Минорная пентатоника в 1 боксе.




 

Минорная пентатоника (см. лады) - самая популярная гамма среди рок - гитаристов, некоторые вообще в своих соло используют только ее. Она обладает ярко выраженным «острым» блюзовым звучанием. Ею обыгрываются аккордовые последовательности в минорных и блюзовых (доминантсептаккорд в качестве тонического) тональностях (то есть одним ладом можно обыграть все аккорды тональности).

Вот основная позиция (бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор, кружками выделены тоники:

 

Обратите внимание, что эта аппликатура строится вокруг аккорда Am:

 

 

Упр. 1- Минорная пентатоника (далее просто пентатоника) в 1 боксе. Сыграйте все ноты пентатоники в восходящем и нисходящем порядке. Обратите внимание на пальцы левой руки: большинство гитаристов используют более сильный безымянный палец вместо мизинца на 1 и 2 струнах:

 

 

Сыгранная переменным штрихом «насквозь», пентатоника имеет довольно безликий вид, вдохнуть в нее жизнь помогают некоторые характерные приемы, которые мы уже разбирали: hammer on, pull off, bend, vibrato, slide и т. д.

 

В первом боксе чаще всего подтягиваются ноты выделенные красным:

 

 

Иногда применяется подтяжка на полтона 1 пальцем:

 

 

Для отработки бендов в первом боксе существует отличное упражнение:

 

Упр. 2 - Унисонные бенды:

 

Видео 1

 

 

Старайтесь, чтобы звучание обоих струн сливалось в один звук (унисон). Постарайтесь, чтобы 3 палец «запомнил» как высоко надо подтягивать струну.

 

Дальнейшей отработкой бендов и других приемов мы займемся на следующем уроке, а сейчас попробуйте сыграть несколько коротких фраз, чтобы понять, как они применяются, и прочувствовать звучание пентатоники.

 

Видео 2

Видео 3

 

Видео 4

 

Видео 5

 

Видео 6

Видео 7

 

Обратите внимание на положение большого пальца левой руки: в момент подтяжек и вибрато он обхватывает гриф сверху, при хамерах, пулах и переменном штрихе - возвращается в классическую постановку. Освоив эти фразы, попробуйте сыграть их в других тональностях.

 

А вот несколько риффов в первом боксе пентатоники:

 

AC/DC - If You Dare

Rage Against The Machine - Bombtrack

- Know Your Enemy

Попробуйте так же сыграть это соло:

 

Aerosmith - Cryin'

Nazareth - Right Between The Eyes

 

В некоторых соло используется прием сопоставления I бокса с ним же самим октавой выше:

 

 

Такой принцип используется в соло P.Gilbert - Girls Watching

 

Рок-клише.

Хотите мгновенно получить узнаваемое веселое рок-н-ролльное звучание? Эти фразы вы наверняка уже слышали в соло различных исполнителей. Из-за частого использования они получили название рок-клише.

Все они играются в I боксе минорной пентатоники и состоят из коротких повторяющихся мотивов-«вертушек». Для удобства мы разберем их в уже известной вам тональности А. После того, как вы выучите эти фразы, перенесите их в другие часто встречающиеся в роке тональности: E, G, D и т.д.

В некоторых клише встречается интересный эффект смещения из-за наложения 3-х нотного мотива на 4-х дольный метр:

 

 

Поскольку эти фразы играются с дисторшн, соблюдайте указания к ним для избежания «грязи», следите за работой медиатора.

 

Итак, давайте познакомимся с ними более подробно:

 

Клише 1 - одно из наиболее часто встречающихся клише, можно без преувеличения сказать, что его применяют все рок - гитаристы:

 

Видео 1

 

Для того, чтобы правильно его сыграть возьмите баррэ 1 пальцем на V ладу и не снимайте его до бенда по 2 струне. Бенды по 3 струне делают 3 и 2 пальцы.

Обратите внимание на приглушение бенда: оно выполняется за счет снятия пальцев с 3 струны, к тому же, при ударе медиатором по 1 и 2 струнам, первая фаланга большого пальца правой руки касается 3 струны и снимает послезвучие. 1 и 2 струны глушить не надо.

Используется удар медиатора вниз.

 

Клише 2 - производное от предыдущего:

 

Видео 2

 

Те же рекомендации.

 

Клише 3- популярная «вертушка»:

 

Видео 3

 

Используется 3-х пальцевый метод. 1 палец не снимается со струны и не ослабляет своего давления. Старайтесь ставить его так, чтобы он касался 1 и 3 струн, не давая им звучать. 2 палец, зажимая 3 струну одновременно мякотью глушит 2.

Как и в первом клише, большой палец правой руки снимает послезвучие с 3 струны, извлекая звук по 1. Безымянный палец правой руки касается 1 струны, не давая ей звучать.

Соблюдайте указанный штрих медиатора.

 

Клише 4 - так же часто встречающаяся фраза:

 

Видео 4

 

3 палец не снимается со струны, тянуть бенд ему помогают 2 и 1. Чтобы не был слышен возврат подтяжки, 3 струна глушится первой фалангой большого пальца правой руки в момент извлечения ноты на 2 струне. Поскольку 1 струна не задействована, ее можно заглушить безымянным пальцем правой руки.

 

Клише 5 - в этой фразе активно используются дабл-стопы (интервалы, в данном случае мажорные терции):

 

Видео 5

 

Обратите внимание - дабл-стопы берутся баррэ, а не разными пальцами, при игре на 4 струне баррэ снимается.

Такая подтяжка часто встречается в I боксе и в других пассажах.

 

Клише 6 - повторяющийся мотив 16-ми:

 

Видео 6

 

А здесь баррэ не используется, так как только сковывает руку. Для более уверенного исполнения отработайте связку из нот 16-й триоли отдельно.

 

После того как вы освоили эти фразы и перенесли их в разные тональности, попробуйте изменить ритмику: сыграйте вместе 8-й и 16-й триолями, это значительно разнообразит вашу игру.

Такие и похожие идеи вы можете встретить в следующих соло:

 

Ozzy - Mr. Tinkertrain



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: