По дисциплине «Психология профессионального образования»




Северо-Западный профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические указания

К выполнению контрольной работы

Для студентов по направлению подготовки

Профессиональное обучение (по отраслям)

Заочной формы обучения

 

 

Составитель:

к.п.н., доцент Е.А.Васильева

 

 

Санкт-Петербург

I.Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Психология профессионального образования» является одной из базовых дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке специалистов по специальности «Профессиональное обучение». В рамках этой учебной дисциплины рассматриваются вопросы, связанные с развитием человека как субъекта труда, профессиональным развитием личности, возрастными особенностями развития профессионала, с психологическими особенностями педагога профессионального обучения. Дисциплина « Психология профессионального образования»тесно связана с дисциплинами «Общая психология», «Возрастная физиология и психофизиология», «История педагогики и образования», «Введение в специальность».

Цель дисциплины

Ознакомить студентов с закономерностями и механизмами социализации и профессионализации личности, сформировать представления о психологических аспектах педагогической деятельности, связанной с профессиональным образованием.

Задачи дисциплины

1. Дать знания из возрастной психологии, психологии развития личности, психологии труда и профессиональной деятельности, педагогической психологии.

2. Познакомить со стадиями развития человека как субъекта труда.

3. Дать представление о факторах, влияющих на выбор профессии.

4. Ознакомить с основными закономерностями трудовой профессиональной деятельности.

5. Дать представление о структуре педагогической деятельности.

6. Дать знания о психологических основах развития познавательной и эмоционально-волевой сферах учащихся при профессиональном обучении.

7. Дать представление о сущности педагогического общения, влияния педагога на личность будущего профессионала.

8. Ознакомить с понятиями «педагогические способности» и «индивидуальный стиль деятельности педагога».

 

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения дисциплины

После успешного изучения дисциплины студент должен знать:

- понятия «социализация», «личностное и профессиональное развитие»,

- стадии развития человека как субъекта труда и этапы профессионализации;

- возрастные особенности учащихся учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования;

- специфику и формы работы по профориентации, профконсультировании, профотбору, профподбору;

- основные научные теории, лежащие в основе формирования профессиональных знаний и умений;

- структуру педагогической деятельности;

- основные механизмы и факторы, влияющие на формирование профессионального мышления, мотивацию и личностный рост будущих профессионалов;

- пути развития и саморазвития личности педагога как профессионала.

После успешного изучения «Психологии профессионального образования» студент должен уметь:

- классифицировать профессии;

- определять этапы профессионализации личности;

- осуществлять первичное профконсультирование;

- определять возрастные особенности учащихся образовательных учреждений профессионального образования;

- определять профессионально важные качества личности;

- конструировать собственный карьерный рост и определять условия для его осуществления.

II. Методические рекомендации и указания

По выполнению контрольной работы

Для студентов заочного отделения

по дисциплине «Психология профессионального образования»

Контрольная работа заключается в ответах на следующие вопросы:

 

1) Докажите, есть ли возрастные границы у процесса социализации?

2) Что такое профессиональное самоопределение? Какие факторы выбора профессии существуют?

3) Что лежит в основе психологической классификации профессий, разработанной Е.А.Климовым?

4) Дайте краткое разъяснение следующим понятиям:

а) профессиональная ориентация

б) профессиональный отбор

в) профессиональный подбор

5) Кратко охарактеризуйте методы и формы профориентации.

6) Раскройте специфику педагогической деятельности. Какие функции выполняет, какие компоненты она содержит?

7) Кратко раскройте педагогические умения.

Примечания:

1) В первом вопросе необходимо дать обоснование, исходя из характеристики процесса социализации, механизмов социализации (внушения, идентификации, подражания, фасилитации, конформизма) и основных институтов социализации.

Рекомендуемая литература по 1 вопросу:

1.Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко, общ. ред. А. В. Петровский. - М.: ПЕР СЭ.

Т.1.Психология развития: словарь / ред. А. Л. Венгер. - 2010.

2.Андриенко Е. В.Социальная психология: учебное пособие. - М., Академия, 2009.

3.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник - М., Смысл, Академия, 2007.

4.Габай Т. В.Педагогическая психология: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

5. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

 

2) Во втором вопросе необходимо дать определение понятия «профессиональное самоопределение», кратко раскрыть его суть. Перечислить факторы выбора профессии по Е.А.Климову.

Рекомендуемая литература по 2 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

 

3) В третьем вопросе необходимо кратко раскрыть основу психологической классификации профессий, разработанную Е.А.Климовым (типы, классы, разряды профессий)

Рекомендуемая литература по 3 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

 

4) В четвертом вопросе дать только определение понятий, не раскрывая их.

Рекомендуемая литература по 4 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

5) В пятом вопросе кратко раскрыть методы и формы профориентации (по профессиональной диагностике, профессиональному просвещению, профессиональному воспитанию, профессиональному консультированию, профессиональному отбору и профессиональной адаптации).

Рекомендуемая литература по 5 вопросу:

1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.

2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.

3. Пряжников Н.Г., Пряжникова Е.Ф. Профориентация. – М., Академия, 2007.

 

6) В шестом вопросе необходимо дать определение педагогической деятельности. Перечислить и кратко раскрыть функции педагогической деятельности (презентативная, инсентивная, корректирующая и диагностические функции). Также перечислить и кратко раскрыть пять функциональных компонентов по Н.В.Кузьминой (гностический, проектировочный конструктивный, организаторский коммуникативный).

Рекомендуемая литература по 6 вопросу:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика и психология. – М., СПб, Питер,2011.

2. Сарычев С.В. Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб,2009

3. Зимняя И. А.Педагогическая психология.- М.: Логос, 2008.

 

7) В седьмом вопросе необходимо перечислить и кратко раскрыть педагогические умения (аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные; развивающие, ориентационные, перцептивные, коммуникативные).

Рекомендуемая литература по 7 вопросу:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика и психология. – М., СПб, Питер,2011.

2. Сарычев С.В. Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб,2009

3. Зимняя И. А.Педагогическая психология.- М.: Логос, 2008.

 

Вопросы для подготовки к экзамену



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: