Способность получать удовольствие




 

Возможность мобилизовать на выполнение работы все составляющие нашей личности, достигнуть потолка наших возможностей, получить удовлетворение от отношений, возникающих в рамках трудового про­цесса, и знать, что мы произвели определенный эффект, составляет ядро опыта работы в команде. Большинство участников команды ис­пытывают удовольствие от совместной работы, направленной на ре­шение сложных, нетривиальных задач. В основе испытываемого ими удовлетворения лежит столкновение с вызовами, требующими высо­кой квалификации, и получение результатов, которые приносят пло­ды как им самим, так и команде в целом, организации, сообществу. Даже в тех случаях, когда команда работает в тяжелейших услови­ях, работа редко воспринимается как тяжкое бремя, поскольку она рассматривается как некий вызов, когда к проблемам подходят не в одиночку, а сплоченным трудовыми отношениями коллективом. Жестко регламентируемые, зацикленные на сроках, ориентирован­ные на контроль культуры управления либо недооценивают позитив­ный эффект удовольствия от работы, либо исходят из тех предпосы­лок, что на рабочем месте надо работать, а не испытывать удовольствие. Тем не менее игровая составляющая стимулирует творческий под­ход к решению проблем и улучшает моральный климат, в связи с чем этот компонент следовало бы интегрировать в трудовой процесс.

Между обучением, достижением результата и игрой есть ясная, од­нозначная связь. Социолог Йохан Хейзинга писал в своей работе «Homo Ludens» («Человек играющий»), что, если мы захвачены игрой, присутствует напряженное чувство неопределенности, когда мы не знаем, что вот-вот должно произойти. И это чувство усиливает ост­роту и степень наслаждения, вырабатывает легкость мышления и го­товность брать на себя риск. Игра связана с выбором из множества свободных, неструктурированных альтернативных решений в рам­ках жестко структурированного процесса и в условиях отсутствия объективно необходимой цели, несмотря на то что результат субъек­тивно воспринимается как нечто крайне важное. В игровой ситуа­ции от задачи к задаче успех и лидирующее положение могут при­нимать множество форм, иметь разный смысл. Характерными осо­бенностями игры будет низкий уровень внутреннего соперничества, высокий уровень кооперации, наличие необходимых навыков и роль случая.

Организация может стимулировать формирование атмосферы игры, сменив отношение людей к ошибкам, проблемам, препятствиям; по­ощряя интуитивное; интерпретируя проект как конкурс; относясь к изложению конфликта как к преданию, мифу; выстраивая организа­ционную культуру с эстетических позиций. Когда людям нравится проводить время вместе, игровая среда возникает спонтанно. Призна­вая, что центральным, стержневым элементом работы будут преданность делу, точность, своевременность и целостность, участники команды могут повысить продуктивность и улучшить качество своей жизни в рамках трудового процесса посредством:

· Поощрения любознательности, формирования обширных воз­можностей для обучения.

· Внимания к парадоксам, головоломкам, неопределенностям, со­мнениям, противоречиям, колебаниям.

· Выделения времени для формирования личных отношений и со­циальных связей, выходящих за рамки организационных связей.

· Признания и вознаграждения личных и командных достижений.

· Поощрения участия, сотрудничества, демократии, самоуправ­ления.

· Следования принципу «Вместе в горе и радости».

· Предложения небольшим, независимым, самоуправляемым коман­дам необычных, даже невероятных заданий.

· Нарушения ожиданий и создания приятных сюрпризов.

· Информирования группы о таких воззрениях, лежащих вне сферы ее деятельности, компетенции, культуры и опыта, которые прин­ципиально расходились бы с точкой зрения, принятой в группе.

· Обеспечения возможности обучаться в непосредственно не свя­занных с работой областях, которые могли бы принести опреде­ленное удовлетворение.

· Сознательного изобретения мифов, преданий, легенд с последу­ющим их «опубликованием».

· Изобретения ритуалов, церемоний, хохм, гимнов, игр, поэтиче­ского и прозаического творчества.

· Подшучивания над самими собой, особенно на людях.

· Вознаграждения творческого, рискованного, игрового поведения.

· Введения практики корпоративных вечеринок, встреч вне офиса, расслабляющих игр, отдыха в общей компании.

· Формирования радостной атмосферы для повседневного исполь­зования.

 

Процесс совершенствования навыков работы в команде занимает порой целую жизнь, требуя самоанализа, размышлений и переосмыс­ления. Команда, создавая среду, дружественную к обучению, где раз­витие одного зависит от развития другого, генерирует благоприятную возможность для самовыражения. Это требует от команды и органи­зации воплощать на практике простые, отточенные, открытые процес­сы на основе сотрудничества.


Глава 13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: