг;

г) инфляционные процессы в экономике.

2. Основными показателями-индикаторами оценки совокупного экономического потенциала страны являются:

а) трудовые ресурсы;

б) валовой национальный продукт;

в) количество посольств и представительств за рубежом;

г) нормативно-правовое законодательство.

3. В совокупный экономический потенциал страны входит (-ят):

а) внешнеэкономический потенциал;

б) правовой потенциал;

в) производственный потенциал;

г) научный потенциал.

4. Высокий уровень совокупного экономического потенциала страны имеет (-ют):

а) Германия;

б) Индонезия;

в) США;

г) Куба.

5. Для повышения совокупного экономического потенциала страны необходимо все силы направить на развитие:

а) физкультуры и спорта в стране;

б) всех составляющих потенциала в комплексе;

в) здравоохранения;

г) производства.

6. Основными факторами, определяющими совокупный экономический потенциал страны, являются:

а) политическая обстановка в стране;

б) производственные мощности отраслей;

в) состояние рынка ценных бумаг;

г) наличие квалифицированных кадров.

7..Под природно-ресурсным потенциалом понимают:

а) земельный фонд страны;

б) совокупность природных ресурсов данной территории, которые используются или могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность;

в) земельный фонд страны и используемые в хозяйственной деятельности природные ресурсы;

г) только используемые в хозяйственной деятельности природные ресурсы.

8. Научный потенциал представляет:

а) совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований;

б) совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок;

в) конечный результат инновационной деятельности;

г) инновационную деятельность государства.

9. Производственный потенциал - это:

а) производство товаров;

б) совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства;

в) материально-техническая база производства;

г) конечный результат производственной деятельности.

10.Внешнеэкономический потенциал определяется:

а) национальным богатством;

б) золотовалютным запасом;

в) наличием ресурсов для осуществления внешнеэкономической деятельности государства;

г) долей экспорта и импорта в ВВП.

Ответы

Задачи для самостоятельной практической подготовки:
1. 640 тыс. чел.; 800 тыс. чел.; 6,25 %. 2. 125,8595 млн евро; - 4,572 %. 3. 83,33 млрд евро. 4. 8 %; 52,632 млрд евро.
Тестовые задания:
1. а, в. 2. а, б. 3. а, в, г. 4. а, в. 5. б.
6. б, г. 7. б. 8. а. 9. б. 10. в.
           

 


 

4. РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые термины и понятия

Экономический рост – одна из основных целей макроэкономической политики, достижение которой обеспечивает в целях повышения жизненного уровня опережающий рост реального объема продукции (ВВП) по сравнению с ростом населения.

Воспроизводство – непрерывный процесс производства, возобновляемый на определенном уровне.

Виды воспроизводства – убывающее, простое, расширенное.

Типы экономического роста – интенсивный и экстенсивный.

Интенсивный тип – рост производства на базе использования новых технологий, улучшения качества ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих.

Экстенсивный тип основан на вовлечении в производство дополнительных ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов.

К факторам экономического роста относятся внутренние и внешние.

Внутренние факторы – это человеческий капитал, природно-ресурсный фактор, инновационный и производственный потенциалы, инвестиции, емкость внутреннего и внешних рынков, институциональная среда.

Внешними факторами являются международное разделение труда, политические факторы.

Устойчивый экономический рост – рост, который можно поддерживать в течение достаточно длительного времени.

Основными фазами экономического роста являются:

· подготовка (медленно и постепенно происходит ряд структурных преобразований, позволяющих обществу подготовиться к росту в благоприятных условиях);

· взлет (под воздействием усиленных инвестиций экономика преодолевает порог развития);

· устойчивое и кумулятивно нарастающее развитие (несмотря на более или менее сильные колебания, экономика сохраняет постоянно повышающийся уровень активности).

Факторами, сдерживающими экономический рост в Республике Беларусь, являются ограниченность собственных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; высокая ресурсоемкость экономики; зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России; неразвитость рыночной инфраструктуры.

Экономический рост в Республике Беларусь определяют ориентация национальной экономики на высокие конечные результаты; повышение качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда; ускорение инновационного процесса; усиление социальной ориентации; формирование единой экономической и экологической системы воспроизводства; усиление открытости национальной экономики.

Моделирование экономического роста – процесс обновления методов и моделей прогнозирования, проведения на их основе расчетов важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития на перспективу.

Модели экономического роста – экономико-математические модели, описывающие изменение во времени экономических показателей, характеризующих развитие экономики в целом, ее отраслей, отдельных экономических объектов.

К основным показателям, используемым при моделировании экономического роста, относятся национальный доход, ВВП, потребление, инвестиции, объем трудовых ресурсов, капитал.

Основными методами определения прогнозных показателей являются производственный, распределительный, балансовый, экономико-математические методы, а также метод конечного использования.

К моделям, используемым в мировой практике при прогнозировании экспорта и импорта продукции, относятся трендовые, многофакторные, оптимизационные, межотраслевого баланса.

Оптимизационные модели основаны на стремлении к реализации конкретных целей развития экономики, объективной необходимости интеграции в мировое хозяйство, учете процессов глобализации.

Экономико-математическая модель – математическая модель связи экономических характеристик и параметров системы, описывающая экономические процессы, объекты и связи с использованием математического аппарата.

Методические рекомендации по изучению темы «Рост национальной экономики»

При изучении факторов экономического роста рекомендуется предварительно ознакомиться с содержанием темы «Экономический потенциал Беларуси», посвященной экономическому потенциалу Беларуси (для понимания характера влияния внутренних факторов экономического роста), а также с материалами, посвященными глобализации мировой экономики по теме «Межстрановая и мирохозяйственная интеграция» (для понимания характера влияния внешних факторов экономического роста).

Литература: [4, 11]

Основные формулы

1. Определение ВВП на душу населения (ВВПд.н.):

, (4.1)

где ЧН – численность населения.

2. Производительность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: