технологической практики




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по производственному обучению _____________ А.А. Пильщикова «__» _________ 20_ г. УТВЕРЖДАЮ Директор УО МГТК _________Г.В.Космач «__»________20_г.

 

 

Рабочая программа

Технологической практики

Специальность 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

Минск


Авторы: Карловская Наталья Васильевна, преподаватель УО «Минский государственный торговый колледж»

Кутняхова Людмила Васильевна, преподаватель УО «Минский государственный торговый колледж».

Короткина Анна Георгиевна, преподаватель УО «Минский государственный торговый колледж».

 

Рецензент: Блинова Ольга Ивановна, преподаватель УО «Минский государственный торговый колледж»

 

 

Программа разработана в соответствии с тематическим планом, утверждённым как приложение к учебному плану № _______

и образовательным стандартом РД РБ 02 100.4.040. – 2004 «Среднее специальное образование»

Специальность 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

 

Рассмотрено и одобрено на заседании

цикловой комиссии

товароведческих дисциплин

 

протокол № __ от________г.

 

Председатель цикловой комиссии Л.В. Кутняхова


Пояснительная записка

Практическое обучение учащихся является важной частью образовательного процесса и наиболее эффективной формой подготовки специалиста к трудовой деятельности. В период прохождения практики учащиеся углубляют и систематизируют знания, полученные в процессе теоретического обучения, овладевают профессиональными умениями и навыками, приобретают опыт организаторской работы.

Практика организуется в соответствии с учебным планом специальности 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность», Положением о практике учащихся средних специальных учебных заведений Республики Беларусь.

Организация практического обучения должна обеспечить выполнение государственных требований к содержанию и уровню подготовки специалиста в соответствии с образовательным стандартом специальности, последовательное расширение формируемых у учащихся практических умений и навыков, подготовку специалиста к выполнению основных трудовых функций, участие учащихся в творческой деятельности, профессиональную и социальную адаптацию учащихся в условиях производства, целенаправленную подготовку к самостоятельной производственной деятельности.

Учебным планом и образовательным стандартом по специальности предусматриваются следующие виды практики: учебная, технологическая, преддипломная.

Технологическая практика проходит в апреле-мае 6 семестра. Объём технологической практики – 6 недель.

Технологическая практика призвана решать следующие основные задачи:

· Закрепление, систематизация, углубление и расширение знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;

· Освоение современной техники и технологии (торгового процесса) организации труда объектов торговли (торговых предприятий);

· Развитие профессионального мышления и профессиональной самостоятельности;

· Приобретение профессиональных умений и навыков профессиональной компетенции по специальности, практического опыта работы в условиях трудового коллектива;

· Совершенствование навыков по профессии «продавец», сформированных во время учебной практики.

В период технологической практики в соответствии с её принципами учащийся выполняет обязанности, определённые квалификационным справочником должностей служащих, занятых в торговле. Таких как:

¾ Зав. отделом (секцией) и их заместителей;

¾ администраторов торгового зала;

¾ товароведа, торгового (коммерческого) отдела;

технологическая практика проводится на базовых объектах торговли различных организационно-правовых форм. Они должны отвечать следующим требованиям:

· гарантировать возможность выполнения программы практики;

· иметь высокую культуру обслуживания, широкий ассортимент товаров;

· иметь современное торгово-технологическое оборудование, применять современные методы продажи товаров и обслуживание покупателей, использовать в работе персональные компьютеры;

· располагать квалифицированными специалистами для руководства практикой и контроля за работой учащихся-практикантов;

· создать практикантам нормальные бытовые условия и безопасные условия труда.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет учреждение образования, общее руководство – квалифицированный специалист отдела торговли.

По результатам технологической практики руководитель от объекта торгового предприятия составляет производственную характеристику учащихся с учетом которой выставляются отметки.

Рекомендуемые формы отчетности для учащихся по итогам прохождения технологической практики – дневник и письменный отчет, где отражаются выполняемые работы, предусмотренные программой, делаются выводы и предложения по каждой теме программы практики. К отчету прилагаются все необходимые документы (схемы, заполненные формы бухгалтерской или статистической отчетности, образцы документов, на основании которых осуществляется коммерческая деятельность торговых предприятий). В конце отчета размещается отзыв-характеристика руководителя практики торгового объекта, заверенный печатью отдела кадров.

Приведенные в программе тематические планы являются примерными. Предметные (цикловые) комиссии учреждения образования смогут вносить обоснованные изменения в распределение учебных часов по темам и сод6ержание практики с обязательным сохранением общего количества часов, предусмотренным учебным планом. Изменения, вносимые в программу, утверждаются заместителем руководителя учреждения образования по производственному обучению.


Примерный тематический план

технологической практики

 

  Тема Продолжительность практики
в днях в часах
    1.     2.       Вводные занятия   Общее ознакомление с объектом торговли, организацией труда.   Изучение должностных обязанностей заведующего отделом (секцией) и его заместителя; администратора   Технологические процессы на розничных торговых объектах   ИТОГО                        

 


Содержание программы

 

Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
Вводные занятия
Ознакомление с целью и задачами технологической практики, с порядком и календарным графиком ее проведения, оформлением дневника и отчёта. Первичный инструктаж по безопасным условиям труда и пожарной безопасности. Анализировать информацию о работе торгового предприятия. Соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности. Экскурсия по торговому объекту, беседы с представителями администрации, специалистами, руководителями практики. Прослушивание первичного инструктажа по безопасным условиям труда, правилам пожарной безопасности на объекте. Обслуживание покупателей в торговом зале. Кабинет охраны труда, помещения торгового объекта.
Тема 1. Организация труда и управления в торговом объекте. Охрана труда и пожарная безопасность
1.1 Характеристика торгового объекта Тип торгового объекта, товарный профиль, его подчиненность, форма собственности, режим работы, местонахождение, район деятельности, наличие транспортного сообщения, парковки, наружное оформление, материально-техническая база и тех. оснащение. Анализировать информацию о работе торгового объекта. Формировать умение характеризовать торговый объект по основным признакам: товарный профиль, район деятельности, контингент обслуживаемых покупателей, форма собственности, его подчиненность, режим работы, наружное оформление, техническое оснащение, материально-техническая база. Ознакомление с торгово-производственной деятельностью и видами торговых услуг, предоставляемых потребителям торговым объектом. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый объект, рабочее место продавца в торговом зале
Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
1.2 Виды помещений торгового объекта. Планировка торгового зала. Анализировать особенности технологического решения торгового объекта, планировки торгового зала, организации покупательских потоков. Производить расчеты и определять эффективность использования установочной и экспозиционной площади торгового зала. Эксплуатировать различные типы торгового оборудования и осуществлять оптимальный подбор в количественном и качественном плане торгового оборудования. Изучение видов помещений торгового объекта, определение общей площади и площади торгового зала, планировки торгового зала, размещения торгово-технологического оборудования, расчет эффективности установочной и экспозиционной площади торгового зала. Чертеж схемы планировки торгового зала с указанием покупательских потоков. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый объект, торгово-технологическое оборудование магазина или секции, рабочее место продавца в торговом зале.
1.3. Нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность торгового объекта, структура управления. Анализировать структуру управления торговым объектом. Пользоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность торгового объекта Изучение содержания нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность торгового объекта: Устава организации, закона «О торговле». Составление схемы структур управления торгового объекта. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый объект, рабочее место продавца в торговом зале. Устав, лицензия и другие правовые акты.
         

 

Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
1.4 Правила внутреннего трудового распорядка торгового объекта. Охрана труда и противопожарная безопасность на торговом объекте.   Выполнять правила внутреннего трудового распорядка, действующие на торговом объекте. Аргументировать необходимость соблюдения трудовой и производственной дисциплины, рационального использования рабочего времени. Соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, умение оказать первую медицинскую помощь. Принимать меры по охране окружающей среды. Анализировать состояние дел по обеспечению безопасных условий труда и противопожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи на торговом объекте, ведению журналов инструктажей по технике безопасности. Изучение правил внутреннего распорядка торгового объекта. Обслуживание покупателей в торговом зале. Изучение правил и инструкций по охране труда, противопожарной безопасности. Изучение состояния дел и контроля по обеспечению безопасных условий труда и противопожарной безопасности, наличия и исправности противопожарного инвентаря и сигнализации, аптечки первой помощи. Изучение схемы эвакуации людей и имущества в случае внезапного пожара. Выявление несчастных случаев на производстве, ознакомление с порядком их рассмотрения. Обслуживание покупателей в торговом зале. Рабочее место продавца в торговом зале. Торговый объект, рабочее место продавца в торговом зале. Противопожарное оборудование, стенды по охране труда. Журналы инструктажа по технике безопасности. План эвакуации на случай пожара, аптечка с медикаментами.
Тема 2. Изучение должностных обязанностей заведующего отделом (секцией) и его заместителя, администратора  
  2.1. Ознакомление с правами и обязанностями заведующего отделом (секцией) и его заместителя. Анализировать должностные обязанности заведующего отделом (секции) и его заместителя. Изучение должностных инструкций (обязанностей) заведующего отделом и его заместителя. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал торгового объекта, рабочее место заведующего отделом.
  2.2 Ознакомление с правами и обязанностями администратора торгового зала. Анализировать должностные обязанности администратора торгового зала в соответствии с типом торгового объекта. Изучение должностной инструкции (обязанностей) администратора торгового зала. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал, рабочее место администратора продавца в торговом зале.
  2.3 График выхода на работу Табель учёта рабочего времени. Обобщать полученные ранее знания о режиме работы предприятия и графике выхода на работу. Формировать умение использовать производственный календарь Республики Беларусь при составлении графика выхода на работу в соответствии со штатным расписанием, с учащенностью покупательских потоков в течение рабочего дня. Формировать умения учёта использования рабочего времени, составления отчётности. Обобщение полученных ранее знаний о режиме работы предприятия и графиках выхода на работу, выбор наиболее рационального варианта графика выхода на работу с учетом режима работы предприятия и интенсивности покупательских потоков в течение рабочего дня. Участие в составлении графика выхода на работу на следующий месяц. Обслуживание покупателей в торговом зале. Оформление табеля учёта рабочего времени, в соответствии со сроком сдачи отчета в бухгалтерию Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал, рабочее место продавца в торговом зале, заведующего отделом.    
           

 

Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
2.4. Организация материальной ответственности на торговом объекте Формировать умения заключения и переоформления договоров материальной ответственности. Анализировать организационно-воспитательную работу с персоналом по вопросам обеспечения сохранности вверенных товарно-материальных ценностей. Изучение применяемых видов материальной ответственности на торговом объекте. Изучение содержания договора об индивидуальной и коллективной ответственности, порядок возмещения причиненного вреда. Оформление и переоформление договора об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Анализ организационно-воспитательной работы с персоналом по обеспечению сохранности вверенных товарно-материальных ценностей. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал торгового объекта, рабочее место продавца, заведующего отделом. Бланки договоров.
2.5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.   Формировать умения организации, проведения и документального оформления инвентаризации. Определять результаты инвентаризации. Ознакомление с задачей, процедурой и сроками проведения инвентаризации, составом инвентаризационной комиссии. Участие в проведении инвентаризации. Документальное оформление инвентаризации и акта результатов инвентаризации. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал предприятия торговли, рабочее место заведующего отделом. Бланки отчётности.
Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
2.6. Товарные потери, порядок их списания, пути предотвращения   Формировать умения списания товарных потерь. Анализировать проводимую работу по снижению товарных потерь на торговом объекте. Выявлять причины изменения качества товаров. Ознакомление с видами товарных потерь, причинами из возникновения, нормами и порядком списания. Выявление видов и объёмов товарных потерь. Разработка мероприятий, способствующих снижению товарных потерь. Обслуживание покупателей в торговом зале.   Торговый зал и складские помещения торгового объекта, рабочее место продавца, заведующего отделом.  
3. Технологические процессы на розничных торговых объектах
3.1 Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом объекте Организовывать и обеспечивать торгово-технологический процесс на современном уровне для нормального функционирования торгового объекта. Изучение торгово-технологического процесса торгового объекта. Составление схемы этого процесса, выделение отдельных элементов. Предложение путей рационализации торгово-технологического процесса. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал, складские помещения торгового объекта, рабочее место продавца, заведующего отделом.
3.2 Изучение организации завоза товаров Сформировать умение составлять графики завоза по различным группам товаров, учитывая специфику завоза Сформировать умение составлять ежедневные и перспективные заявки на отдельные группы товаров Изучение графиков завоза. Составление и согласование с поставщиком графиков завоза Анализ предыдущих заявок. Составление ежедневных и планирование перспективных заявок. Изучение прайс-листов поставщиков товаров. Кабинет зав. отделом, зав.секцией  
Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
3.3 Приёмка товаров по количеству Анализировать содержание «Положения о приёмке товаров по количеству и качеству». Формировать умения приёмки товаров по количеству, документально оформлять приёмку товара. Изучение «Положение о приёмке товаров по количеству и качеству», ознакомление с особенностью приёмки товаров по количеству. Участие в приёмке 3-4-х партий товара, поступившего в различных транспортных средствах и со склада магазина под контролем руководителя, документальное оформление результатов приёмки. Обслуживание покупателей в торговом зале. Погрузочно-разгрузочная площадка, склад, торговый зал торгового объекта, рабочее место продавца в торговом зале, заведующего отделом. Сопроводительные товарно-транспортные документы.
3.4 Приёмка товаров по качеству Формировать умения приёмки товаров по качеству, документально оформлять приёмку товара. Изучение «Положение о приёмке товаров по количеству и качеству». Ознакомление с особенностями приёмки отдельных групп непродовольственных товаров по качеству. Участие в осмотре и приёмке по качеству 2-3-х партий товара, под контролем заведующего отделом и товароведа. Документальное оформление результатов приёмки. Обслуживание покупателей в торговом зале. Складские помещения торгового объекта, рабочее место товароведа, заведующего отделом, продавца в торговом зале Нормативно-техническая документация.
Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
3.5. Хранение товаров на торговом предприятии Изучить организацию и обеспечение рациональных условий и режимов хранения товаров на складе торгового объекта; виды тары, используемой для хранения и перевозки товаров.Анализировать соблюдение условий хранения товаров на складах торгового объекта и их соответствие требованиям нормативно-технической документации и инструкциям. Ознакомление с условиями и режимами хранения товаров, особенностями укладки на складе торгового объекта, видами тары, используемой для хранения и перевозки товаров.. Проверка соблюдения правил товарного соседства, гарантийных сроков хранения, температуры и влажности. Обслуживание покупателей в торговом зале.   Складские помещения торгового объекта, рабочее место продавца в торговом зале.
3.6 Подготовка товаров к продаже. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Формировать умение осуществлять подготовку товара к продаже, применять различные наиболее рациональные способы выкладки и демонстрации товаров на торговом оборудовании с учётом основных принципов мерчендайзинга. Изучение общих и специальных операций по подготовке товаров к продаже. Ознакомление со способами выкладки товаров в торговом зале. Осуществление подготовки товаров к продаже, размещение и выкладка товаров в торговом зале. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал, рабочее место продавца, торгово-технологическое оборудование, торговый инвентарь.

 

Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
3.7 Методы продажи товаров, активные формы обслуживания населения. Продажа товаров в кредит. Формировать умение анализировать эффективность применения методов продажи товаров на торговом объекте. Использование основных принципов мерчендайзинга при организации продажи товаров на торговом объекте. Формировать умение документально оформлять продажу товаров в кредит. Использование основных принципов мерчендайзинга при организации продажи товаров на торговом объекте. Ознакомление с методами продажи и активными формами обслуживания населения на торговом объекте Организация продажи товаров в кредит. Анализ эффективности применяемых методов продажи товаров на предприятии торговли. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал торгового объекта, рабочее место продавца в торговом зале.
3.8. Правила осуществления розничной торговли отдельными видам товаров. Правила обмена товаров, реализуемых на торговом объекте. Сформировать знания правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и порядка их обмена. Ознакомление с правилами осуществления торговли товарами, реализуемыми на торговом объекте, правилами их обмена. Ознакомление с организацией внутреннего контроля, за соблюдением правил торговли. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал, рабочее место администратора, продавца в торговом зале.

 

Содержание темы Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место (оборудование)
3.9. Состояние культуры обслуживания на торговом объекте Анализировать, оценивать состояние и уровень культуры и качества обслуживания на торговом объекте Изучение элементов культуры обслуживания. Анализ состояния и качества культуры обслуживания на торговом объекте, оценивание факторов, определяющих уровень культуры обслуживания. Разработка мероприятий, направленных на повышение культуры обслуживания. Обслуживание покупателей в торговом зале. Торговый зал, рабочее место администратора, продавца в торговом зале.
3.10. Дополнительные услуги на торговом объекте. Формирование умения оказывать услуги покупателям, анализ перечня услуг, оказываемых покупателям на торговом объекте Ознакомление с классификацией услуг. Оказание дополнительных услуг при обслуживании покупателей. Анализ эффективности дополнительных услуг как средств совершенствования торгового обслуживания. Торговый зал, рабочее место администратора, продавца в торговом зале, Бюро услуг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: