ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ.




Классификация рецепторов. Механизмы их возбуждения. Понятие об адаптации рецепторов и кодировании информации в нервной системе. Учение об анализаторах (И.П. Павлов). Слуховой анализатор, его строение, функция. Зрительный анализатор, его строение, функция. Фотохимия восприятия света на сетчатке.

Понятие о ротовом анализаторе (И.П. Павлов).

Сенсорная функция полости рта, ее особенности. Физиологическая характеристика вкусового анализатора. Современное представление о вкусовом восприятии. Методы изучения вкусового анализатора. Определение порогов вкусовой чувствительности.

Изучение показателей функциональной мобильности вкусовой рецепции (П.Г. Снякин), функциональная взаимосвязь вкусового и висцерального анализаторов.

Роль вкусового, соматосенсорного и обонятельного анализаторов в формировании вкусовых ощущений. Роль орального анализатора в апробации пищевых веществ, их селекции.

Топографические особенности и функциональная характеристика тактильных рецепторов слизистой оболочки полости рта.

Функциональные и топографические особенности температурного восприятия в полости рта Функциональная мобильность терморецепторов слизистой оболочки полости рта. Методы исследования температурной чувствительности.

Влияние функционального состояния организма (физическая и умственная работа, нервно-эмоциональное напряжение) на сенсорную функцию полости рта.

 

ФИЗИОЛОГИЯ НЕЙРОГОРМОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ, МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ГОРМОНОВ.

Общее понятие о гормонах, их классификация, механизм действия. Нервная регуляция гормональной системы. Физиология желез внутренней секреции (тимус, надпочечники, щитовидная железа и др.).

Роль гормонов околощитовидной железы (паратгормона) и щитовидной железы (тирокальцитонин) в регуляции минерального обмена в тканях зуба. Влияние гормонов гипофиза и надпочечников на состояние зубочелюстной системы. Изменения полости рта, возникающие при гипофункции поджелудочной железы.

 

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Адаптация человека в условиях действия экстремальных и субэкстремальных факторов. Виды, фазы адаптации. Стресс, механизмы общего адаптационного синдрома. Компенсация функций. Частная адаптация (температура, гипоксия, повышенное и пониженное атмосферное давление и др.).

Адаптация к зубным протезам как проявление пластичности нервных центров. Механизмы адаптации.

Роль рецепторов слизистой оболочки полости рта в адаптации к зубным протезам.

ФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ (НОЦИЦЕПЦИЯ).

Физиологические механизмы боли и обезболивания.

Нейрофизиологические механизмы восприятия боли. Болевая чувствительность слизистой оболочки полости рта, тканей зуба и пародонта. Топографические особенности болевой рецепции. Физиологические основы проводникового обезболивания. Значение учения о парабиозе для стоматологии. Физиологические основы местного обезболивания в стоматологии. Физиологическое обоснование не медикаментозных методов обезболивания (охлаждение, электрообезболивание, рефлексоаналгезия, аудиоаналгезия). Их применение в стоматологии.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Филологические основы физической и умственной деятельности. Особенности умственного труда. Особенности трудовой деятельности в условиях современного производства. Физическая и умственная работоспособность. Утоление. Отдых.

Роль динамического стереотипа для приобретения мануальных навыков в работе врача стоматолога.

Учение о второй сигнальной системе и речевой функции человека в проблеме деонтологии врача-стоматолога. Значение учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности для определения тактики врача при лечении стоматологических больных.

Особенности трудовой деятельности врача-стоматолога (гипокинезия, локальная нагрузка, эмоциональное напряжение). Влияние этих факторов на эффективность деятельности врача-стоматолога.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН В ЧАСАХ

Всего часов / в том числе на физиологию зубочелюстной области

 

Семестр Учебных недель Часов в неделю Всего часов В том числе
лекции практика семинары
III           -
IV           -
Итого     161 / 19 44 / 6 121 / 13 -

Самостоятельная работа во внеучебное время – 86/10 ч. в год

Всего часов – 256 ч. в год

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

на 2001/2002 уч. г. для стоматологического факультета

 

№ п/п Тема лекции   Часы  
всего Из них на проф
  Вводная лекция по предмету. Значение физиологии для врача-стоматолога    
  ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫКРОВИ (4 часа) Функции крови и ее состав. Свертывающая система крови (понятие о факторах, и их характеристика, фазы свертывания крови и др. Осложнения, возникающие при удалении зуба у больных с нарушением свертывания крови. Физиологические обоснования способов предотвращения и остановки кровотечения при операциях на ротовой полости у больных с заболеваниями крови.   0,15
  Клеточные элементы крови. Антигенные свойства крови и теория агглютинации эритроцитов. Понятие о системах групп крови. Клинико-физиологический анализ крови и его значение для выявления заболеваний крови у стоматологических больных.    
  ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ. (4 часа) Понятие о возбудимости, раздражимости, возбуждении. Электрические явления в тканях и история их открытия. Применение различных методов для изучения возбудимости мышц и нервов в стоматологии. Метод хронаксиметрии и его использование в стоматологии. Электроодонтометрия. Гальванические явления, возникающие при наличии металлических включений в полости рта. Лекарственный электрофорез и его использование в стоматологии.   0,15
  Физиологические и физические свойства мышечных волокон (возбудимость, сократимость, проводимость, анизотропия, эластичность и др.). Теория сокращения. Механизмы передачи возбуждения в мионевральных синапсах, их строение и свойства. Физиологические особенности гладких мышц. Электромиография жевательной мускулатуры.    
  ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС. (8 часов) Функция и строение нервной системы (межнейронные синапсы, их виды и др.). Основные свойства нервных центров. Механизмы координации рефлекторных процессов Учение о доминанте (А.А. Ухтомский).    
  Функции спинного мозга, продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга.    
  Физиология ретикулярной формации. Роль афферентации с рецепторов слизистой оболочки полости рта и пародонта в формировании восходящих активирующих влияний на различные отделы ЦНС (лимбический комплекс, кора полушарий большого мозга и др.). Электроэнцефалография и ее использование в стоматологии. Функции мозжечка.   0,15
  Функции промежуточного мозга. Вегетативный отдел ЦНС.    
  ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (6 часов). Сердечный цикл. Колебания внутрисердечного давления и методы измерения. Фазы сердечного цикла. Систолический выброс и минутный объем сердца Свойства сердечной мышцы Внешние проявления деятельности сердца: Электрические явления в сердечной мышце, способы регистрации, клиническое значение электрокардиографии    
  Экстракардиальная и интракардиальная регуляция сердечной деятельности Корковая регуляция сердечной деятельности. Рефлекторные изменения работы сердца, обусловленные раздражением слизистой оболочки полости рта и зубов.     0,15
  ГЕМОДИНАМИКА (6 часов). Законы движения крови по сосудам. Аортальный и артериальный пульсы, механизмы возникновения. Работа сердца. Движение крови по венам ). Методы реографии (реодентография, реопародонтография). Их использование в стоматологии.   0,15
  Нервная и гуморальная регуляция сосудистого тонуса. Функциональная система, поддерживающая постоянство артериального давления крови. Роль миогенного механизма в регуляции кровоснабжения пульпы зуба. Причины изменения кровяного давления при различных манипуляциях в полости рта. Система микроциркуляции. Особенности микроциркуляции тканей и органов полости рта (пародонта, пульпы зуба     0,15
  ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Механизм вдоха и выдоха. Легочная вентиляция. Газы крови. Механизмы газообмена. Ротовое дыхание. Его особенности. Роль дыхания в формировании речи. Влияние стоматологических заболеваний на речеобразовательную функцию. Функциональная связь процессов дыхания, жевания и глотания . Нервная и гуморальная регуляция дыхания - роль углекислого газа и др. Гипоксия и ее виды   0,15
  ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ. Пищеварение в полости рта. Функциональная система, обеспечивающая формирование адекватного для проглатывания пищевого комка. Механическая и химическая обработка пищи в процессе жевания. Роль рецепторов слизистой оболочки полости рта в регуляции акта жевания. Функциональная характеристика жевательного аппарата, жевательной мускулатуры различных групп зубов, пародонта и височно-межчелюстного сустава и их роль в процессе механической обработки пищи в полости рта. Формирование пищевого комка. Методы изучения механической обработки пищи в полости рта. Мастикациограмма и ее значение. Изменение мастикациограммы при приеме пищи различной консистенции и при нарушениях целостности зубных рядов и выносливости опорного аппарата зубов. Функциональная жевательная проба по Гельману, Рубинову.    
  Пищеварение в полости рта. Характеристика деятельности слюнных желез. Качественные особенности химического состава секретов, выделяемых различными слюнными железами (околоушной, подчелюстной, подъязычной). Состав и свойства слюны. Реакция слюны как физиологическая константа. Методы ее определения и значение в стоматологии. Ротовая и гингивальная жидкости, их отличия от слюны и физиологическое значение. Выделительная (экскреторная) функция слюнных желез. Участие слюнных желез в поддержании гомеостаза организма.    
  Зубы и пародонт. Особенности трофики эмали и дентина зуба. Особенности жевательных и мимических мышц. Участие мышц челюстно-лицевой области в функциях жевания, глотания, дыхания и речеобразования.. Электродиагностика, электромиография, их физиологические основы и клиническое значение. Физические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры. Понятие об эффективности жевания. Пародонт, его выносливость к жевательному давлению. Гнатодинамометрия. Височно-нижнечелюстной сустав. Акт глотания, его саморегуляция    
  ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Пищеварение в желудке. Желчеобразование и желчеотделение. Функции печени. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Механизмы всасывания.    
  ОБМЕН ЭНЕРГИИ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ Влияние количественного и качественного состава пищи на состояние органов и тканей полости рта. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически динамического действия пищи. Особенности пищевого рациона и питания у челюстно-лицевых больных с нарушением нормальных условий приема пищи. Особенности минерального обмена в тканях зубов. Температура органов полости рта.   0,15
  ФИЗИОЛОГИЯ ВНД И ПОВЕДЕНИЯ. 6ч Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Явления торможения в высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение учения о высшей нервной деятельности для стоматологической практики..   0,15
  Мотивации, эмоции. Психоэмоциональное напряжение у больных при лечении стоматологических заболеваний. Особенности психоэмоционального состояния больных с повреждениями и дефектами челюстно-лицевой области. Использование приемов психофизиологического воздействия с учетом личностных особенностей при подготовке стоматологических больных к лечению   0,15
  Сон, виды сна, фазы, теории. Сновидения. Гипноз.    
  ИТОГО   7,5

Примечание:

Отдельных лекций по физиологии зубочелюстной системы 6 час. В курсе общей физиологии аспектам физиологии для стоматологов уделяется еще 1,5 часа в год.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(отдельные занятия о физиологии зубочелюстной системы выделены другим шрифтом и фоном, профильные вопросы на других занятиях – косым шрифтом)

 

№ п/п Тема практического занятия Часы
  ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
  Вводное занятие. Знакомство с кафедрой, целью и задачами изучения предмета физиологии. Понятие о гомеостазе и механизмах саморегуляции. Понятие о функциональных системах.  
  ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫКРОВИ Кровь как средство транспорта и внутренняя среда организма. Освоение метода забора крови и подсчета форменных элементов крови. Определение показателя гематокрита. Определение СОЭ. Изучение физико-химических свойств крови, вязкости крови, удельного веса.  
  Физиология свертывающей и антисвертывающей систем крови, антигенных свойств и групп крови. Определение скорости свертывания крови, протромбинового индекса, времени кровотечения по Дуке. Определение групп крови и резус-фактора.  
  Изучение физиологии эритроцитов и лейкоцитов. Подсчет эритроцитов при помощи счетной камеры, подсчет эритроцитов фотоколориметрическим методом, определение количества гемоглобина в крови, определение цветного показателя. Подсчет количества лейкоцитов.  
  Итоговое занятие по теме «Физиология системы крови»  
  ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ Общая физиология возбудимых тканей. Просмотр фильма Приготовление нервно-мышечного препарата, первый опыт Гальвани, второй опыт Гальвани, опыт вторичного сокращения, потенциал покоя, потенциал действия, двустороннее проведение возбуждения по нерву. Электромиография жевательных мышц, хронаксиметрия.  
  Физиология мышечной системы. Зависимость высоты сокращения от силы раздражения, кривая одиночного мышечного сокращения, ее анализ; зубчатый и гладкий тетанус, пессимум и оптимум частоты, суммация сокращений, закон средних нагрузок. Динамометрия жевательной мускулатуры  
  «Итоговое занятие по теме «Физиология возбудимых тканей»  
  ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС Общая физиология ЦНС. Анализ рефлекторной дуги, рефлексы спинного мозга.  
  Частная физиология ЦНС. Методы исследования функций ЦНС. Электроэнцефалография. Регистрация ЭЭГ у человека.  
  Физиология мозжечка, промежуточного мозга, базальных ганглиев. Проба Ромберга, пальценосовая проба, определение рефлекса Бабинского, Россолимо и др.  
  «Итоговое занятие по теме «Физиология ЦНС»  
  ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫКРОВООБРАЩЕНИЯ Изучение внешних проявлений деятельности сердца. Запись сердечного толчка у человека, перкуссия сердца, выслушивание и запись тонов сердца при помощи фонендоскопа, фонокардиографической приставки и полиграфа системы БИОПАК.  
  Изучение электрических явлений в сердце и анализ системы, проводящей возбуждение по сердцу. Запись электрокардиограммы человека с использованием полиграфа БИОПАК.  
  Изучение физиологических свойств сердечной мышцы. Фильм: Получение экстрасистолы, демонстрация закона Франка-Старлинга, влияние раздражения блуждающего и симпатического нервов на деятельность сердца Изучение нервных и гуморальных механизмов регуляции сердечной деятельности. Опыты Данини-Ашнера и Гольца.    
  Изучение основных гемодинамических показателей и методы их изучения. Измерение кровяного давления у человека по методу Короткова, запись кровяного давления у человека при помощи осциллографа, капилляроскопия у человека, расчет объемной скорости кровотока и периодического сопротивления сосудов.  
  Физиология системы кровообращения. Изучение основных свойств артериального пульса и регуляция сосудистой системы. Наблюдение на физической модели распространение пульсовой волны, определение скорости распространения пульсовой волны, определение изменения частоты пульса при различных физических нагрузках, проведение ортостатической пробы, запись сосудистых рефлексов при помощи плетизмографа.  
  Итоговое занятие по теме «Физиология системы кровообращения».  
  ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ Измерение окружности грудной клетки при вдохе и выдохе, спирометрия и спирография при спокойном и глубоком дыхании и определение по спирограмме ЖЕЛ и ее ингредиентов. Проба Тиффно. Понятие о гипоксии и ее видах.      
  ВТОРОЙ СЕМЕСТР
  Регуляция дыхания 2,3
  ФИЗИОЛОГИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ. Физиология органов зубочелюстной системы. Зубы и пародонт. Особенности трофики эмали и дентина зуба. Особенности жевательных и мимических мышц. Участие мышц челюстно-лицевой области в функциях жевания, глотания, дыхания и речеобразования. Электродиагностика, электромиография, их физиологические основы и клиническое значение. Сила и работа жевательной мускулатуры. Пародонт, его выносливость к жевательному давлению. Гнатодинамометрия. 2,3
  Пищеварение в полости рта. Функциональная характеристика жевательного аппарата. Формирование пищевого комка. Методы изучения механической обработки пищи в полости рта. Мастикациограмма и ее значение Функциональная жевательная проба по Гельману, Рубинову Акт глотания, его саморегуляция Функциональная система, обеспечивающая формирование адекватного для проглатывания пищевого комка 2,3
  Характеристика деятельности слюнных желез. Состав и свойства слюны. как физиологическая константа. Методы определения РН слюны и ее значение в стоматологии. Ротовая и гингивальная жидкости, их отличия от слюны и физиологическое значение. Выделительная (экскреторная) функция слюнных желез. Участие слюнных желез в поддержании гомеостаза организма. 2,3
  Итоговое занятие по теме «Физиология зубочелюстной системы» 2,3
  ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ Пищеварение в желудке. Электрогастрография. Пищеварение в кишечнике. Эмульгирование жира желчью, наблюдение моторики изолированного отрезка кишки лягушки, и влияние на нее ацетилхолина и адреналина. Пристеночное пищеварение. 2,3
  ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ Обмен энергии. Функциональная система поддержания температуры тела Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически динамического действия пищи. Особенности пищевого рациона и питания у челюстно-лицевых больных с нарушением нормальных условий приема пищи. Особенности минерального обмена в тканях зубов. Температура органов полости рта. Определение должного основного обмена по поверхности тела, расчет калорийности употребляемых за сутки продуктов и составление суточного меню с учетом всех требований, предъявленных к нему. 2,3
  Итоговое занятие по темам «Физиология дыхания, пищеварительной системы,обмен энергии и терморегуляция». 2,3
  ФИЗИОЛОГИЯ ВНД И АНАЛИЗАТОРОВ Методы изучения функции коры больших полушарий головного мозга. Основные закономерности, лежащие в основе деятельности высших отделов мозга. Регистрация сосудодвигательных и мигательных условных рефлексов, определение работоспособности корковых клеток с помощью таблиц Анфимова 2,3
  Индивидуальные особенности ВНД. Типологические особенности ВНД. Определение типа темперамента по Русалову Теории памяти. Определение внимания. Определение оперативной памяти по Амтхауэру. 2,3
  Понятие о сигнальных системах. Речь. Коммуникативная функция полости рта. Участие стоматоанализатора в речеобразовании. 2,3
31. Физиологические механизмы сна и сновидений. Гипоноз. Использование приемов психофизиологического воздействия с учетом личностных особенностей при подготовке стоматологических больных к лечению. 2,3
  ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ Понятие об анализаторах. Определение остроты зрения, определение полей зрения, определение остроты слуха, исследование тактильной чувствительности. 2,3
  Итоговое занятие по теме «Физиология высшей нервной деятельности и анализаторов» 2,3
  ФИЗИОЛОГИЯ НЕЙРОГОРМОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Общее понятие о гормонах, их классификация, механизм действия. Нервная регуляция гормональной системы. Физиология желез внутренней секреции (тимус, надпочечники, щитовидная железа и др.). 2,3
  ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ Адаптация человека в условиях действия экстремальных и субэкстремальных факторов. Виды, фазы адаптации. Стресс, механизмы общего адаптационного синдрома. Проблема адаптация к зубным протезам. 2,3
  ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫБОЛИ И ОБЕЗБОЛИВАНИЯ. Значение обезболивания при проведении стоматологических операций. 2,3
  ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Филологические основы физической и умственной деятельности. Особенности трудовой деятельности врача-стоматолога. Физическая и умственная работоспособность. Утомление. Отдых. 2,3
  Итоговой тестовый контроль знаний по предмету. 3,3
ИТОГО  

Примечание:

Отдельных занятий по физиологии зубочелюстной системы в соответствии с учебным планом – 7 (13 часов).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: