Познавательная деятельность




В одном разделе собраны упражнения по развитию понимания речи и познавательных процессов (т.к. обе эти функции детей с аутизмом развиты неравномерно).
Примеры упражнений этого раздела отобраны исходя из принципа универсальности, возможности применить их для развития когнитивных функций у разных детей.

I уровень
1-6-1-1 Реакция на собственное имя
1-6-1-2 Указать на желаемый предмет
1-6-1-3 Прийти по речевому требованию
1-6-1-4 Садиться по речевому требованию
1-6-1-5 Останавливаться и двигаться по речевому требованию
1-6-1-6 Узнать себя в зеркале
1-6-1-7 Соотносить одинаковые предметы - 1
1-6-1-8 Соотносить одинаковые предметы - 2
1-6-1-9 Соотносить предметы с их изображением
1-6-1-10 Простое сортирование
1-6-1-11 Показать названные предметы в помещении
1-6-1-12 Выучить имена членов семьи
1-6-1-13 Различать слова, обозначающие действия

II уровень
1-6-2-1 Соотносить картинки
1-6-2-2 Различать продукты питания
1-6-2-3 Понимать указания, состоящие из нескольких слов
1-6-2-4 Понимать обозначения действий
1-6-2-5 Соотносить формы
1-6-2-6 Наименования животных
1-6-2-7 Соотносить кубики по цвету
1-6-2-8 Подбирать пару к предмету
1-6-2-9 Сортировать предметы по их функциям
1-6-2-10 Понимать названия основных цветов
1-6-2-11 Искать спрятанные предметы

III уровень
1-6-3-1 Найти предмет, отличный от других
1-6-3-2 Осознать течение суток
1-6-3-3 Составить фигуру человека
1-6-3-4 Сортировать продукты питания по их свойствам
1-6-3-5 Упорядочить картинки
1-6-3-6 Реагировать на вопросы
1-6-3-7 Ориентация на листе бумаги

Речь

Этот раздел содержит ряд упражнений, которые используются при стимулировании экспрессивных языковых способностей аутичных детей.
К учебным целям относятся развитие следующих навыков:
- произносить простые звуки;
- говорить односложные предложения
- задавать вопросы;
- описывать действия;
- делать сообщения;
- уметь вести беседу.
Каждый отдельный навык отбирался так, чтобы он соответствовал коммуникативным нуждам ребенка.

1 Уровень

1-7-1-1 Произносить различимый звук при лопании мыльного пузыря
1-7-1-2 Познакомиться с определенными согласными и повторять их во время пения
1-7-1-3 Комбинировать друг с другом звуки
1-7-1-4 Простые восклицания
1-7-1-5 Говорить простые слова в смысловой связи
1-7-1-6 Приветствие и прощание
1-7-1-7 Назвать свое имя
1-7-1-8 Подражать голосам животных и шумам из окружающей среды
1-7-1-9 Слова, обозначающие действия
1-7-1-10 Называть членов семьи
1-7-1-11 При совместном пении с другим лицом изменять высоту тона и модуляцию
1-7-1-12 Самостоятельно требовать «ЕЩЕ»

II Уровень
1-7-2-1 Выражать свое желание одним словом
1-7-2-2 Из двух предметов назвать нужный
1-7-2-3 Распознать, кому принадлежит предмет
1-7-2-4 Игра в «да» и «нет»
1-7-2-5 Назвать животных
1-7-2-6 Назвать предметы одной категории
1-7-2-7 Описать картинки простыми предложениями
1-7-2-8 «Большой» и «маленький»
1-7-2-9 Использовать при описании картинок местоимения «ОН» и «ОНА»
1-7-2-10 Использовать слова или знаки рукой «на» и «под», чтобы показать положение предмета
1-7-2-11 Выбрать из двух данных альтернатив и выразить выбор словами
1-7-2-12 В беседе отвечать на простые вопросы
1-7-2-13 Запомнить краткое сообщение и передать его другому лицу
1-7-2-14 Образовывать множественное число при наименовании предметов повседневного обихода

III Уровень
1-7-3-1 Назвать 3 простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)
1-7-3-2 Назвать предназначение предметов домашнего обихода
1-7-3-3 Отвечать односложными предложениями на простые вопросы относительно времени суток
1-7-3-4 Считать без помощи до 5
1-7-3-5 Назвать цвета
1-7-3-6 Рассказать с небольшой помощью о недавно пережитом событии
1-7-3-7 Описать без помощи 4-5 деталей картинки
1-7-3-8 Правильно использовать слова «вчера», «сегодня», «завтра»
1-7-3-9 Перечислить дни недели

Самообслуживание

Этот блок содержит упражнения, которые помогут аутичным детям приобрести навыки, с помощью которых они будут менее зависимы от помощи других лиц. Важнейшими сферами, в которых должна быть достигнута самостоятельность являются:
- прием пищи;
- пользование туалетом;
- уход за телом;
- одевание и раздевание.
Отработка навыков по названным функциям по уходу за собой должна быть включена в ежедневную тренировку дома и в школе.
Упражнения разработаны с учетом специфических особенностей аутичных детей. Кроме того, предоставлены для использования конкретные виды помощи, подсказок и т.п., помогающие ребенку ранее усвоенные навыки поведения из одной ситуации в другую.

I уровень
1-8-1-1 Есть приготовленные кусочки пищи
1-8-1-2 Пить из чашки с помощью взрослого
1-8-1-3 Есть ложкой
1-8-1-4 Пользоваться ложкой, а не пальцами
1-8-1-5 Пить из чашки, не проливая
1-8-1-6 Снимать носки

II уровень
1-8-2-1 Есть вилкой
1-8-2-2 Отличать съедобное от несъедобного
1-8-2-3 Одевать куртку
1-8-2-4 Надевать брюки самостоятельно
1-8-2-5 Пользоваться туалетом
1-8-2-6 Смывать мыльную пену
1-8-2-7 Застегивание пуговиц - 1
1-8-2-8 Застегивание пуговиц - 2
1-8-2-9 Наливание воды из кувшина
1-8-2-10 Чистка зубов

III уровень
1-8-3-1 Быстрое одевание
1-8-3-2 Самостоятельное приготовление закуски
1-8-3-3 Пользование краном и душем

Социальные отношения

Приобретение социальных навыков предусматривает усвоение положительных или просоциальных образцов поведения и снижение специфических аутических проявлений и других проблем поведения.
С помощью этих упражнений достигается развитие новых навыков и представлений, которые способствуют дальнейшей социализации ребенка.

I уровень
1-9-1-1 Играя создавать физический контакт
1-9-1-2 Щекотать
1-9-1-3 Игра в «ку-ку»
1-9-1-4 Качаться на лошадке-качалке
1-9-1-5 Поцеловать
1-9-1-6 Вместе катить игрушечный автомобиль
1-9-1-7 Помогать другим

II уровень
1-9-2-1 Прятать и искать
1-9-2-2 Играть с куклой
1-9-2-3 Совместная игра с кубиками
1-9-2-4 Взаимодействие между куклами
1-9-2-5 Ролевая игра
1-9-2-6 Вытереть влажной тряпкой стол
1-9-2-7 Давать и брать
1-9-2-8 Накрывать на стол: поставить приборы

III уровень
1-9-3-1 Выполнять работу по дому
1-9-3-2 Совершенствование игры на воображение
1-9-3-3 «Что мне нужно?»
1-9-3-4 Самостоятельно рисовать
1-9-3-5 Самостоятельно рисовать, следуя письменным указаниям
1-9-3-6 Отличать свои вещи от вещей других членов семьи
1-9-3-7 Отвечать на телефонный звонок
1-9-3-8 Самостоятельно следовать письменным указаниям

Программа взята из: Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс, Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАССH; ИЗД-во БелАПДИ «Открытые двери» - Минск, 1997.
Программа одобрена в «Методических рекомендациях по организации работы центров помощи детям с РДА» ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ от 2 4 мая 2002 г. N 29/2141-6.В США в рамках государственной программы TEACCH работает группа специалистов: Эрик Шоплер, Маргарет Лэнсинг, Лесли Уотерс. Ими создана авторская коррекционная программа «Individualized Assessment and Treatment for Autistic and Developmentally Disabled Children» («Индивидуальная диагностика и лечение аутичных и отстающих в развитии детей»).

Подход

 

Занятия необходимо начинать с тех движений, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Новый материал следует вводить с осторожностью, чтобы не вызвать негативные реакции на занятии либо полный отказ от них.

Занятие строится по следующей схеме.

Часть 1

Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (массаж кистей рук, пальчиковые игры, игры с крупой, водой, различными фактурными поверхностями).

Пример 1. Используется стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Ходим – ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и сосчитать.

Произнося 1–2 строчки, пальцем одной руки считаем пальцы другой руки, слегка прижимая подушечки; 3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; 5–6 – считаем пальцы в обратном порядке, слегка поглаживая их. Читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

Пример 2. Насыпать в глубокую емкость крупу (пшено, манка, гречка и т.д.), спрятать несколько мелких игрушек (шариков, бусин) и попросить ребенка найти их. Если ребенок успешно справился с заданием, можно попросить его самостоятельно спрятать игрушки.

Пример 3. В две глубокие емкости налить воды разной температуры (теплой и холодной), в одну из емкостей положить мелкие предметы (игрушки, шарики, бусины) и попросить ребенка переложить их одной емкости в другую.

Пример 4. Сложите в непрозрачный мешочек несколько небольших предметов с различной фактурной поверхностью (деревянные, бумажные, стеклянные, ткань, металлические и т. д.). Разложите такие же предметы перед ребенком и предложите их ощупать, а наиболее понравившеюся предложите найти в мешочке, не подглядывая.

Часть 2

Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).

Пример 1. Предложите ребенку поползать так, как он умеет. Исходя из увиденного, предложите ему свои варианты ползания (на спине, отталкиваясь руками и ногами, отталкиваясь одновременно правой рукой и правой ногой, также левой; без помощи рук, без помощи ног, на животе отталкиваясь, руками и ногами, отталкиваясь одновременно правой рукой и правой ногой, также левой, без помощи рук, без помощи ног).

Пример 2. Натяните веревку на расстоянии 30–40 см от пола, повесьте на нее колокольчик и попросите ребенка проползти под веревкой, не задев ее (варианты ползания различные, например, как в прим. 1, можно разнообразить и проползти в тех же исходных положения ногами вперед или головой вперед).

Часть 3

Упражнения на освоения телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять из различных исходных положений).

Пример 1. В исходном положении лежа предложите ребенку правой рукой погладить правую коленку, то же левой. Затем усложните задание и попросите дотронуться правой рукой до левой пятки (можно выполнять в различных исходных положениях).

Пример 2. Предложите ребенку поиграть, он должен пройти из одного угла комнаты в другой, выполняя ваши команды: «один шаг вперед, два прыжка влево, три шага вперед начиная с левой ноги и т. д.».

Часть 4

В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.

Пример 1. «Мытье головы». Слегка расставить и немного согнуть в суставах пальцы. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.

«Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз; возвратно-поступательным движением растираются в горизонтальной плоскости (2–5-й пальцы соединены и направлены к затылку, локти вперед).

«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений вдоль век от внутренних к наружным уголкам глаз (сверху и под глазами). После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Веселые носики». Потереть область носа пальцами, наружной или внутренней стороной ладони до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого – 3–5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

Пример 2. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок.

«Бревнышко». Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться всем туловищем направо, затем налево как «бревнышко».

Пример 3. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 секунд задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать — плавно, избегая «толчков».

Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем — пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.

Часть 5

При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.

Пример. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

Задания и упражнения необходимо подбирать так, чтобы ребенку было максимально комфортно их выполнять. Время занятия может варьироваться от 30 до 60 минут, в зависимости от возраста ребенка, его самочувствия, настроения, настроя на занятие.

Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.). Упражнения подбираются с учетом возраста ребенка и уровня его развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: