Западноевропейский сенсуализм XVIII вв. (версия субъективного идеализма).




Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании. Родоначальник субъективного идеализма Беркли. (Беркли жил с конца 17 по середину 18 века, его философия считается философией 18 века)

Сенсуализм Беркли

С сенсуализмом был связан материализм. Теперь сенсуализм становится источником идеалистических выводов.Субъективный идеализм. Беркли - наиболее яркий идеалист, причем субъективный.

Оккам - тенденция эмпирицизма. Номинализм связан с субъективизмом. Возможно существование общих понятий в человеческом уме, их нет в вещах - потому что субъективны, остаются одним и тем же, и потенциальное восприятие объектов, и интеллект, направленный на различные объекты, позволяет объединить их в уме. Чисто субъективное основание общих понятий у номиналиста Оккама.

Сочетание номинализма и субъективизма у Беркли не надо выводить. Увязывание с номинализмом ведет к субъективному идеализму. Последовательное проведение номинализма. Позиция отличается от позиции Локка; Локк полагал, что в самих вещах есть основания, позволяющие их объединять в виды. Беркли считает, что существуют только единичные объекты.Общие понятия в человеческом уме есть. Общие понятия: человеческий ум - тоже единичный объект, вокруг него единичные объекты. Ум направляет свое внимание на разные объекты, выбирает какое-то слово, которое репрезентирует набор единичных объектов. Слово обозначает представление единичной природы.Локк рассматривает понятие треугольника вообще - остроугольного, тупоугольного, прямоугольного. Беркли говорит, что если мы произносим слово треугольник, то мы имеем в уме какой-то один треугольник, не все сразу, соотносим с этим единичным образом целый класс объектов, абстрагированных от различия между остроугольным, тупоугольным и прямоугольным треугольником. Имеем в виду образ единичного объекта. Общего понятия нет как такового. Существуют единичные образы, которые репрезентируют целый класс объектов. Треугольник нарисовать нельзя. Нет общих идей, это заблуждение ума, происходящее из злоупотребления словами. Слова предполагают наличие общих идей. Это ошибочно.Слово - знак совокупности единичных объектов, каждый из которых можно вызывать в уме, в памяти, произнося это слово.

Общие понятия пусты. Если этот вывод имеет отношение даже к материальным объектам, то и к другим тем более. Мы можем представить себе то, что чувственно воспринимаемо. Поэтому понятие бесконечно малого - пустое понятие. Дифференциальное исчисление основано на абстрактных допущениях.

С особым рвением Беркли нападает на абстрактное понятие материи.

Материя - «наиболее абстрактная и непонятная из всех идей».

Раз общего не существует, материи не существует. Пространство, величина, форма тоже не существуют - это то, что Локк относит к первичным качествам вещей.

Сенсуализм Локка - второй исходный пункт атаки на материю.

Беркли ухватывается за различие первичных и вторичных качеств. Он задает риторический вопрос - с чего Локк взял, что существуют первичные качества, присущие вещам самим по себе. Ведь все знания - из ощущений, принадлежат субъекту. Вторичные качества принадлежат субъекту, а не объекту. Чем отличаются первичные качества от вторичных? Судим на основе чувственного опыта - различать оснований нет. Все качества субъективны. Реальная возможность, которая содержится в позиции Локка - отрывать свойства вещей от самих вещей, помещать эти свойства в субъект. Все свойства - вторичные в локковском понимании слова. «Их esse есть percipi». Esse est percipi. «Существовать значит быть воспринимаемым». Предметы не существуют вне духовных или воспринимающих их вещей. Материю нельзя воспринять, она является абстракцией. С точки зрения вышеуказанной формулы она реально не существует. Вселенная существует в наших восприятиях, и только.

Позиция очень определенная. Существование чего-либо в мире зависит от того, воспринимается ли оно кем-либо. Нет субъекта - нет мира.

В рамках такой концепции надо признать не только материю, но и все объекты не существующими вне духа. Подлинное существование имеют только субъективные восприятия.

Применительно к каждому отдельному человеку таким субъектом выступает он сам.

Солипсизм - один я существую, все остальное - мои восприятия. Позиция абсурдна - все помимо меня не существует, включая людей. Существовать - значит быть воспринимаемым.

Беркли резко протестует против солипсизма, признает существование других людей. Но если признал, что любой из вас существует вне восприятия, значит отказался от этой формулы.

Непременное следствие - комнаты нет, когда я не смотрю. Ситуация не так страшна - кроме вас, кто-то другой может воспринимать. Но это другой может быть и вором, поэтому мы запираем комнату и там никого не остается. Чтобы спастись от неприятных выводов, обращается к понятию Бога. Существует особый субъект, который всегда все воспринимает. Это Бог.

 

https://www.biografia.ru/about/filosofia29.html (Тут тоже можно что-либо подчерпнуть, но, как я считаю, основное уже в документе)

Законы диалектики

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики.

Что такое диалектика?

В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии[5] всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

 

Первый закон: единство и борьба противоречий

Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.

На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

 

Второй закон: переход количественных изменений в качественные

Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.

Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

 

Третий закон: отрицание отрицания.

Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.

Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал[6], что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

P.S. Основные черты диалектического метода[7].

1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают - все находится в связи и взаимодействии.

2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.

3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).

4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.

БИЛЕТ № 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: