Тема: «СИСТЕМА САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАРАНТИННЫХ И ДРУГИХ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИЙ».




Основные вопросы темы:

1. История применения карантинных мер.

2. Международные медико-санитарные правила.

З. Понятие "санитарная охрана территории" (СОТ).

4. Задачи, организация и структура системы СОТ страны.

5. Нозологические единицы, предусмотренные в Законе о СОТ РК.

6. Порядок пограничного контроля за въездом на территорию РК и выездом из нее.

7. Типы учреждений санитарно-карантинной службы, их функции.

8. Структура и задачи противочумной службы по обеспечению СОТ.

9. Техника безопасности медперсонала в очаге карантинной инфекции.

10. Мероприятия по ликвидации очагов холеры, чумы, желтой лихорадки, вирусных геморрагических лихорадок, малярии, ВИЧ-инфекции.

11. Организация и функции Чрезвычайной противоэпидемической комиссии.

12. Порядок введения и снятия режимно-ограничительных мер в очаге карантинной инфекции.

По данным В03, в 1978 г. натуральная оспа на земном шаре была полностью ликвидирована. Тем не менее, следует помнить о том, что в сравнительно недавнем прошлом, когда оспа еще регистрировалась в ряде стран Азии и Африки, были случаи завоза этой инфекции на свободные от нее территории.

Эпидемиологическая обстановка по карантинным болезням в ряде стран продолжает оставаться неблагополучной. Кроме того, в последние 10-20 лет список инфекционных болезней пополнился рядом высоко контагиозных нозологических единиц, характеризующихся крайне тяжелым течением заболеваний и высокими показателями летальности.

Если учесть, что границы РК в обоих направлениях ежегодно пересекают тысячи людей, животных, торговых и иных грузов, почтовых отправлений и т.д., а также тот факт, что границы с некоторыми государствами являются "прозрачными", то вполне очевидной становится угроза завоза особо опасных инфекционных заболеваний и распространения их по территории страны. Современные скоростные средства сообщения создали такую опасность не только для пограничных, но и для удаленных от Государственной границы районов РК. Эти обстоятельства обусловили внимание, уделяемое санитарной охране страны.

Санитарная охрана границ страны от ввоза инфекционных болезней - одно из широко известных и давно применяемых направлений профилактической работы. Еще в ХIV г. в Венеции впервые была применена такая защитная мера, как задержание кораблей, грузов и людей, прибывших из неблагополучных районов мира.

Задержание продолжалось 40 дней, поэтому от итальянского слова "сорок" -quarantina произошёл широко распространённый в последующем термин - карантин. Успех этой меры обеспечил ей популярность, и в портовых городах многих стран Европы были построены "карантины" - здания, в которых содержались лица, прибывшие из районов, неблагополучных по чуме и холере.

В России карантины стали применять также в XIV в. в борьбе с чумой: по дорогам устанавливались заставы, дабы препятствовать передвижению населения из поражённой эпидемией местности. Для того, чтобы карантин выполнялся, применяли весьма суровые меры. Однако, как показал исторический опыт, даже такие меры, как закрытие границ, не гарантировали от проникновения инфекций на территорию государства или распространения по ней.

Средством достижения такой цели долгое время была система международных санитарных конвенций, которая ничего общего не имела с целями активной борьбы с болезнями в районах распространения инфекций.

Первые карантины, в зависимости от путей сообщения, были морские и сухопутные, а по месту расположения – пограничные и внутренние. Так, внутренние карантины в Московском княжестве устанавливались во времена Василия Ш в XVI в., а с начала ХVII в. карантинные заставы уже стояли по всей западной границе государства. В случае угрозы возникновения эпидемии граница закрывалась. В середине XVIII в. стали учреждаться специальные должности пограничного доктора и пограничных лекарей. Первый законодательный акт о санитарной охране границ был принят в 1800 году, он назывался "Устав пограничных и торговых карантинов". Первый пункт устава гласил: "Учреждение карантинов при портах и на сухой границе есть одно из самых благонадёжных средств, избавляющих государство от опасности моровой язвы наносимой и поспешествует спокойствию и благосостоянию людей вообще.

В 1845 г. было утверждено "Уложение о наказаниях", которое предусматривало за нарушение уставов карантина такие суровые меры, как смертная казнь и лишение всех прав состояния. При нарушении постановлении по предупреждению распространения повальных и прилипчивых болезней не уведомление полиции о появлении заразного заболевания, продажа без должной дезинфекции вещей, принадлежавших заразному больному и др., виновный подвергался большому денежному штрафу.

В ХIХ в. карантинный устав неоднократно обсуждался и пересматривался. В 1851 г. в Париже состоялась первая Международная санитарная конференция, в которой участвовало 12 государств. На 1-ой конференции была разработана и принята Первая Международная санитарная конвенция. Проходившие впоследствии конференции пытались усовершенствовать международные санитарные соглашения, но это удавалось сделать лишь частично, так как правительства ряда стран или не полностью признавали эти соглашения, или вовсе отказывались ратифицировать их.

Развитие микробиологии и эпидемиологии в конце ХIХ - начале XX в. поставить проблему профилактики завоза инфекционных болезней на научную основу. В медицине стали разрабатываться более совершенные методы и средства борьбы с инфекциями и их профилактики. Однако в этот период основной доктриной профилактики инфекций оставалась идея санитарной охраны границ, в соответствии с которой, также как и в средневековье, представлялось возможным сохранение в неприкосновенности территории государства путем выявления и задержки на границе больных людей и эпидемиологически опасных грузов. Сохранению и укреплению этой позиции способствовал существовавший уровень международных перевозок, которые осуществлялись в основном морским путём. Сроки морских путешествий во много раз превосходили продолжительность инкубационного периода большинства инфекционных болезней, что обеспечивало клиническое проявление заболеваний до момента пересечения границы другого государства. Этим обстоятельством объясняется направленность санитарного законодательства большинства стран в первой половине XX в. на охрану морских границ. В целях решения поставленных задач в морских портах разных государств создавалась и расширялась сеть морских врачебно-наблюдательных станций и пунктов, карантинных госпиталей в портах, специальных стоянок для обсервации судов.

Развитие и совершенствование сухопутного и воздушного транспорта выявили необходимость модификации концепции о первостепенном значении морских границ. В 1944 г. была принята международная конвенция, в соответствии с которой правила проведения карантина были распространены и на сухопутные границы государств.

Со временем стало очевидно, что недостаточно унифицированная система карантинов превращалась в средство экономического и политического воздействия одних стран на другие. Вместе с тем выявлялась недостаточная эффективность контрольных мер на границах стран. Причины этого - современные скоростные средства транспорта, интенсификация международного туризма, перевозок и торговли, а также эволюция инфекционных болезней.

Прогресс в развитии железнодорожных и авиационных сообщений показал невозможность механического переноса карантинных требований, разработанных для морского транспорта и морских портов, на принципиально, отличающийся по скорости передвижения, воздушный и сухопутный транспорт.

Резко сократившиеся сроки авиационных перевозок поставили под сомнение возможность санитарной охраны границ, так как сделали невыполнимым выявление всех заражённых лиц при ее пересечении. Современные транспортные средства позволяют достигать самые удалённые точки Земли за срок, не превышавший продолжительность инкубационного периода почти всех известных инфекционных болезней.

В то же время эпидемиологическая обстановка по многим инфекционным болезням, в том числе по чуме, холере и желтой лихорадке, в ряде стран продолжает оставаться неблагополучной. Если учесть, что из них в различные области страны ежегодно прибывают сотни и даже тысячи иностранцев, а также возвращается большое число казахстанских туристов и граждан РК, работавших за рубежом, то вполне очевидной становится угроза завоза опасных инфекционных болезней. Кроме того, имеющиеся в Казахстане природные очаги чумы увеличивают риск распространения инфекции из них на благополучные по этой болезни территории. Современные скоростные средства транспорта увеличивают при этом рассеяние источников возбудителей как от границ страны вглубь РК, так и от природных очагов в "здоровые" области.

Следует иметь в виду, что существующие международные правила по санитарной охране территорий не могут полностью гарантировать предотвращение завоза инфекции даже при самом безукоризненном их выполнении. В связи с этим вполне оправданным является внимание, уделяющееся в РК санитарной охране её территории не только от завоза, но и от распространения "карантинных" болезней.

Санитарная охрана территории как позиция одной страны тесно переплетается с усилиями других стран в этом отношении. Основой для проведения мероприятий по предотвращению завоза инфекционных болезней в страну служат Международные медико-санитарные правила, которые были приняты на IV Всемирной ассамблее здравоохранения 25.05.1951 г. и дополнялись на ассамблеях ВОЗ. В настоящее время действующими являются Правила, введённые ВОЗ в 1974 г.

Укорочение сроков передвижения людей и грузов потребовало пересмотра концепции санитарной охраны границ, которая была заменена концепцией санитарной охраны территории. Санитарная охрана границ стала составной частью комплексной доктрины санитарной охраны территории. В задачи пограничного досмотра стало входить не только выявление больных или подозрительных на заболевание лиц, но и лиц, потенциально могущих стать больными, исходя из эпидемиологической ситуации территории, откуда они прибыли. Таким образом, задачей пограничного карантина становятся получение и передача информации о потенциально опасных лицах в органы здравоохранения территорий прибытия этих лиц. В таком случае ответственность за выполнение необходимых профилактических, противоэпидемических и лечебных мероприятий, связанных с завозом болезней, ложится на эти территориальные органы. Целью международных медико-санитарных правил стала гарантия максимальной защиты от распространения "карантинных" инфекций, не нарушая (или нарушая в минимальной степени) объём и сроки международных перевозок и сообщений.

Настоящие правила распространяются на группу "карантинных" болезней – чуму, холеру, жёлтую лихорадку /в прошлом ещё и натуральную оспу/, а также ряд особо опасных инфекционных болезней: ВИЧ-инфекцию, вирусные геморрагические лихорадки /Ласса, Марбург и Эбола/, малярию и некоторые трасмиссивные инфекции, передаваемые комарами: лихорадки Денге, Чикунгунья, долины Рифт, Западного Нила; энцефалиты - японский, калифорнийский, Сент-Луи, долины Муррея.

Согласно Правилам, все страны обязаны в течение 24 ч сообщать в ВОЗ сведения о зарегистрированных заболеваниях, фактах выделения возбудителей чумы от грызунов или блох, жёлтой лихорадки от комаров, летальных исходах заболеваний, границах очагов болезней и принятых мерах по их локализаций и ликвидации. ВОЗ, в свою очередь, представляет всем странам текущую и обзорную информацию об указанных выше инфекционных болезнях, называемых "конвенционными". Необходимость сбора, обработки и распространения эпидемиологической информации определяется тем, что изменение обстановки в отношении эпидемически опасных инфекционных болезней в любой стране может затрагивать интересы других стран мира, а наличие оперативной и достоверной информации обеспечивает нормальное функционирование системы санитарной охраны территории государства. С этой целью специальная служба ВОЗ распространяет необходимую информацию в виде еженедельных сводок, а также предоставляет ежедневную эпидемиологическую информацию, выдаваемую в любое время суток по телексному запросу.

Санитарная охрана страны представляет собой сложную систему мероприятий, целью осуществления которых является предупреждение завоза и /или/ распространения возбудителей болезней, опасных для людей, животных и растений, по территории страны. Мероприятия по охране территории от завоза возбудителем болезней животных и растений и /или/ их распространения по ней осуществляют специальные учреждения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК. Те же функции в отношении болезней человека осуществляются органами здравоохранения.

Общее руководство санитарной охраной территории страны и проведение карантинных мероприятий осуществляется Министерством здравоохранения. В международных морских и речных портах санитарно-карантинные мероприятия проводят санитарно-карантинные отделы СЭС, в международных аэропортах и на автодорожных трассах - санитарно-карантинные-пункты СЭС, на пограничных железнодорожных станциях - санитарно-контрольные пункты. Министерства путей: сообщения. В работе участвуют санитарно-эпидемиологические учреждения транспортных ведомств /МПС и ГУ гражданского воздушного флота/.

Идея санитарной охраны территории предопределяет наличие в стране развитой инфраструктуры учреждений здравоохранения с высококвалифицированным медицинским персоналом, знающим не только краевую патологию, но и способным заподозрить экзотическое инфекционное заболевание, а также знакомым с тактикой в отношении ведения такого больного и характером профилактических и противоэпидемических мероприятий при экзотических болезнях.

Другой не менее важной целью oxpaны территории страны является ликвидация очагов вышеуказанных инфекционных болезней, сформировавшихся как в результате завоза источника возбудителя, так и ранее существовавших на территории страны. Руководством к проведению санитарно-карантинных мероприятий являются "Санитарные правила по охране территории РК от заноса и распространения карантинных и других особо опасных инфекций", утвержденные 3.06.I994 г. При составлении этого документа были учтены требования международных санитарных правил.

Правила по санитарной охране территория РK распространяются на особо опасные болезни: чуму; холеру; лихорадки: жёлтую, Ласса, аргентинскую, боливийскую, Денге, Чикунгунья, Марбург и Эбола, долины Рифт, Западного Нила; энцефеломиелиты лошадей: западный американский, восточный американский, венесуэльский; энцефалиты: японский, калифорнийский, Сент-Луис, долины Муррея; инфекцию ВИЧ; малярию; сыпной и возвратный тифы; бруцеллез; сибирскую язву; ящур; caп; мелиоидоз; бешенство; пситтакоз; висцеральные микозы.

На каждый случай этих болезней или подозрения на заболевание ими выявившее больного учреждение немедленно направляет внеочередное донесение в СЭС. Из СЭС информация должна незамедлительно поступить в министерство здравоохранения РК, а при выявлении случаев чумы, холеры или вирусных лихорадок - одновременно в Казахский НИИ противочумный институт.

Все учреждения здравоохранения обязаны информировать МЗ:

- о выявлении больных или подозрительных на заболевание вышеуказаными инфекциями;

- о выделении штаммов возбудителей перечисленных болезней из объектов окружающей среды, от животных и членистоногих;

- о выявлении грузов, сырья животного и растительного происхождения, заражённых возбудителями указанных болезней;

- о выявлении носителей возбудителей холеры и малярии.

СЭС информируют:

- лечебно-профилактические учреждения о лицах, подлежащих медицинскому наблюдению и возможных осложнениях эпидситуации;

- учреждение о случае болезни среди их сотрудников, пребывающих за рубежом или вернувшихся на территорию Казахстана.

СКП сообщают СЭС о выявлении лиц, животных, грузов, подозрительных на заражение возбудителями указанных болезней.

МЗ РК по соответствующему соглашению обменивается информацией со странами СНГ о регистрации случаев перечисленных болезней, выявлении их эпизоотических проявлений с указанием зараженных районов и проведённых мероприятии.

Посольства, консульства, торговые и иные представительства в зарубежных странах обязаны сообщать в МЗ РК о возникновении вспышек болезней или появлении их на ранее свободных от них территориях зарубежных стран с указанием района, числа случаев болезни и характера принимаемых мер.

МЗ РК информирует ВОЗ, а также /по запросам/ дипломатические миссии и консульства иностранных государств на территории РК об эпидемиологической и эпизоотологической обстановке в Казахстане по указанным болезням.

МЗ РК обеспечивает оперативное информирование об изменениях эпидемиологической обстановки внутри страны, возникновении эпидемических осложнений за рубежом, - органы здравоохранения любой ведомственной принадлежности /через обл. СЭС/, а также немедицинские ведомства, принимающие участие в проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствия с Правилами МЗ РК координирует и контролирует работу всей медицинской службы, организует эпидемиологический надзор за указанными в Правилах болезнями. В своей работе он опирается на информации, получаемую из ВОЗ в виде ежедневного эпидемиологического радиотелеграфного бюллетеня, еженедельного отчёта, различного рода обзорных сообщений и др. МЗ устанавливает перечень стран, при поездке в которые отъезжающие граждане должны получать прививки.

Мероприятия по вопросам санитарной охраны территории, разработанные и принятые МЗ РК, органами и учреждениями его системы на местах, обязательны для выполнения всеми министерствами, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами, др. сельскохозяйственными предприятиями, професссионалъными союзами, общественными организациями, кооперативными органами, должностными лицами, отдельными гражданами, международными и иностранными организациями, иностранными гражданами.

Мероприятия по санитарной охране территории РК являются межведомственными, разрабатываются органами здравоохранения каждой территории, включаются в комплексные планы по профилактике и борьбе с инфекционными и паразитарными заболеваниями, утверждаемые раз в пять лет акимом территории, в планы вносятся коррективы в соответствии с изменениями эпидемиологической обстановки и местными условиями.

При невыполнении регламентированных требований может быть запрещён въезд и выезд из страны отдельных лиц, включая иностранных граждан, а также ввоз и вывоз из страны грузов, личных вещей и международных почтовых отправлений. Нарушение Правил несёт дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РК.

В РК медицинское наблюдение устанавливается на срок инкубационного периода только за лицами, прибывшими из районов, где возникли заболевания лёгочной чумой, тропическими геморрагическими лихорадками или эпидемии опасных инфекционных болезней, которые в случае завоза на территорию страны могут вызвать серьёзные эпидемические осложнения. ГУ санэпиднадзора М3 РК на оснований информации ВОЗ регулярно информирует медицинские учреждения страны, в том числе и пограничные СКП и отделения о перечне стран, прибывающие откуда лица должны находиться под медицинским наблюдением, а также определяет продолжительность и характер наблюдения. Показаниями для такого наблюдения могут служить вспышки тропической геморрагической лихорадки, легочной чумы и эпидемически распространяющихся инфекций неустановленной этиологии. Лица, недавно вернувшиеся из тропиков, обследуются на наличие возбудителей малярии, острых кишечных инфекций, в том числе холеры, инвазий, - только в случае обращения их за медицинской помощью.

На транспортном средстве, прибывающем в страну, может быть обнаружен больной человек. В таких случаях уточняется, откуда он прибыл и где находился в предшествовавшие три недели. Затем больного с любым диагнозом, кроме геморрагической лихорадки, лёгочной чумы и холеры, направляют в больницу, где его госпитализируют или назначают амбулаторное лечение. Остальные пациенты (см. выше) госпитализируются в обязательном порядке, с соблюдением специальных правил, даже только при подозрении на указанные инфекционные заболевания.

В тех ситуациях, когда симптоматика позволяет предполагать у прибывшего пациента экзотическую геморрагическую лихорадку или лёгочную чуму, устанавливается достоверность его связи с известным очагом этой инфекции. Дополнительной ориентирующей информацией служат сведения ВОЗ о наличии в этот период вспышек в стране, откуда прибыл подозрительный больной.

Контроль осуществляется и за выезжающими в эпидемиологически неблагополучные страны. Эта мера позволяет регламентировать проведение профилактических прививок, необходимых для защиты граждан РК и предотвращения возможности их заражения во время пребывания в очагах жёлтой лихорадки. Учитывая, что территории многих тропических стран неблагополучны не только в отношении карантинных инфекций, но и брюшного тифа, вирусных гепатитов, полиомиелита, дифтерии, целесообразным представляется расширение показаний для вакцинации.

В отношении карантинных инфекций считаются неблагополучными по холере: Индия, Афганистан, Судан, Эфиопия, Бангладеш, Пакистан, Индонезия, Таиланд, Иран; по чуме: Бирма, Вьетнам, Лаос, Таиланд, Китай, Монголия и др.; по жёлтой лихорадке: Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу, Эквадор, Конго, Мадагаскар и др. Помимо торговых, туристических, а в отдельных случаях и связей по совместному строительству, необходимо держать в поле зрения грузовые и людские потоки, направленные как из-за границы в РК, так и в обратную сторону, связанные с паломничеством и учёбой студентов /иностранных и казахстанских/. "Источниками завоза'' возбудителей инфекций могут стать: больные люди /чаще всего в инкубационном периоде болезни/, и носители возбудителей, грызуны, блохи, комары, вода, пищевые продукты, изредка и др. грузы.

Важная роль в соблюдении противоэпидемического режима на границах принадлежит администрации портов, аэропортов, железнодорожных станций и автовокзалов. Она должна обеспечивать:

- помещение для санитарно-карантинного отдела портовой СЭС, санитарно-карантинного пункта при аэропорте или автовокзале, либо санитарно-контрольного пункта железнодорожной СЭС;

- надлежащее состояние территории и находящихся на ней объектов с соблюдением санитарно-гигиенических требований;

- снабжение доброкачественной питьевой водой подведомственных объектов;

- своевременное удаление нечистот и мусора, обеззараживание сточных вод и пищевых отходов;

- уничтожение мест выплода насекомых;

- непроницаемость для грызунов зданий и сооружений при их строительстве, ремонте и эксплуатации;

- профилактическое истребление грызунов и насекомых на транспортных средствах, объектах и на закреплённых территориях;

- выделение и оборудование санитарных причалов в портах, санитарных площадок в аэропортах и в пограничных пунктах на автодорожных магистралях, санитарных тупиков на железнодорожных станциях для проведения санитарно- карантинных мероприятий;

- своевременное извещение СКО и СКП о времени прибытия транспортных средств;

- выполнение всеми лицами, пересекающими государственную границу, а так же персоналом портов, аэропортов и вокзалов действующих санитарно-карантинных требований.

СЭС, в составе которых входят СКО или СКП, обеспечивает их транспортом для осуществления санитарно-карантинных мероприятий жёстким и мягким инвентарём, медицинским оборудованием, медикаментами, бакпрепаратами, дезсредствами. Штаты СКО и СКП устанавливаются согласно нормативам, утверждённым МЗ РК. Возглавляет их врач-эпидемиолог. На автодорожных трассах СКП возглавляет помощник эпидемиолога. В СКО или СКП должны иметься: помещение для временной изоляции больных, прививочный кабинет, комната для оформления санитарных документов, склад для бактерийных препаратов, медикаментов, дезинфекционных средств, противоэпидемических укладок.

СКО и СКП проводят мероприятия в соответствии с комплексным планом по санитарной охране территорий, утвержденным исполнительными органами (акимом) власти, а также оперативным планом на случай выявления больных карантинными болезнями, утверждённым главным врачом СЭС, в состав которой они входят (портовой, областной, городской, линейной, районной и др.) и согласованным с администрацией порта, аэропорта, железнодорожной станции и вокзала.

Организационно-методическое руководство работой СКО и СКП осуществляют отделы особо опасных инфекций СЭС, противочумный институт и противочумные станций. Основной задачей СКО и СКП является организация и проведение санитарно-карантинных мероприятий по предупреждению завоза из-за границы карантинных инфекций и их распространения на обслуживаемых территориях.

Работники СКО и СКП проводят на транспортных средствах в местах перенесения границы медико-санитарный осмотр средств и перевозимых грузов членов экипажа, пассажиров /опрашивая их о состояния здоровья и маршрут следования до прибытия в РК/, проверяют санитарные документы касающиеся транспортных средств, членов экипажа /поездных бригад/, пассажиров и перевозимых грузов. К числу документов предъявляемых администрацией транспортных средств при медико-санитарном осмотре, относятся:

- морская санитарная декларация,

- международное свидетельство о прививках,

- свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации,

- генеральная декларация самолёта,

- санитарный журнал для отечественных транспортных средств.

Морская санитарная декларация представляется капитаном судна, которое прибывает из порта, находящегося вне данной территории. В ней помимо общих данных, содержится перечень портов захода с начала рейса с указаниями дат отправления из них; вопросы, касающиеся здоровья членов экипажа и пассажиров, подробные данные о каждом случае заболевания или смерти.

Свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации выдаётся санитарными властями портов, перечень которых периодически сообщается ВОЗ. В случае проведения дератизации в свидетельстве указывается перечень помещений, в которых обнаружены грызуны и способы обработки этих помещений.

В санитарной части генеральной декларации самолёта, которую подписывает ответственный член экипажа, указываются фамилии больных, находящихся на борту или высаженных во время рейса, возможные условия для распространения болезни на борту самолёта, сведения о проведённой дезинсекции.

При проверке международных свидетельств о прививках против карантинных болезней у членов экипажа и пассажиров следует обращать внимание на наличие собственноручной подписи привитых, подписи и указания должности лица, сделавшего прививку, печати по форме, установленной местным органом здравоохранения, указания наименований института-изготовителя и номера серии вакцин /при проведении прививок против жёлтой лихорадки/.

Важным элементом медико-санитарного осмотра транспортных средств является обязательный опрос о состоянии здоровья и в случае необходимости – медицинский осмотр пассажиров и членов экипажа /поездной бригады/.

Работники СКО и СКП осуществляют медицинский осмотр больных в случаях обнаружения симптомов, подозрительных на карантинное заболевание, определяют ход дальнейших противоэпидемических мероприятий.

К числу медико-санитарных мер, осуществляемых на государственной границе и транспортных средствах, относятся также:

- госпитализация больных карантинными заболеваниями или провизорная госпитализация больных, подозрительных на эти заболевания;

- изоляция лиц, контактировавших с больными карантинными заболеваниями;

- медицинское наблюдение за лицами при отсутствии показаний к их изоляции;

- профилактические прививки отечественным и иностранным гражданам, въезжающим в страну /по показаниям/,

- лабораторное обследование людей, исследование грызунов и эктопаразитов /блох/, а также объектов внешней среды;

- дезинфекция, дезинсекция, дератизация транспортных средств, объектов, багажа и грузов.

Санитарная охрана территории включает организационные санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия, осуществляемые на всех видах транспор­тных средств международных сообщений, в пунктах пропуска через границу и на всей территории страны.

В случае угрозы распространения особо опасных инфекционных болезней на территории страны или иностранного государства со­общение через Государственную границу РК на угрожаемых участ­ках по решению Правительства РК может быть временно ограничено или прекращено, либо установлен карантин для пересекающих гра­ницу людей, животных, грузов.

При выявлении на территории страны случаев чумы, холеры, вирусной геморрагической лихорадки карантин на очаг такой болезни может быть наложен решениями акимов областей или поста­новлениями Правительства РК по представлениям органов здраво­охранения. Постановление о наложении карантина на администра­тивную территорию согласовывается с Министерством Здравоохранения РК.

Организация противоэпидемических мероприятий в очаге осу­ществляется ЧПК - Чрезвычайными противоэпидемическими комиссиями.

Противоэпидемические мероприятия в очаге проводятся министерствами и ведомствами до полной его ликвидации. Снятие карантина осуществляется решениями акимов областей, постановлениями Пра­вительства РК по представлению соответствующих органов Здравоохранения, при согласовании с Министерством Здравоохранения РК.

Объём и характер мероприятий, проводимых непосредственно на Государственной границе РК, можно систематизировать следую­щим образом:

- запрещение отдельным лицам, отказавшимся от выполнения требований, предъявляемых пограничной медико-санитарной службой, выезда за пределы РК и въезда на его территорию;

- прекращение приема посылок из стран, неблагополучных по чуме и продовольственных посылок из стран и районов, неблагополу­чных по холере;

- временное закрытие участков Государственной границы при появ­лении случаев чумы и холеры в районах, пограничных с РК;

- санитарный осмотр транспортных средств и грузов, проверка са­нитарных документов на грузы, членов экипажей и пассажиров;

- опрос членов экипажей Министерства здра­воохранения РК и ряда других ведомств;

- лабораторное обследование лиц, подозрительных на заболевания, находящихся под наблюдением /обсервацией/;

- санитарная обработка транспортных средств по показаниям.

К мерам, осуществляемым на территории страны /не на границе/, относятся:

- наблюдение за состоянием здоровья населения;

- выявление и изоляция больных карантинными болезнями и сопри­касавшихся с ними лиц;

- обсервация лиц, выезжающих из карантинной зоны очага болезни;

- дезинфекция, дезинсекция, дератизация;

- вакцинация лиц, выезжающих за рубеж или прибывающих в РК из неблагополучных по карантинным болезням районов других стран.

Иногда бывает необходимым проверить наличие паспортов и би­летов у пассажиров для более точного выяснения маршрутов следо­вания. В ходе осмотра транспортного средства могут быть обнару­жены грызуны, что является показанием для проведения дератизационных работ.

Прибывшее транспортное средство при выявлении на нём боль­ного /или подозрительного на заболевание/ карантинной болезнью отводится на заблаговременно выделенные и оборудованные сани­тарные площадки в международных аэропортах и аэровокзалах, в cанитарныe тупики на пограничных железнодорожных станциях, -для проведения в нем противоэпидемических мероприятий. В та­ком случае информируется руководитель медицинского учреждения, больной изолируется /в стационар/ для уточнения диагноза и ле­чения, транспортное средство подлежит дезинфекции, дезинсекции или дератизации /по показаниям/.

Каждое медицинское учреждение имеет свой комплексный план, в котором сформулированы конкретные задачи, предусмотрено материально-техническое оснащение, конкретное место данного учре­ждения в системе противоэпидемических мероприятий и регламент информирования заинтересованных учреждений и ведомств. Готовность учреждения означает специальную подготовленность персона­ла, план перепрофилирования помещений учреждения для госпиталя, обсерватора или изолятора, лаборатории, выделение консультан­тов, транспорта и др. мероприятия.

Следует указать, что в случае необходимости медицинского наблюдения за лицом, прибывшим из неблагополучной по карантин­ным инфекциям страны, оно осуществляется учреждением по месту прибытия этого лица. СЭС по получении информации о приезжающем организует медицинское наблюдение силами лечебно-профилактиче­ского учреждения, контролирует своевременность и качество наблюдения. При этом лицо, подлежащее наблюдению, не изолируется и не ограничивается в свободе передвижения. От него требуется только адрес жительства или маршрут следования в течение инку­бационного периода при конкретной болезни.

При выявлении больного изоляция может осуществляться в следующие объекты:

- индивидуальный бокс Мельцера с санитарным узлом, двухдверным шлюзом для персонала, вытяжной вентиляцией;

- пластиковый коечный изолятор с пониженным давлением, имеющий автономную вентиляцию. Он размещается в обычной палате, име­ет рукава с перчатками, полускафандры, что даёт возможность работать, находясь вне изолятора, а также предупреждать внутрибольничные заражения;

- пластиковый транспортный изолятор - для перевозки больного в самолёте и автотранспортом;

- отдельно стоящий загородный боксированный стационар - при большом числе больных на данной территории.

Изолируя больного, нельзя забывать о необходимости немед­ленного информирования о нем вышестоящих органов здравоохране­ния, аппарат акима, маслихат и ведомственные службы. Информировать следует также и в случаях смерти от карантинных забо­леваний, массового падения грызунов, выявления грызунов или блох, заражённых возбудителем чумы, выделения культур возбу­дителей карантинных болезней из объектов внешней среды, живо­тных или членистоногих, изоляции иностранных граждан.

В сообщении о больном должны представляться следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество, возраст, подданство;

- дата, время и место выявления;

- предварительный и окончательный диагноз, кем и на основании каких данных они поставлены;

- название страны, города, района прибытия, время, дата прибы­тия и вид транспорта;

- адрес постоянного места жительства;

- краткий эпидемиологический анамнез, клиническая картина за­болевания;

- граница заражённой территории;

- мероприятия, проведённые для локализации и ликвидации очага, требуемая помощь в их проведении.

Указанные сведения органы здравоохранения областей, врачебно-санитарная служба железной дороги, медико-санитарная служба аэропорта немедленно направляют МЗ РК, Управлению погранич­ных войск КНБ, Главному врачебно-санитарному управлению МПС, медико-санитарному управлению Министерства гражданской авиации.

Заключительное донесение о возможности объявления местнос­ти свободной от инфекции представляется МЗ после того, как пройдет срок, равный двойному инкубационному периоду для дан­ной инфекции, считая со дня и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: