Задача 8.1 Потребительская корзина по отдельным позициям включает: 12 кг хлеба, 4 кг яблок и 3 кг мяса. В базисном периоде сложились следующие цены на продукты: хлеб – 12,5 руб./ кг, яблоки – 45 руб./ кг, мясо – 100 руб./ кг. Определите уровень инфляции, если:
1) цена яблок возросла до 60 руб./ кг;
2) цена мяса повысилась на 30 %, а хлеба – на 5 %.
Задача 8.2 Составьте баланс денежных доходов и расходов населения Республики Беларусь на основе данных таблицы 8.4.
Таблица 8.4 – Данные о денежных доходах и расходах населения Республики Беларусь
Наименование показателя | Значение показателя, млн руб. |
Доходы от собственности и предпринимательства | 502 200 |
Сбережения во вкладах и ценных бумагах | 59 000 |
Пенсии, пособия, стипендии | 112 000 |
Оплата труда | 488 800 |
Расходы на товары и услуги | 962 000 |
Обязательные платежи и взносы | 82 000 |
Задача 8.3 На основе данных таблицы 8.5 рассчитайте реальную ставку процента для каждого года, начиная со второго.
Таблица 8.5 - Данные о номинальной ставке процента и индексе цен
Год | Номинальная ставка процента, % | Индекс цен, % |
1-й | ||
2-й | ||
3-й | ||
4-й |
Тестовые задания
1. По назначению властных функций государственные органы классифицируются:
а) на законодательные, исполнительные, судебные;
б) на политические, хозяйственные, социально-культурные;
в) на правотворческие, исполнительные, правоохранительные.
г) на политические, законодательные, исполнительные, судебные.
2. Основным принципом организации государственной власти является:
а) разделение властей;
б) независимость от международных норм права;
в) налогообложение;
г) система государственных стандартов.
3. Основные положения о государственном устройстве страны изложены:
а) в Гражданском кодексе Республики Беларусь;
б) в Конституции Республики Беларусь;
в) в Программе социально-экономического развития;
г) в Постановлении Президента Республики Беларусь.
4. Государственное регулирование в рыночной экономике необходимо:
а) для удовлетворения потребностей военно-промышленного комплекса;
б) для укрепления существующей экономической системы и ее адаптации к меняющимся условиям путем решения таких задач, которые рыночный механизм не решает или решает недостаточно быстро и эффективно;
в) для укрепления национальной финансовой системы;
г) для контроля за проведением внешнеторговой деятельности.
5. Методы государственного регулирования экономики, включающие меры принуждения, запрета и разрешения, называются:
а) административными;
б) экономическими;
в) правовыми;
г) социальными.
6. Прямые экономические методы государственного регулирования экономики – это:
а) налогообложение;
б) регулирование цен;
в) таможенное регулирование экспорта и импорта;
г) определение стратегических целей развития экономики.
7. В зависимости от обязательности плановых заданий различают планирование:
а) директивное и индикативное;
б) текущее и перспективное;
в) стратегическое, тактическое и оперативное;
г) долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.
8. Классификация прогнозов на демографические, социальные, экономические, экологические, внешнеэкономические и другие виды определяется:
а) по горизонту предвидения;
б) по уровню управления;
в) по объекту прогнозирования;
г) по характеру прогнозирования.
9. Национальная безопасность – это:
а) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;
б) укрепление обороноспособности государства, обеспечение военной безопасности;
в) обеспечение безопасности государства от внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности;
г) выявление экономических проблем и решение проблем деградации окружающей среды.
10. Экономическая безопасность является структурной составляющей:
а) политической безопасности;
б) военной безопасности;
в) национальной безопасности;
г) информационной безопасности.
Ответы
Задачи для самостоятельной практической подготовки: | ||||
1. 9,52 %; 15,48 %. | 2. Итого: 1 103 млрд руб. | 3. 2%; 4%; 1%. | ||
Тестовые задания: | ||||
1. а. | 2. а. | 3. б. | 4. б. | 5. а. |
6. г. | 7. а. | 8. в. | 9. а. | 10. в. |
9. МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Ключевые термины и понятия
Международное разделение труда (МРТ) – высшая форма регионального разделения труда. Оно основано на устойчивом производстве продукции определенного вида в отдельных странах и предполагает товарный обмен между ними.
Наиболее общими основными условиями формирования МРТ, предпосылками его развития являются следующие:
· естественные (географические различия между странами, климатические условия, запасы полезных ископаемых и неравномерность их распределения, размер территории страны и численность населения, исторические традиции);
· экономические (уровень развития производительных сил, темпы научно-технического прогресса (НТП) и научно-технической революции (НТР));
· социально-политические (общественный строй и преобладающая форма собственности на средства производства, внешнеполитическая ориентация и национально-государственные интересы страны).
Факторы, определяющие участие страны в МРТ, делятся на национальные и международные.
Выделяют следующие национальные факторы МРТ:
1. Природно-географические различия отдельных стран:
· природно-климатические условия;
· природные ресурсы;
· величину территории;
· численность населения;
· экономико-географическое положение страны и т. д.
2. Социально-экономические особенности отдельных стран:
· положение страны в мировой экономике;
· особенности исторического развития, производственных традиций и традиций внешнеэкономических связей;
· достигнутый уровень экономики и научно-технического развития;
· тип хозяйствования (рыночное или плановое);
· законодательную базу внешних связей и т. д.
Различают следующие международные факторы МРТ:
· уровень НТП в мире (чем он выше, тем более наукоемкими становятся отрасли (продукты) специализации стран);
· спрос на мировом рынке;
· систему международных расчетов;
· экологические проблемы, которые позволяют по-новому рассматривать вопросы стоимости природных ресурсов и качества товаров.
Глобализация – современный этап развития международной экономической интеграции, когда мировой и национальный рынки по многим позициям становятся одним хозяйственным полем (информационным, финансовым и сетью продвижения товаров и услуг).
Глобализация экономической деятельности развивается по следующим основным направлениям:
· становление глобальных монополий (олигополий);
· международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
· международное движение факторов производства (капитала в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы – стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и «утечки умов»);
· международные финансовые операции – кредиты (частные, государственные, международных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции;
· процессы регионализации экономики.
Международная экономическая интеграция – переплетение хозяйственных связей между странами мира, которое ведет к слиянию национальных рынков, формированию единого мирового экономического пространства с единым рыночным режимом; вызывает потребность в либерализации национальных рынков.
Международная экономическая интеграция обусловлена рядом следующих факторов:
· углублением МРТ, специализации и кооперирования производства;
· ускорением НТП, развитием и внедрением информационных технологий;
· расширением региональных группировок;
· формированием региональных рынков;
· интернационализацией хозяйственной жизни;
· созданием транснациональных корпораций (ТНК) и финансово-промышленных групп.
Мировая торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.
Международные региональные группировки (образования) – международное хозяйственное поле, внутри которого действует региональный хозяйственный режим с единой инфраструктурой. Эти образования могут иметь единую валюту, финансовые фонды, общие наднациональные или межгосударственные органы управления.
Зона свободной торговли – международное региональное образование, предполагающее отмену торговых ограничений между странами соглашения, и прежде всего таможенных пошлин.
Общий рынок – международное региональное образование, предполагающее, кроме условий, характерных для таможенного союза, обеспечить свободное перемещение факторов производства (капитала и труда).
Таможенный союз – международное региональное образование, в рамках которого наряду с отменой таможенных пошлин устанавливаются единые внешнеторговые тарифы, проводится единая внешнеторговая политика стран-участниц соглашения в отношении третьих стран.
Экономический и валютный союз – международное региональное образование, дополняющее условия общего рынка единой экономической и валютно-финансовой политикой.
СНГ (Содружество Независимых Государств) – объединение суверенных государств (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины), образованное в соответствии с договором между ними в 1991 г.
Союз Беларуси и России – интеграционное образование двух стран СНГ, созданное в соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 г.), с 1997 г. – Договором об образовании Союза, а с 1999 г. – Договором о создании Союзного государства Беларуси и России.
Таможенный союз стран СНГ – форма интеграционного сотрудничества, предусмотренная Соглашением о Таможенном союзе (1995 г.), первоначально между Россией и Беларусью. Затем к Соглашению присоединились Казахстан, Кыргызстан, в 1999 г. – Таджикистан.
Транснациональные финансово-промышленные группы – разновидность ТНК, создаваемых на пространстве СНГ, включая финансово-банковские структуры.
Беларусь сотрудничает с такими международными финансовыми и экономическими организациями и учреждениями, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Программа развития ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.
Методические рекомендации по изучению темы « Межстрановая и мирохозяйственная интеграция»
При изучении данной темы для выяснения последствий вступления республики в ВТО полезным будет знакомство с опытом стран, недавно вступивших в эту организацию. Особое внимание следует обратить на изучение последствий транснационализации, т.к. по мере интеграции Беларуси в мировую экономики последствия транснационализации будут ощущаться все сильнее. Для понимания действия систем внешнеторговой политики важное содействие может оказать информация, изложенная в Таможенном кодексе Республики Беларусь и других документах, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. В связи с многовекторностью внешнеэкономической политики Беларуси при изучении данной темы следует отнестись с одинаковым вниманием ко всем сторонам интеграции республики, не ограничиваясь изучением сотрудничества Беларуси с несколькими крупными партнерами.
Литература: [1, 3, 4].
Тестовые задания
1. Основными формами международного разделения труда являются:
а) международное кооперирование производства;
б) международная специализация производства;
в) международное военно-техническое сотрудничество;
г) международное военно-политическое сотрудничество.
2. Международная специализация производства включает следующие направления:
а) производственную специализацию (межотраслевую, внутриотраслевую, отдельных предприятий);
б) производственно-технологическое, торгово-экономическое сотрудничество в рамках кооперирования производства и послепродажное обслуживание техники;
в) территориальную специализацию (отдельных стран, групп стран и регионов);
г) технологическая специализация (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов.
3. К основным чертам глобализации относятся:
а) изменение структуры производства;
б) формирование свободных экономических зон;
в) ориентация национальной экономики на международные стандарты;
г) стирание национальных границ.
4. В состав СНГ не входят:
а) Казахстан;
б) Россия;
в) Латвия;
г) Грузия.
5. К транснациональным корпорациям (в соответствии с критериями ООН) относятся корпорации:
а) имеющие дочерние фирмы в двух и более странах;
б) осуществляющие координацию деятельности своих зарубежных фирм, имеющие свои представительства за рубежом;
в) осуществляющие координацию деятельности своих зарубежных фирм, но не имеющие свои представительства за рубежом;
г) все ответы верны.
6. Понятие глобализации на макроэкономическом уровне означает:
а) расширение деятельности предприятия за пределами внутреннего рынка, когда рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства.
б) стремление стран и регионов к экономической активности за пределами своих границ, признаками которого являются либерализация, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание свободных экономических зон и т.д.;
в) расширение деятельности предприятия в пределах внутреннего рынка;
г) все ответы верны.
7. Как называется высшая форма регионального разделения труда, основанная на устойчивом производстве продукции определенного вида в отдельных странах (специализация) и предполагающая товарный обмен между странами?
а) глобализация;
б) международное разделение труда;
в) кооперация;
г) интеграция.
8. Какие основные черты имеет глобализация мировой экономики?
а) опережающий рост движения капиталов по отношению к движению товаров, формирование мирового финансового рынка;
б) углубление международного разделения труда с его переходом от общего (межотраслевого) к специфическому (внутриотраслевому) и единичному (технологическому);
в) изменение структуры производства;
г) все ответы верны.
9. Один из видов нетарифных ограничений в мировой торговле, представляющий собой процедуру подтверждения соответствия продукции определенным требованиям в целях повышения качества производимых и импортируемых товаров, защиты интересов потребителей, называется:
а) ценовые преференции;
б) технические процедуры;
в) сертификация;
г) унификация.
10. Основными системами внешнеторговой политики являются:
а) протекционизм, свобода торговли;
б) кооперация, специализация;
в) антидемпинговые процедуры;
г) импортные процедуры.
11. Как называется политика государства, имеющая целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или запрета ввоза товаров?
а) свобода торговли;
б) протекционизм;
в) национализм;
г) интервенция.
12. Какая международная экономическая организация занимается вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью и является форумом, на котором в процессе коллективных обсуждений и переговоров формируются правила международной торговли и рассматриваются вопросы сокращения барьеров на ее пути?
а) Всемирная торговая организация;
б) Международный валютный фонд;
в) Всемирный банк;
г) ООН.
13. Какими принципами в своей деятельности руководствуется Всемирная торговая организация?
а) наибольшего благоприятствования;
б) национального режима;
в) транспарентности;
г) все ответы верны;
14. Какие преимущества может иметь Беларусь от участия в ВТО?
а) получение более благоприятных условий доступа на мировой рынок товаров и услуг;
б) устранение дискриминации в торговле путем доступа к специальному механизму разрешения споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
в) возможность реализации своих текущих и стратегических интересов путем участия в международных торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли;
г) все ответы верны.
15. Основными формами международной экономической интеграции являются:
а) увеличение объемов производства на предприятии;
б) мировая торговля товарами и услугами;
в) формирование региональных интеграционных объединений;
г) все ответы верны.
16. В каких региональных интеграционных объединениях участвует Беларусь?
а) СНГ, ЕврАзЭС;
б) ОПЕК, НАФТА;
в) ЕС, МЕРКОСУР;
г) НАТО.
17. Какие преимущества предоставляются Беларуси в результате участия в Союзном государстве Беларуси и России?
а) свободное передвижение товаров и услуг;
б) высокий инвестиционный потенциал экономики России;
в) широкий рынок сбыта для белорусской продукции;
г) все ответы верны.
18. Какое региональное объединение является основным торговым партнером Беларуси вне СНГ?
а) ОПЕК;
б) ЕС;
в) Западно-африканский экономический и валютный союз;
г) ОПЕК.
19. Основными формами научно-технического сотрудничества являются:
а) общие научно-исследовательские центры;
б) совместные заводы;
в) таможенный союз;
г) договорная кооперация.
20. Инициаторами создания Таможенного союза явились:
а) Беларусь;
б) Россия, Казахстан и Беларусь;
в) Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан;
г) Россия, Казахстан и Киргизии.
Ответы к тестовым заданиям
1. а, б. | 2. а, в. | 3. в, г. | 4. в, г. | 5. а, б. |
6. б. | 7. б. | 8. а, б. | 9. в. | 10. а. |
11. б. | 12. а. | 13. г. | 14. г. | 15. б, в. |
16. а. | 17. г. | 18. б. | 19. а, г. | 20. б. |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
2. Гануш, Г.И. Национальная экономика Беларуси: учебно-методический комплекс / Г. И. Гануш, Л. И. Панова.– Мн.: БГАТУ, 2011.–260 с.
3. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
4. Национальная экономика Беларуси: учеб. / Под общ. ред. В.Н. Шимова / Мн.: БГЭУ, 2009. – 751 с.
5. Национальная экономика Беларуси: практикум / О. Н. Ерофеева [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2010. – 259 с.
Дополнительная
6. Бункина, М.К. Национальная экономика: учеб. / М. К. Бункина. – М.: Дело, 2006. – 488 с.
7. Гордеев, В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: учеб. пособие / В. В. Гордеев. - М.: Высшая школа, 2008. - 406с.
8. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. – Мн.: ГУ «БелИСА», 2011. – 164 с.
9. Государственное регулирование переходной экономики / С. А. Пелих, В. Ф. Байнев, В. П. Орешин [и др.]; под обш. ред. проф. С. А. Пелиха. – Мн.: Право и экономика, 2008. – 484 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) / редкол.: В.А. Герасимович [и др.]. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 40 с.
11. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию РБ; Редкол.: Я.М. Александрович и др. – Мн.: Юнипак, 2004. – 202 с.
12. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособие / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тиглова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 359 с.
13. Национальная экономика: учеб. / Под общ. ред. P.M. Нуреева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 655 с.
14. Основы национальной экономики: учеб. пособие / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 529 с.
15. Планирование национальной экономики, отраслей и регионов, предприятий: справочное пособие / Под ред. В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2008. - 576с.
16. Приходченко, О.И. Экономика Беларуси: курс лекций / О. И. Приходченко – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 447 с.
17. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia – Дата доступа: 28.01.2011.