Методы исследования понятийного мышления (по А.Р.Лурия).




1. Метод сравнения. (Что общего между зерном и яйцом?)

2. Метод классификации (дают картинки, надо сгруппировать).

3. Метод исключения (найти лишнее).

4. Метод создания новых понятий (не уверена в названии). Нужно догадаться до принципа, по которому составлен ряд.

Можно просить дать определение.

 

35. Психическая регуляция движений. Уровни построения движений по Бернштейну. Акцептор действия по Анохину.

 

Бернштейн предложил новый принцип регуляции движений: сенсорная коррекция движений.

Факторы, которые влияют на ход выполнения движения:

· Реактивные силы. Если взмахнёте рукой, то в других частях тела изменяется положение и тонус мышц.

· Инерция. Рука взлетит не только за счёт усилия мышц, но и с какого-то момента за счёт инерции.

· Внешние силы. Движение, направленное на предмет, оказывает сопротивление, иногда непредсказуемое.

· Исходное состояние мышц. Состояние мышц меняется при движениях вследствие изменения их длины в процессе движений, утомления и пр.

ЦНС необходима постоянная информация о ходе выполнения движений. Сигналы обратной связи от мышц в мозг. Например, мы двигаемся, а инфа о положении различных частей тела поступает от проприорецепторов. А ещё от зрения, например. Инфа, поступающая по разным каналам, должна быть согласована, иначе выполнение движения становится невозможным.

Таким образом, существует схема осуществления механизмов движения. Название Бернштейна: схема рефлекторного кольца. Основана на принципе сенсорных коррекций. Итак, схема.

Моторный центр – в мышцу поступают рефлекторные команды. Оттуда афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр. В ЦНС обработка поступившей инфы, то есть перешифровка в моторные сигналы коррекции. Сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.

Берншейн говорит о принципе сенсорной коррекции: регуляция движений на основе данных сравнения поступающей в мозг информации от проприорецепторов и программы движений.

Уровень построения движений. В зависимости от того, какую инфу несут сигналы обратной связи (какого типа эта инфа), она идёт в разные чувствительные центры г/м, тогда они переключаются на моторные пути на разных уровнях (уровень – буквально слои цнс). Уровни: спинного мозга, продолговатого, подкорковых центров, уровень коры. Каждый уровень имеет специфические свойственные ему моторные проявления, каждому соответствует свой класс движений.

- Уровень А. Самый низкий и филогенетически самый древний. Не имеет самостоятельного значения, отвечает за тонус мышц. Поступает сигнал от мышечный проприорецепторов, которые сообщают о напряжении мышц, и от органов равновесия. Самостоятельно этот уровень регулирует весьма немногочисленные движения: в основном, связанные с вибрацией и тремором, например, стук зубов от холода.

- Уровень Б. Уровень синергий. Сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном расположении и движении частей тела. Он говорит тебе только о твоём теле. Этот уровень замкнут на пространство тела. Большое участие в организации движений более высоких уровень, и там берёт на себя задачу организации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения этого уровня: потягивание, мимика.

- Уровень С. Уровень пространственного поля. Сигналы от зрения, слуха, осязания – вся инфа о внешнем пространстве. На данном уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов, их форме, размерам и пр. Все переместительные движения относятся к этому уровню.

- Уровень D. Уровень предметных действий. Уровень коры г/м, отвечающий за организацию действий с предметами. Все орудийные действия и манипуляции с предметами. Движения представлены как действия. В них задан результат, а набор движений нет.

- Уровень Е. Уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма движения символической или координированной речи. Движения здесь определяются не предметным, а отвлечённым вербальным смыслам. Театральная штука тоже относится к D.

В движениях участвуют все нижележащие уровни. Например, в письме участвуют все: А – тонус, Б – округлость и скоропись, С – ровность строчек, D – ручку держать, Е – что писать. Работа нижележащих, как правило, не осознаётся.

Это крупный научный вклад в физиологию движений.

 

Акцептор действия по Анохину. Анохин был до Бернштейна.

Анохин – своя концепция регуляции поведенческого акта. Модель функциональной системы. Суть: человек не может функционировать независимо от окружающего мира, факторов много, инфа о них – обстановочная афферентация. Воздействия несущественны и неосознаваемы, а неожиданные, существенные вызывают ответную реакцию – ориентировочная реакция, и это стимул для проявления активности. Вся эта инфа воспринимается в виде образов, и эти образы соотносятся с инфой в памяти человека и его мотивационными установками. Процесс сопоставления осуществляется скорее всего через сознание, что приводит к решению о составлении плана поведения. В ЦНС ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия. Акцептор – это цель, на которую направлено действие. Инфа идёт через эмоциональную сферу, и если эмоция положительна, то всё в порядке и действие прекращается (цель достигнута), если плохая эмоция – то действие корректируется. Подчёркивал роль сознания.

Одобряэ понятие рефлекторного кольца (ввёл Сеченов, а Павлов считал, что рефлекторная дуга).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: