ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




 

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе

постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

 

4. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Количество часов по учебному плану на 2017- 2018 уч. год 34 часа из расчета 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета на этапе начального образования. Сокращение часов вместо 34 до 33 за счет уплотнения учебного материала с учетом вычета праздничных дней.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;

• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;

• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;

• эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;

• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;

• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;

• понимания причин успеха в творческой деятельности;

• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально поэтического творчества народов мира;

• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• воспринимать музыку различных жанров;

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• находить и передавать информацию:

–о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

–о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

–о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

–о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;

–об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

–о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д.Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

–о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

–об авторской песне;

• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;

• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров

• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;

• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;

• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);

• различать танцевальную музыку по её особенностям;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации;

• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;

• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально поэтической и музыкально-пластической импровизации;

• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально пластических импровизациях;

• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров

• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;

• следовать при выполнении музыкально творческой работы инструкциям учителя;

• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально творческой работы;

• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально творческой работы;

• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить цели и задачи в проблемно творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;

• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально творческих задач;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально творческой деятельности;

• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);

• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;

• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям,

• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;

• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;

• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

• устанавливать аналогии и причинно следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;

• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально творческой деятельности;

• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;

• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

 

Содержание тем учебного предмета

В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:

—Встречи со знаменитыми композиторами;

—от Руси до России;

—по России ХХ века;

Встречи со знаменитыми композиторами Встречи со знаменитыми композиторами: И.С.Бах; В.А.Моцарт; Л.Бетховен. В рыцарских замках. На балах: полонез; вальс и его король – композитор И.Штраус; менуэт, гавот, мазурка, полька. На карнавалах: Р.Шуман «Карнавал».

Знакомство с творчеством западно-европейских композиторов. Познакомить учащихся с зарубежной классической музыки.

Музыкальное путешествие от Руси до России С чего начинается Родина? Русь изначальна И.Ф.Стравинский балет «Весна священная»; М.Балакирев симфоническая поэма «Русь». Русь православная: церковные песнопения; колокольные звоны. Русь скоморошья. Русь сказочная: И.Стравинский балет «Жар-птица»; Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане». Русь былинная Н.А.Римский-Корсаков оперы «Садко». Русь героическая: А.Бородин опера «Князь Игорь»; М.И.Глинка опера «Иван Сусанин».

Формирование у учащихся представлений о связи музыки российских композиторов с историей нашей страны.

«В гостях у народов России» Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне: песни башкирских композиторов; Д.Шостакович симфония №7 «Ленинградская». Музыка на защите мира: Д.Кабалевский кантата «Песня утра, весны и мира». На космодроме. На стадионе.

«Музыкальное путешествие по России 20 века» На фестивале авторской песни. У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли; кто на чем играет? выступают ансамбли народного танца.Башкирские народные праздники. Башкирские народные инструменты.

Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов и формирование у учащихся представлений о музыке как «зеркале» исторических событий.

 

В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе организаций проектной и исследовательской деятельности младших школьников, экскурсии, внеклассных мероприятий.

7.Тематическое планирование

Тема раздела, урока Дата план. Дата факт.
  Встречи со знаменитыми композиторами(8ч)    
  Мелодия. 02.09  
  Вокализ. 09.09  
  Кантата. 16.09  
  Стихира. 23.09  
  Былинные наигрыши.. 30.09  
  Тропарь. 07 10  
  Осень в творчестве русских композиторов.. 14.10  
  Зимнее утро. 21.10  
  Музыкальное путешествие от Руси до России(10ч)    
  Зимний вечер. 28.10  
  Музыкальная живопись. 11.11  
  Ярмарка в искусстве. 18.11  
  Одинь день А.С. Пушкиным. 25.11  
  Русский романс. 02 12  
  Струнный квартет. 09.12  
  Вариации. 16.12  
  Сюита. 23.12  
  Романс «Сирен». 30.12  
  Мир Шопена. 20.01  
  В гостях у народов России(8ч)    
  Мир Шопена. 27.01  
  Патетическая соната. 03 02  
  Симфоническая увертюра.. 10.02  
  Музыкальная характеристика героев оперы. 17.02  
  Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин». 24.02  
  Ария.Сцена в лесу. 03.03  
  Роль дирижера в создании музыкального спектакля. 10.03  
  Русский восток. 17.03  
  Музыкальное путешествие по России 20 века(8ч)    
  Восточные мотивы. 24.03  
  Балет «Петрушка». 07.04  
  Оперетта. 14.04  
  Прелюдия. 21.04  
  На фольклорном фестивале: кто на чём играет? 28 04  
  На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца. 05.05  
  Урок игры на гитаре. Башкирские народные инструменты 12.05  
  Итоговый урок 19.05  

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:

Учебно-методическое обеспечение:

1 Программа Т.И.Баклановой «Музыка 1-4 классы» АСТ: Астрель, 2011

2. Бакланова Т.И. Музыка. 4 класс: Учебник. М., АСТ, Астрель 2014

Техническое обеспечение:

1.Ноутбук.

2.DVD, CD диски.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: