УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОМ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ




Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, включающее систему абсолютных и относительных показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Анализ финансового состояния позволяет определить финансовую устойчивость предприятия как критерий оценки комплекса финансовых и других видов рисков. Зависимость между финансовой устойчивостью предприятия и риском прямо пропорциональна: при ухудшении финансового состояния предприятия возникает опасность возникновения комплекса финансовых рисков.

В регионе удельный вес поездок, совершаемых без оплаты по льготному праву доходит до 38%. К тому же из учёта выпадают пассажиры, уклоняющиеся от оплаты проезда. Проблема предоставления и реализации льгот на бесплатное пользование общественным транспортом в настоящее время становится всё более актуальной. Сегодня потери предприятий от выпадающих по этой причине доходов практически соизмеримы с величиной бюджетной дотации.

Однако однозначное решение вопроса прямой отменой льгот, как это иногда предлагается, было бы поспешным и социально неоправданным. Подход к этому решению должен быть дифференцированным. Необходимо учитывать признак, по которому установлена льгота, степень её оправданности, возможный источник компенсации, проще говоря, оплаты этой льготы. Проезд может быть бесплатным только для индивидуального пассажира. Должен действовать принцип рынка. Продавец услуги не может реализовывать её за счёт собственных потерь или за счёт необоснованного повышения продажной цены для других категорий покупателей.

Сейчас внедряется предложение об установлении обязательной платы за проезд для всех категорий пассажиров с одновременным введением адресной компенсации для тех, кому льготы могут быть сохранены.

В принципе это правильное решение. Однако специфика транспортной услуги, технология оплаты и контроля за ней таковы, что у предприятия общественного транспорта не может быть никаких гарантий, что суммы, предназначенные для оплаты льготного проезда, попадут по своему назначению. Вероятнее ожидать, что количество безбилетников вновь возрастёт. Проблема безбилетников достаточно сложна, и ликвидировать эти потери практически невозможно. Для решения этой задачи можно предложить сочетание мер административных (повышение суммы штрафа, ужесточение контроля) с мерами воспитательного воздействия (усиление разъяснительно-информационной работы).

Главной задачей при выборе метода управления комплексом финансовых рисков для повышения финансовой устойчивости предприятия является уменьшение степени вероятного риска до максимально низкого уровня. Этого можно добиться различными методами, важнейшими из которых являются: избежание возможных рисков, передача риска, хеджирование, диверсификация, страхование и самострахование [1, 57-59].

Органы местного самоуправления определяют муниципальный заказ по транспортному обслуживанию населения и обеспечивают заключение договорных отношений с предприятиями общественного транспорта. Договор определяет гарантированный объём предоставляемых транспортных услуг. Таким образом, возникают отношения заказчика (органы местного самоуправления) и исполнителя (предприятия общественного транспорта). Договор на транспортное обслуживание предусматривает принципиально важное право исполнителя требовать возмещения убытков, а при уменьшении объёмов финансирования корректировать объёмы транспортной работы. В договоре также подчёркивается обязательство заказчика компенсировать убытки исполнителя, выделять субсидии на приобретение подвижного состава и обновление инфраструктуры, но без оговорок: «в соответствии с возможностями бюджета» или «в соответствии с финансовой возможностью».

Следует иметь в виду, что без перехода на действительно равноправные договорные отношения с муниципальным собственником предприятия общественного транспорта без отказа от прямой дотации как формы финансирования эксплутационной деятельности предприятий, оценка структуры баланса, ликвидности, рентабельности, деловой активности и финансовой устойчивости предприятия неизбежно будет в известной степени условной. Такой баланс (по существу, а не по форме) не является в достаточной мере самостоятельным.

Таким образом, дотация может быть рассмотрена как одна из форм зарабатывания дохода, зависящего от объёма и качества выполненной работы. Тогда финансирование дефицита по-прежнему идёт за счёт бюджета, но на основе рыночного хозяйственного механизма и равноправного партнёрства, только в этом случае самоокупаемость эксплутационной деятельности предприятия общественного транспорта станет реальностью.

Прежде всего, на концептуальном уровне необходимо признать социально-общественную значимость общественного транспорта и подтвердить её приоритетность.

На правовом законодательном уровне должны быть определены в качестве основной формы хозяйственно-рыночных отношений равноправные договоры с коллективными потребителями – заказчиками, обеспечены защищённость достаточности и своевременность взаиморасчётов, определяющих функционирование предприятий общественного транспорта.

На реализационном уровне необходимо комплексно реформировать финансовый механизм, само понятие «дотация на покрытие убытков» должно быть заменено «доходом от выполнения транспортной работы», резко должна быть повышена собираемость проездной платы, нормализована на коммерческой основе система предоставления льгот.

Только после этого реально станут эффективными необходимые программы технического перевооружения, диверсификация различных видов деятельности, обновления подвижного состава, автоматизации и информатизации управленческих и производственных процессов, повышения уровня транспортного обслуживания населения, как механизмы снижения соответствующих видов рисков.

 

Список литературы

1. Бублик Н.Д., Попенов С.В., Секерин А.Б. Управление финансами и банковскими рисками. -Кфа: Альтернатива РИЦ, 1998. -254 с.:ил.

2. Бирюков А.Н. Экономико-математические методы исследования проблем общественного транспорта муниципального образования. // Научная жизнь. – 2010, № 3. – С. 111.

 

Итоговая оценка за семестр:

 

Дата:

 

Подпись магистранта: Ковалевская И.А.

Подпись научного руководителя: Бирюков А.Н.

Подпись зав. кафедрой: Алексеева Н.Г.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: