Расположение нот на грифе.




Вы уже знаете, что минимальное расстояние между двумя звуками - полутон (см. звукоряд). На грифе гитары это расстояние между соседними ладами на одной струне или между открытой (не прижатой) струной и первым ладом:

 

 

 

Таким образом, между 2 ладами - тон, между 3- 1.5 тона и т. д.

Вот в качестве примера, расположение основных нот звукоряда по 1 струне:

 

 

После 12 лада, другими словами через 12 полутонов, звуки повторяются октавой выше. Лежащие между основными ступенями звукоряда ноты именуются двояко:

 

 

Вы всегда сможете их найти, зная основные.

 

Поскольку 2 струна на 5 ладу дает унисон с открытой 1 (см. настройка гитары), ноты на ней с 5 лада повторяют звучание 1 струны:

 

 

Этот принцип справедлив для всех остальных струн (3 струна повторяет звучание 2 начиная с 4 лада).

Вот полная схема расположения основных нот звукоряда на грифе гитары:

 

Чтобы быстрее ее освоить есть несколько рекомендаций:

1. Cначала выучите ноты на открытых струнах, если вы этого еще не сделали:

 

 

2. Теперь постепенно, струна за струной выучите ноты на каждой струне до 5 лада (ноты на 1 и 6 струнах имеют одинаковые названия и отстоят на 2 октавы). Вспомните расстояние между основными ступенями звукоряда и на каких ладах настраивается гитара, это поможет:

 

 

3. Помните, после 12 лада ноты повторяются, поэтому, зная их расположение на открытых струнах и первых пяти ладах, вы знаете их и на ладах с 12 по17:

 

4. Далее выучите ноты по 5 и 6 струне до 12 лада.

 

 

5. Для поиска остальных нот используйте принцип переноса на октаву, не забывайте, названия нот на 1 и 6 струнах совпадают:

 

 

 

Имейте в виду - это долгий процесс, не торопитесь - лучше учить ноты регулярно и понемногу. Выделяйте на это какое-то время при занятиях на гитаре, вы можете учить их и только с помощью схемы, например в транспорте, но не забывайте перенести это на инструмент. На первых порах вы, скорее всего, будете пользоваться табулатурой, но смотрите и на нотный стан- ноты и соответствующие им лады постепенно будут откладываться у вас в голове.

Если вы выучили ноты на нотоносце, вот схема, которая поможет найти любую ноту нотного стана на грифе:

 

Освоив эту схему вы сможете разбирать на гитаре любую музыку, без табулатуры.

 

Табулатура

Табулатура представляет собой шесть линеек обозначающих струны гитары, на которых цифрами записываются номера ладов, зажимаемых при исполнении музыки:

 

 

Нулем обозначается звучание открытой струны.

 

Обычно, табулатура записывается под или над нотным станом, таким образом, чтобы номера ладов точно соответствовали извлекаемым нотам:

 

 

Такая запись существенно облегчает освоение гитары на первых порах, но имейте в виду: табулатура это вспомогательная система, ноты на грифе все равно учить придется, если не хотите остановиться в развитии.

 

Аккордовые сетки.

Для наглядного изображения нот на грифе, в основном для схематического изображения аккордов, применяются специальные рисунки- аккордовые сетки. На них изображен гриф гитары, верхняя струна- 1, нижняя- 6; точками указаны места прижатия струн или звучащие открытые струны, крестиками- не звучащие струны:

 

C 1 2 3 4 Eb 6 7 8

 

Специальные обозначения

При записи нот для электрогитары применяют символы, не входящие в стандартную нотную запись, они касаются обозначений специфических приемов игры:

 

hammer-on - медиатором извлекается только первая нота, вторая звучит за счет резкого молоточкообразного (отсюда и название) удара пальца левой руки по соответствующему ладу.

 

 

 

pull-off - зеркальное отображение hammer-on - вторая нота звучит за счет сдергивания пальца левой руки к ней, при этом палец, прижимающий вторую ноту уже должен стоять на грифе.

 

 

 

vibrato - плавное покачивание струны вокруг извлеченной ноты с помощью пальцев левой руки. Часто сочетается с bend, в этом случае струна сначала подтягивается, а потом качается:

 

 

bend - подтяжка струны пальцами левой руки, обратите внимание: аналогично обозначению Full (подтяжка на целый тон), используются следующие обозначения: S - подтяжка на пол тона и I - подтяжка на четверть тона, 1S - подтяжка на полтора тона. Если после ноты с бендом стоит лига (как на нижеприведенном примере), то «подтянутая» нота звучит всю длительность лиги.

 

 

bend + vibrato.

 

pre bend - нота сначала подтягивается, а уже потом извлекается.

 

 

bend release - нота подтягивается, после чего возвращается обратно.

Настройка

Для того чтобы настроить гитару, вы можете воспользоваться этой школой. Настройте открытые (не прижатые левой рукой) струны, чтобы они сливались со следующими нотами:

 

 

Запомните ноты соответствующие открытым струнам, это первый шаг в нелегком пути освоения нот на грифе гитары.

Аналогичную настройку можно произвести, используя клавиатуру пианино или синтезатора:

 

При наличии тюнера (см. эффекты), можете использовать его.

 

Если одна из струн уже настроена, можно настроить остальные по ней, используя следующий принцип: звучание настроенной открытой струны совпадает со следующей (более толстой) прижатой на пятом ладу (то есть при одновременном или последовательном звукоизвлечении образуется интервал прима (см. интервалы) или унисон). Исключение составляет 3 струна, она настраивается в унисон со 2 на 4 ладу. Воспользуйтесь этой схемой:

 

 

Обязательно постарайтесь освоить этот метод настройки. Так как компьютер, тюнер или рояль не всегда могут быть под рукой, остановимся на нем подробнее:

Допустим, вы знаете, что четвертая струна гитары настроена. Для настройки остальных струн сделайте следующее: прижав 5 струну на 5 ладу сравните ее с открытой 4, если звук 5 струны ниже - подтяните ее с помощью колка, если выше - ослабьте. По 5 струне таким же образом настройте 6. Чтобы настроить остальные струны слегка измените принцип: открытую 3 струну настройте в унисон с 4 прижатой на 5 ладу, открытую 2- с 3 на 4 ладу, открытую 1- со 2 на 5 ладу.

Начинающие гитаристы при настройке по струнам иногда не могут определить, выше или ниже та или иная нота, то есть подтягивать или ослаблять настраиваемую струну? Для того чтобы избавиться от этой головной боли ищите унисоны на остальных ладах, например: вы настраиваете 2 струну по1, найдите лад на котором она дает с 1 унисон, если этот лад выше 5 (6, 7, 8, 9…)- подтяните струну, если ниже (4,3…)- ослабьте.

 

Посадка

 

Итак, приступаем к занятиям. Начнем с правильной посадки за гитарой. Перед вами наиболее распространенный вариант:

 

 

Как видите, сидение не слишком высокое, гитара лежит на правой ноге, осанка прямая, тело и руки максимально расслаблены. Особенное внимание обратите на положение рук и угол наклона грифа. Вот несколько наиболее распространенных ошибок:

 

 

 

 

Возможно, сначала вам и будет удобно играть, сидя таким образом, но в дальнейшем вы почувствуете скованность и дискомфорт. Приучайтесь сразу сидеть правильно - переучиваться всегда сложней.

Поиграв таким образом, попробуйте альтернативную посадку, ее, в основном, применяют классические гитаристы, но иногда и крутые рокеры:

 

 

При такой посадке, облегчается доступ к высоким позициям на грифе, и, возможно, правой руке будет комфортнее.

Главное при посадке, максимально разгрузить верхнюю часть туловища и руки. Вам должно быть удобно сидеть за гитарой - только тогда она станет вашим продолжением и выразителем эмоций.

Посмотрите на всех известных гитаристов: играя, они расслаблены, руки свободны, ничто не напрягается, на лице улыбка, им легко. Конечно, такая свобода достигается путем продолжительных занятий, но, даже на начальном этапе старайтесь анализировать свои ощущения и не давайте телу и рукам напрягаться.

Другой важный момент - правильное дыхание. Чаще всего, начинающие задерживают дыхание при игре, это вредная привычка. Старайтесь дышать ровно и глубоко, так вы сможете играть дольше, не ощущая дискомфорта.

Таким образом, правильная посадка- это расслабленность, ровное дыхание и, как следствие, комфорт при игре. Сидеть за гитарой нужно привыкнуть, если вы устали, не мучайте себя и передохните. Все время помните: занятия на гитаре требуют усердия, но не должны превращаться в боль и страдание, это же рок-н-ролл!

 

Постановка правой руки.

 

Так уж получилось, что на гитаре играют двумя руками: левая прижимает струны на грифе, правая, с помощью медиатора, извлекает звук (для левшей наоборот). Секрет эффектной игры заключается в их скоординированности. Начинающие гитаристы заботятся в первую очередь о развитии левой (беглость пальцев, растяжки, аппликатуры и т. д.). При этом правая рука оказывается в положении бедной родственницы, хотя ее роль трудно переоценить, ведь благодаря ей гитара и звучит. На первых порах уделите правой руке повышенное внимание, чтобы в дальнейшем, работая над левой, она выполняла уже знакомые, отработанные движения. Начинайте свои ежедневные (надеюсь!) занятия с упражнений для правой руки, поверьте, это время не будет потрачено зря (левая рука пока может отдохнуть и съесть шоколадку).

 

Итак, постановка правой руки:

 

1.Вытяните руку параллельно полу и расслабьте кисть и запястье:

 

 

2.Сомкните указательный и большой пальцы следующим образом:

 

 

3.Вставьте между ними медиатор:

 

 

4.Теперь перенесите руку на гитару:

 

 

5.Основное движение во время игры происходит за счет работы запястья вверх и вниз, при этом предплечье опирается на корпус (деку) гитары и служит опорой. Расположите ребро ладони на машине (струнодержателе), но не фиксируйте его в этом месте - пусть во время игры оно скользит. Остальные пальцы руки лежат на деке (средний палец может свободно висеть) и скользят по ней синхронно с запястьем. Таким образом, при игре, вся кисть работает как одно целое и движется в плоскости параллельной деке:

 

 

 

6. Сохраняйте овал между большим и указательным пальцем, большой палец не должен быть прямым, его фаланга «пружинит». Не сжимайте сильно медиатор, но и не позволяйте ему «гулять»:

 

 

7. Держите медиатор не подушечками пальцев, а так, как на рисунке; основная часть медиатора находится между пальцев, выглядывает только кончик:

 

 

9.Медиатор атакует струну под углом, приблизительно в 30 градусов.

 

 

9. Во время игры контролируйте себя, не позволяйте кисти, руке, плечу и всему телу напрягаться (см. посадка).

 

10. На протяжении первых недель обучения выполняйте вышеуказанные действия перед каждым подходом к гитаре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: