Язык как средство общения




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

 

 

Р.П. Полевая

Русский язык
и культура речи

 

Методические указания
по выполнению контрольной работы для студентов

Всех специальностей

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры СО, протокол №9 от 05.03.2004 г.

 

 

Утверждены Методическим Советом ИСиУСП, протокол №6 от 10.03.2004 г.

 

 

Русский язык и культура речи. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 27 с.

 

 

Составитель: асс. Р.П. Полевая

 

 

Рецензент: канд. филол. наук, проф. Е.П. Бугрий

 

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2008 г.


Общие методические указания

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты самостоятельно, пользуясь учебником «Русский язык и культура речи» и «Практикумом» по данному курсу, изданным под ред. проф. В.И.Максимова, или любым другим доступным учебником «Русский язык и культура речи», выполняют упражнения, контрольные и самостоятельные работы.

 

Цели и задачи дисциплины

Цель курса: помочь студентам повысить уровень практического владения современным литературным русским языком в разных сферах его функционирования (в письменной и устной его разновидностях).

Задачи курса: познакомить студентов:

· с основами знаний о речевом общении и его видах;

· с качествами речи (такими, как правильность, чистота, точность, доказательность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность);

· с основными нормамисовременного русского литературного языка.

Кроме того:

· выработать внимание к нарушению норм литературного языка;

· научить анализировать собственную речь;

· научить создавать связные, грамотно построенные тексты на разные темы.

Контрольная работа

Контрольные задания следует выполнять на писчей бумаге, стандартного формата 11 (А4) на одной стороне листа. Текст пишется темными чернилами, четко и аккуратно, либо печатается. Задания формулируются на листе по мере их выполнения. Нумерация страниц сквозная. Сокращения можно производить согласно ГОСТу 2.316-68. На титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, его шифр, специальность, дисциплина, по которой выполнена работа.

Контрольная работа выполняется всеми заочниками. Студенты обязаны ответить на все вопросы, поставленные в контрольной работе. Отсутствие ответов на какие-либо вопросы, имеющиеся в задании, расценивается как незнание соответствующего материала.

Главным для студентов-заочников при выполнении контрольной работы должно быть следующее:

1. Глубокое изучение теории вопросов по рекомендованным пособиям.

2. Внимательное прочтение текстов заданий.

3. Выполнение всех заданий в полном объеме.

4. Выбор одного из вариантов.

 

ВАРИАНТ №1

Культура письменной речи

Орфография

Сформулируйте правила, необходимые для выполнения заданий.

Задание 1.
Темы:

Правописание безударных гласных в корне.

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Чередующиеся гласные в корне.

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

Непроизносимые согласные.

Разр…дить обстановку, р…птать на судьбу, ув…дание красоты, угн…тение, ч…столюбивые планы, гал…ерея, компромис…, рас…т…лающаяся р…внина, пл…вец, бл…стательно, вым…кнуть под дождем, подр…внять волосы, угн…тение, упр…щение, щ…бетание, городской ст…рожил, ут…пический, разр…дить посевы, окрес…ные места, изл…гать, ком…ентарий, мировоз…рение, пок…ление, пок…лечить, инт…л…игенция, пр…в…легия, просв…щение, об…гащать, опт…мизм, иде…логия, произр…стать, объед…нение, пре…мущество, ровес…ник, десп…тизм, кор…ектный, ск…пт...цизм, безмол…ствовать.

Задание 2.
Темы:

Правописание приставок.

Гласные – ы -, - и - после приставок.

По…данный, контр…нтересы, под…тожить, небез…нтересный, пр…сытиться, пр…успевать, пр…даваться мечтам, беспр…страстный, это пр…вратно понято, пр…емник пр…зидента, пр…клонить колена, пр…зирать глупцов, пр…зреть сироту, по…держанная одежда, ни…ходить, ни…вергнуть, ни…ший чин, пр…бытие поезда, пр…дать дополнительный объем, пр…бывание в столице, беспр…цедентный случай, пр…прятать на черный день, пр…скорбное известие, пр…остановиться, пр…воротное зелье, пр…одолеть пр…пятствие, ра…четливый сосед, бес…четное богатство.

Задание 3.
Темы:

Правописание суффиксов полных и кратких причастий и отглагольных прилагательных..

Высуш…ные грибы, выкач…ная из бака нефть, выкач…ная из подвала бочка, скле…ный конверт, поступила ветре…о, собрание прошло организова…но, движения ее медле…ны и скова…ны, незва…ый гость, осозна…ый вывод, неча…ная оговорка, выжже…ная степь, домотка…ное полотно, мы в себе увере…ы, стекля…ый стакан.

Задание 4.
Темы:

Правописание предлогов.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

(В) течени… недели; (на) счет занятий; что-то (в) роде гриппа; идти (на) встречу ветру; (в) следстви… непогоды; (в) продолжени… повести; н… пуха н… пера; не сказал (ни) кому; звонить (не) кому; ему (не) сдобровать; (не) знакомый мне голос; (не) большая, но уютная квартирка; проблема отнюдь (не) решена; он на это (не) способен; отвечает (не) колеблясь; (н…) зря; чем (н…) тема для сочинения; (не) исправленные тобой ошибки; (н…) разу; (н…) кому (не) разрешает.

Задание 5.
Темы:

Правописание гласных после шипящих и ц в разных частях речи и в разных частях слова.

Нарц…сс, новые ц…новки, ц…гейковая шуба, встать на ц…почки, болеть ц…нгой, твердый панц…рь, громко ц…кнуть, пушистый ц…пленок, мощная ц…тадель, получить компенсац…ю, скворц… прилетели, иниц…алы, строительство гостиниц…, ц…трусовые деревья, курить ц…гарки, куц…й хвост, дать дезинформац…ю, ш…пот ночи, ч…порный человек, покрыться румянц…м, ж…сткие условия, лесные ш…рохи, трещ…тка сторожа, реш…тка сада, городские трущ…бы, боч…нок с водой, грош…вая опера, деш…вый товар, паштет из печ…нки, ноч…вка в лесу, разбитый паралич..м, кипяч…ное молоко, толч…ные орехи, тонкая беч…вка, говорить общ….

Задание 6.
Темы:

Правописание имен существительных (окончания имен существи-тельных, суффиксы имен существительных).

Правописание имен прилагательных (окончания имен прилагатель-ных, суффиксы имен прилагательных).

По снеговой пустын…, со стороны деревн…, мечта о счасть…, возникать в воображени…, на отцовской постел…, играть на роял…, рассказывать о путешестви… по Кубан…, побывать в Астрахан…, в новом изложени…, стол…к, горш…к, пальт…цо, здань…це, объезд…ик, разнос…ик, француж…нка, нищ…нка, изюм…нка, в дремуч…м лесу, любоваться син…м морем, совестл…вый, сирен…вый, матрос…кий, ветр..ный день, масл…ная лампа, стекля…ый шар, кожа..ый портфель, глиня…ый сосуд, недюжи…ая сила, сви…ая тушенка, были…ый герой, име…ой пистолет, безветре…ая погода.

Задание 7.
Темы:

Правописание наречий.

(неждан…о) негадан…о, (не)случайно, изредк…, (с)начал…, проч…, (точ…) в (точ…), (по)прежнему, (по)моему, (по)французски, (не)спроста, (во)первых, (и…) (под)тишка, (с)ходу, (на)отмаш…, (не)ожидан…о.


Задание 8.
Темы:

Правописание союзов.

Правописание частиц.

Твердить одно и то (же); те (же) слова; тем (же) тоном; молод, за (то) смел; что (бы) н…случилось; и (так),начнем; во что (бы) то н… стало; пришел, что (бы) поговорить; что (бы) через час закончили; что (бы) было, если (бы) осенью сделалась весна; то (то) же; не берись за (то), чего не умеешь; не за (то) волка бьют; все то (же) самое; что (бы) ты н… делал, делай (ка) аккуратно; он (таки) пришел; все (таки) сделал; он как (будто) повеселел; куда (же) вы; а был (ли) мальчик (то); (кое) кто (кое) с кем как (то) раз; умудрился (таки); при (чем) тут я.

Задание 9.
Темы:

Правописание имен существительных с пол-.

Пол(дерева),полу(оборот), пол(сливы), пол(армии), пол(реки), пол(миллиметра), пол(Америки), пол(аршина), пол(стакана), полу(пальто), пол(дома), пол(ленты), пол(окна), пол(туши), пол(абрикоса), пол(Ленинграда), пол(улицы), полу(станок), пол(булки), полу(круг), пол(миллиона), пол(Китая), пол(Аргентины), полу(невежда), пол(тетради), полу(месяц), пол(дачи), пол(лампы), полу(шубок), пол(дыни), пол(Киева), пол(тыквы), пол(цены), пол(ящика), полу(эскадрон).

Задание 10.
Темы:

Объясните написание – н - и – нн -, вставляя пропущенные буквы.

Образец: масляная краска – масло, -ян-; масленый блин – маслить, -ен-.

Выполните упражнение по образцу.

Масл…ая краска – масл…ый блин, ками…ая доска – каме…ая соль, сол…ая кислота – сол…ая рыба, серебр…ый портсигар – серебре…ые крючки, ветр…ый человек – ветр…ой двигатель, стекл…ая посуда – застекл…ые окна, посаж…ые цветы – посаже…ый отец, воща…ой лист – воще…ая бумага.


Пунктуация

Задание. 1

Расставьте знаки препинания в тексте.

Защита информации.

По некоторым оценкам потери от компьютерной преступности в банковском деле составляют в продолжение года до 10 миллионов долларов. Тем не менее компьютерные банковские системы распространяются и математики и инженеры разрабатывающие системы их защиты достигают высоких результатов.

Если банк не пожалел средств на то чтобы такую систему поставили высококвалифицированные специалисты и строго соблюдает правила ее эксплуатации проникнуть в нее постороннему преступнику невозможно.

Современная банковская система защиты информации обеспечивает многое невозможность подделки и подлога документов их сохранность недоступность для уничтожения преступником. Важнейшее звено здесь это сложная система разграничения доступа. Любое действие можно совершить лишь предъявив машине признак подтверждающий личность пароль электронную карту отпечаток пальца.

Казалось бы все предусмотрено однако компьютерные преступления продолжаются и прогнозы специалистов не обнадеживают. Это происходит потому что пользователи не понимают главного защита разрабатывается для конкретной программной и аппаратурной базы. Следовательно она не может быть автоматически перенесена из одной системы в другую.

Задание 2.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1. Все зашевелилось запело зашумело заговорило.

2. Одета она была в опрятное хоть и полинялое ситцевое платье руки у ней были красивые хоть и большие.

3. Уже не стало видно (не, ни) земли (не, ни) деревьев (не, ни) неба.

4. С победой крымской вернулось и солнце и любовь и юность и счастье каждого из нас.

5. Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным венчикам. /Т. Тассо/

6. Время неподвижно как берег нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы. /П. Буаст/

7. Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других.

8. Воображение горячий конь часто сбрасывающий с седла своего всадника. /Р. Соути/

9. Язык это орудие мышления…Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно примерно. /А. Толстой/

10. Пруд в Черномызе что море.

11. Русское искусство прежде всего сердечное искусство./М. Горький/

12. Художественные представления не порождения мозга а чада плоти и крови. /А. Грибоедов/

Культура устной речи

Орфоэпия

Дайте определение понятию орфоэпия.

Задание 1.

Расставьте ударения.

Агрономия, аналог, апостроф, балованный, баловать, газопровод, дозвонишься, жалюзи, завидно, заиндеветь, каталог, квартал, коклюш, красивее, кремень, кухонный, мизерный, обеспечение, облегчить, оптовый, простыня, щавель, столяр, плесневеть.

Августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский.

Бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы.

Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный.

Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.

Задание 2.

Как правильно произносятся слова? Какая буква необходима Е или Ё?

Ист…кший кровью – ист…кший срок, оглаш…нные резульаты – кричит как оглаш…нный, пад…ж скота – именительный пад…ж, аф…ра, быти…, кс…ндз.

Задание 3.

Определите значение слов по толковому словарю.

Аллопатия, антропогенез, баккара, брифинг, вернисаж, диссидент, имидж, импичмент, инсинуация, маргинальный, менеджер, менталитет, меркантилизм, мизантроп, оккультизм, панацея, плеоназм, прерогатива, сентенция, фанаберия.

Задание 4.

Разделите данные слова на две группы:

1) согласный звук в позиции перед / е / произносится мягко;

2)согласный звук в позиции перед / е / произносится твердо.

Запишите полученный результат.

Агрессия, академик, аутсайдер, анестезия, бизнес, депозит, депеша, генезис, гипотеза, девальвация, депеша, кафе, коэффициент, темп, менеджер, непрезентабельный, телефакс, фанера, чартер, шинель, свитер, резюме, термин, лютеранин, кодекс, компетентный, компьютер, интервал, пресса, интерферон, резидент, рейс, рейтинг, бекон, брюнет, реквием, интерн, интернат, атеист, резервуар,

Эфемерный, фортель, адепт, антресоли, артезианский.

Задание 5.

Разделите данные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения - ЧН -:

1) слова, где произносится / - ЧН - /;

2) слова, где произносится / - ШН -/;

3) слова, где возможны оба варианта произношения.

Запишите полученный результат.

Скворечник, пустячный, вторично, нарочно, Саввична, сердечный, скучный, бутылочный, копеечный, конечно, Кузьминична, двоечник, съемочный, молочная каша, молочник, яичница, скворечник, брусничный морс, взяточник, пряничный, песочный, лубочная картинка, мелочный, Никитична.

Лексика

Задание 1.

Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления и смысловой связи слов.

Запишите исправленный вариант.

1. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.

3. Если за собаками в течение трех дней не явятся владельцы, они подлежат уничтожению.

4. Поражает множество различных теорий о происхождении алфавита в современной науке.

5. Он не оплатил за проезд в автобусе.

6. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись.

7. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений.

Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова (паронимы).

Запишите исправленный вариант.

1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

5. Многим студентам нашей группы (представилась, предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции.

6. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

7. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические, романтические) истории.

8. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые, стилистические) поправки.

9. Утвержден (статус, статут) новой организации, объединяющей любителей природы.

10. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

11. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особенную значимость, особенную значительность).

Задание3.

Определите значения слов, выступающих в качестве паронимов.

Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

Интеллигентские – интеллигентные, туристический – туристский, болотистый – болотный, экономный – экономический, человеческий – человечий, обличие – обличение, существо – сущность, проблемный – проблематичный, удачный – удачливый.

Задание 4.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

Запишите исправленный вариант.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либералами, относились индифферентно к вопросам религии.

2. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

3. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее больше импонирует ее внешности.

4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

1) о том, кто часто меняет свои решения;

2) о том, кто часто бездельничает;

3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

4) о кротком, безобидном человеке;

5) о человеке высокого роста;

6) о болтливом человеке;

7) о бесследном исчезновении кого-либо;

8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон;

9) о чувстве большой неловкости, стыда;

10) об очень дальних родственниках;

11) о бесшабашном человеке;

12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо;

13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного.

 

Грамматика

Задание 1.

Определите род существительного.

Кофе, пемоксоль, тюль, повидло, ООН, атташе, плащ-палатка, иваси, ВУЗ, «Юманите», кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, авеню, бигуди, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, цеце, шимпанзе, эскимо, Хоккайдо.

Задание 2.

Запишите имена существительные в форме множественного числа.

1. Заводские (корпус) - …

2. Опытные (штурман) - …

3. Морские (порт) - …

4. Молодые (инженер) - …

5. Опытные (бухгалтер) - …

6. Дорожные (инспектор) - …

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родитель-ного падежа множественного числа.

Запишите полученный вариант.

Нет (петля) - …

1. Пачка (макароны) - …

2. Группа (грузины) - …

3. Пять (кочерга) - …

4. Килограмм (мандарины) - …

5. Порция (оладья) - …

Задание 4.

Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.

1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).

2. Мне очень нравились фильмы с (Фанни Ардан).

3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь).

4. После матча мне удалось взять автограф у самого (Александр Буре).

5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко).

6. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо).

7. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа.

8. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин).

9. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк).

10. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю.Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

 

Язык как средство общения

Задание 1.

Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).

1. Что такое литературный язык? Перечислите основные признаки литературного языка.

2. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? Подберите образцы текстов (8 – 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.

Задание 2.

Прочитайте фрагменты газетных статей.

Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.

Запишите отредактированный вариант.

1. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.

2. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. Программа предложила новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив новую технику монтажа.

3. Судя по всему, авторы проекта не учитывают российской сообразительности. Не ценят живого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов.

4. Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы очень много. Я спросил у И., постоянного посетителя встреч с А. Кашпировским, о его ощущениях. После первого сеанса он так отъехал, что еле мог шевелиться.

Задание 3.

Устраните тавтологию, используя синонимы.

Запишите отредактированный вариант.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

2. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности.

3. Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения.

4. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

5. Дело в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все.

 


Вариант №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: